Важнейшей задачей государственного регулирования выступает достижение и поддержание паритета в отношениях обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей. Государство так и не смогло сдержать рост цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика, транспорт и др. Темпы роста цен и тарифов на продукцию этих отраслей были намного выше, чем закупочных цен в сельском хозяйстве. Не была отработана методология ценообразования, учитывающая все элементы рыночной экономики и поддерживающая ее в равновесном состоянии: закон стоимости спрос и предложение, конъюнктуру рынка другие факторы экономической стабильности бюджетные возможности кредит, налоги, прибыль и т.д.), которые при возникновении дисбаланса должны меняться в такой последовательности, которая позволяет приводить систему в равновесное состояние. Происходил неконтролируемый рост цен на средства производства и частично тарифы.
Пытаясь контролировать уровень цен, государство в 1995г. ввело гарантированные цены на основные продовольственные товары, но бюджет не смог профинансировать реализацию этой идеи. В итоге либерализация привела к более быстрым темпам роста цен на средства производства по сравнению и ростом цен на продукцию сельского хозяйства, к значительному диспаритету цен.
Для восстановления паритетности обмена требуется прямое государственное регулирование цен и тарифов естественных монополий. При формировании закупочных цен необходимо определять реальные затраты основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечивать им возмещение издержек на уровне общественно- необходимых затрат с помощью специальных государственных дотаций.
Следует установить жесткий контроль за формированием цен на продукцию предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный «Фонд государственной компенсации», образуемый за счет бюджетных отчислении и специального налога на предприятия-монополисты [2]. [1]
Мировой опыт показывает, что в условиях возникновения диспаритета цен возрастает роль государственного регулирования. Согласно информации Организации экономического сотрудничества и развитая (ОЭСР), включающей 25 промышленно- развитых стран, — субсидии сельхозпроизводителям составляют свыше 200 млр. долларов. Причем меняется структура вложений за счет перехода к прямой помощи фермерам. По доле субсидий в общем объеме аграрного инвестирования на первом месте находится Япония- 90%, Швейцария-80% всей помощи (свыше 40 млрд. руб.) через цены, устанавливаемые правительством, которые значительно выше мировых.
Поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия роста производства, развития НТП, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом — социальную стабильность. На такие затраты идут практически все страны, К сожалению, в России эта поддержка не превышает 10%. Финансирование сельскохозяйственного производства за 2005 год в Удмуртской Республике осуществилось лишь на 67%, страдала от недофинансирования и социальная сфера в сельской местности .
Рис 1. Инвестиционная политика агроэконимики.
Улучшение паритетности обмена требует та совершенствования таких экономических рычагов как кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велика. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев).
Между тем, в России в последние годы долгосрочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. Прекращено и краткосрочное кредитование за счет ресурсов Центрального банка, а коммерческие банки ужесточили условия получения кредита, требуя весомых гарантий.
В сложившихся условиях целесообразно использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под третью часть учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов Агропромбанка, затраты государства при этом были бы меньше, чем вынужденная пролонгация кредитов и их систематическое списание.
Целесообразно ввести кредитование под будущий урожай на условиях фьючерских контрактов, заключаемых по договорной цене. Такое кредитование, осуществляемое на льготных условиях с использованием средств федеральных я местных бюджетов, позволит уже в начале сезона обеспечить сельскохозяйственные предприятия оборотными средствами. Но, учитывая, что сельское хозяйство — зона рискованного производства, такой подход требует отработанной системы страхования, предусматривающей государственную гарантию возмещения страховых платежей по всем видам страхования, возврат большей части страховых взносов в случае их не использования по итогом прошедшего года Необходимо также решить вопрос об отнесении затрат по добровольному страхованию имущества на себестоимость продукции.
Формой кредитования для приобретения техники сельскохозяйственного товаропроизводителя выступает и лизинг. Однако объем средств, выделяемых для создания соответствующих лизинговых фондов, явно недостаточен. К особой форме финансирования села следует отнести и товарный кредит, который оказывает существенную поддержку сельскому хозяйству в проведении сезонных работ. Как известно, топливо поставляется селу предприятиями ТЭК в счет зачета по налогам. Поставки ведут коммерческие предприятия, постоянно завышая цены и недопоставляя топливо. Перспективы развития этой формы кредитования не определены, так как сельские товаропроизводители из-за роста убыточности вернуть его не могут. Важным фактором улучшения финансового положения сельского хозяйства выступает упорядочение налогообложения. Дело в том, что, несмотря на рост убыточности сельскохозяйственных коммерческих организаций, сумма налогов продолжает расти в основном за счет НДС и платы за землю. С учетом финансового состояния целесообразно в сельском хозяйстве перейти к двухзвенной системе налогов: земельного и подоходного с введением нижнего и верхнего пределов изъятия налогов. Нижний — имеет ограничение на уровне рентабельности, обеспечивающей простое воспроизводство, верхний предел ограничивается третью суммы полученной прибыли.
В заключении можно подчеркнуть, что достижение и поддержание паритета в отношениях обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средство производства является важнейшей задачей государственного регулирования.
Список литературы
- Воротников, И. Л. Учебно-методическое пособие «Инновационная агроэкономика» [Текст] /. Н.В. Дьяконова, Е. А. Котельникова/ Саратов : ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»,2009 г
- Воротников, И. Л. Ресурсосберегающие технологии в АПК [Текст] /. К. А. Петров, Е. А. Котельникова/ Саратов : ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»,2013 г ISBN 978-5-91879-266-7
- Воротников, И. Л Экономика и управление инновационной деятельностью в агропромышленном комплексе [Текст] /. К. А. Петров, Е. А. Котельникова/ Саратов : ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ»,2014 г ISBN 978-5-91879-437-1
- Котельникова Е.А. Повышение устойчивости функционирования зернопродуктового подкомплекса на основе ресурсосберегающих технологий (на примере Саратовской области) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2011
1 Н.Я. Коваленко Экономика сельского хозяйства. М., ЮРКНИГА, 2004 г..
2 Н.А. Попов Экономика сельского хозяйства. М., Дело и сервис, 2000 г..[schema type=»book» name=»Приоритетные направления инновационной деятельности в зернопродуктовом подкомплексе» author=»Котельникова Е.А, Кондаков К.С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]