Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПОСТРОЕНИЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА

Сегодня дистанционное образование является современным и эффективным методом обучения. Его популярность во всем мира растет значительными темпами. Тысячи людей обращаются к дистанционному обучению, чтобы при современном ритме жизни без отрыва от работы получить новые полноценные знания, отвечающие международным стандартам качества, повысить квалификацию, усовершенствовать имеющиеся навыки.

Дистанционное образование сочетает в себе лучшие элементы традиционного обучения, сложившиеся на протяжении веков с самыми современными методиками обучения и передовыми информационно-коммуникациоными технологиями.

Как правило, дистанционное обучение рассматривается организациями как  самостоятельный, обособленный вид и подразделяется на:

Портал обучения и развития (далее — учебный портал) — это одно из современных средств организации дистанционного обучени. На учебном портале может размещаться актуальная информация об учебных мероприятиях, каталоги электронных курсов, тренажеры для обучения новым программам и приобретения специализированных навыков, тестовые задания для проведения плановых аттестаций и др. Назначенные курсы и тесты, а также их результаты доступны персонально каждому сотруднику после его регистрации на портале.

Следует учитывать то, что обучатся будут взрослые люди с высшим образованием, обладающие уже практическими навыками и сложившимися жизненными ценностями. Основная цель обучения взрослых – приобретение знаний по конкретным вопросам, связанным с совершенствованием профессиональной деятельности, повышение общей культуры, а не приобретение знаний как таковых. В связи с этим для обучения и профессиональной переподготовки взрослых людей первостепенную важность приобретает методология обучения, а также применение современных образовательных технологий.

Кроме того, при использовании технологий дистанционного обучения возникают и определенные трудности. Основной сложностью при разработке и сопровождении обучающих и тестовых программ является необходимость наличия методической поддержки. Кроме того, не стоит забывать и про трудоемкость и высокой стоимости данной разработки.

Несмотря на активное использование технологий дистанционного обучения в банковской системе, на текущий момент имеется ряд проблем, препятствующих развитию данного направления. Можно выделить некоторые общие проблемы:

Таким образом, на основе всего вышесказанного предлагается следующая общая модель построения электронных обучающих курсов:

  1. Электронный обучающий курс должен содержать элементы адаптивности – в частности, гибкую траекторию обучения (что является кардинальным отличием от систематического и обязательного изучения материала на очных курсах). При этом важен модульный подход к представлению учебного материала, который позволяет осуществлять обучение в зависимости от уже имеющегося уровня знаний.

Рис. 1. Пример структуры компьютерного учебного курса с элементами адаптивности

В начале работы с электронным курсом специалисту предлагается пройти специальный пре-теста, позволяющий определить его исходный уровень знаний. В зависимости от результата выполнения этого пре-теста, обучающемуся рекомендуется та или иная образовательная траектория.

Кроме модулей учебного материала, содержательная часть дистанционного курса так же должна включать в себя:

Рис. 2. Пример общей формы компьютерного обучающего курса

Все это позволит создать курс максимально ориентированным на обучающегося, с широким спектром дополнительных материалов и источников информации.

  1. Обучающий курс должен быть максимально ориентирован на самостоятельную работу обучающегося, а также обеспечивать его заинтересованность в процессе обучения. Объем образовательного контента должен быть необходимым и в то же время достаточным для изучения предмета курса. Таким образом курс должен содержать набор различных инструментов обучения: различные компьютерные тренинги и ситуационные практикумы, обучающие тренажеры, справочную литературу, а также пре- и пост-тренинговых тесты.
  2. Обучающий курс должен учитывать специфику обучения в банковской сфере, а именно:
    • Необходимость постоянного самообразования. Частые изменения нормативных документов, сокращение жизненных циклов банковских продуктов, частые инновации в окружающей среде ведут к резкому повышению требований к образовательному и квалификационному уровню банковского персонала.
    • Высокие квалификационные требования. Необходим постоянный контроль за уровнем квалификации с целью выявления пробелов в знаниях с учетом развития технологий, изменения нормативной базы.
    • Повышенные требования к информационному обеспечению трудовой деятельности. Результаты труда прямо связаны с качеством поступающей работнику информации.
    • Высокая техническая оснащенность и массовая автоматизация рабочих мест [1].

Таким образом, для обеспечения необходимого уровня подготовленности персонала должна быть организована практически непрерывная возможность обучения в условиях ограниченных финансовых ресурсов, территориальной удаленности и невозможности отрыва персонала от основного места работы на длительный срок.

  1. В обучающий курс обязательно должны быть включены элементы активного обучения, предусматривающие визуализацию учебного материала, использование мультимедиа и применение современных компьютерных технологий. Для этого наиболее подходящими являются flash-технологии, позволяющие заменить трудновоспринимаемые текстовые инструкции, на наглядную и понятную анимацию.
  2. Компьютерные средства обучения должны содержать актуальный учебный материал и быть снабжены актуальной нормативной базой. Для этого возможна реализация он-лайн подключения к соответствующим базам
  3. Средства обучения должны быть ориентированы на использование в Web-среде. То есть обучение может происходить не только путем подключения к внутренней корпоративной сети Интранет, но и удаленно, например, через интернет-портал банка, где путем ввода личного логина и пароля, каждый сотрудник может продолжить или начать обучение в любом месте и в любое время.
  4. Обеспечение непрерывности и цикличности процесса обучения и тестирования, например:

Например, в состав учебных курсов можно включить «программу адаптации» — специально созданную программу для новых сотрудников, на период испытательного срока, которая будет проводиться через учебный портал. Непрерывный и циклический характер обучения и тестирования позволит поддерживать необходимый уровень знаний сотрудников и соответствовать квалификационным требованиям с минимальными затратами, так как в основном будут  использоваться уже существующие и разработанные дистанционные курсы.

  1. Образовательная программа должна быть нацелена на решение профессиональных проблем обучающихся специалистов банковской отрасли. Таким образом, основным результатом обучения является приращение профессиональной компетентности обучающихся. Учитывая изменение профессиональных навыков и умений как важнейший результат обучения, система повышения квалификации специалистов в идеале должна ориентироваться на более широкий перечень результатов, которые были бы адекватны вышеуказанным потребностям [2]. Этот перечень можно представить в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий (рис. 3)

Рис.3 Навыки обучения

Первый уровень – базовые навыки, которые являются необходимым условием для приобретения профессиональных знаний и влияют на эффективность их использования.

Второй уровень – профессиональные навыки: способность осуществлять деятельность в конкретном профессиональном контексте.

Третий уровень – межличностные навыки: организованность, коммуникабельность, умение работать в команде, владение искусством переговоров.

Четвертый уровень – навыки обучения: умение применить имеющиеся знания в новых условиях, быстрая профессиональная адаптация.

Пятый уровень – личностные изменения, характеризующиеся способностью переосмысливать ценности, лежащие не только в основе профессиональной деятельности, но и выходящие за ее рамки.

В настоящее время дистанционное обучение в России развивается еще не достаточно быстро, и российский рынок дистанционного образования отстает от западных стран, где активно проводятся научно-исследовательские работы в области дистанционных технологий, и многие организации уже имеют собственные постоянно действующие университеты, институты, учебные центры внутреннего профессионального образования. Однако, в последние годы и в России многие банки начали рассматривать расходы на обучение персонала как основные и необходимые, понимая, что именно высококвалифицированный персонал является ключевым звеном в конкурентной борьбе в современных рыночных условиях.

Пока основными заказчиками и потребителями систем дистанционного обучения являются крупные организации с регионально распределенной структурой. Они все больше стараются внедрить электронные системы обучения среди своих сотрудников различных должностей, начиная от операторов и заканчивая руководителями структурных  подразделения, по всем возможным направлениям.

Реализация предложеной модели построения адаптивного обучающего электронного курса в банковской сфере позволит обеспечить:

Список литературы

  1. Гусева А.И., Дроздова А.А. Анализ применения электронных обучающих курсов в системе корпоративного обучения банковских сотрудников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–4. – С. 845-851;
  2. Дроздова А.А., Гусева А.И. Современные технологии дистанционного обучения в банковской сфере// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
  3. Дроздова А.А. Корпоративное обучение как ключевое звено управления персоналом в банковской деятельности //Материалы XVIII Международной  научно-практической  конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». – Новосибирск. —  — С. 288-295.
  4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. — М.: Интел-Синтез, 2004. — С. 6-45.
  5. Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. — М.: Высш. шк., 2004.[schema type=»book» name=»ПОСТРОЕНИЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА» description=»Данная работа посвящена системе корпоративного обучения и, в частности, дистанционного. Выявлена специфика обучения, характерные особенности и отличительные черты. Проанализированы существующие в настоящее время проблемы и недостатки. Для решения некоторых из них автором предложена обобщенная модель построения электронного обучающего курса, ориентированная на максимально эффективное обучение. Выделен перечень результатов, на которые должно ориентироваться проводимое обучение. Данный перечень представлен в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий. Рассмотрены свойства и критерии, которым должен соответствовать обучающий курс, а также проанализированы результаты от его внедрения.» author=»Дроздова Анна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found