Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

В настоящее время в российской промышленности наблюдается практически полное отсутствие инновационной инфраструктуры в промышленности. Для поддержки промышленности высоких технологий государству необходимо использовать различные меры по стимулированию развития инновационно направленных отраслей промышленности, повышению их конкурентоспособности. Развитие инновационной инфраструктуры следует рассматривать как определяющий фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции не только в пределах страны, но и в мировом масштабе. В связи с этим представляется важным изучить мировой опыт ведущих инновационно-ориентированных экономик, проанализировать различные подходы к реализации научно-технического потенциала в промышленном производстве для возможного применения в российских условиях.

США занимает особое место в международном разделении труда наряду с европейскими развитыми странами. Многообразие отраслей промышленности, обеспеченность различным сырьем и квалифицированными кадрами, высокоразвитая научно-исследовательская база позволило американской промышленности обеспечить массовое производство разнообразной серийной продукции и выпуск уникальных приборов и оборудования как для внутреннего, так и для мирового рынка.

В США поддержка экспорта представляет собой сеть государственных и негосударственных институтов, к числу которых относятся министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, дипломатические миссии и т.д., реализующих на практике различные направления внешнеэкономической политики.

Государственная поддержка экспорта в США представлена рядом институтов, формирующих благоприятные условия американским компаниям для реализации выгодных коммерческих проектов: Госдепартамент США; Министерство сельского хозяйства; Министерство финансов; Министерство торговли США и другие.

Информационное обеспечение ВЭД осуществляется посредством выпуска справочников, информационных бюллетеней, а также формированием специальных сайтов. Кроме того в рамках программы стимулирования экспорта в США выпускаются методические руководства по экспортным программам и вопросам федеральной помощи экспортерам, в которых представлены основные направления и виды государственной поддержки, а также механизм ее получения. Американская компания, начинающая внешнеэкономическую деятельность, получает пакет бесплатных услуг, в состав которого входит: рыночное исследование страны-контрагента, анализ интересующего сектора производства, анализ международных рынков.

Германия также является одной из ведущих мировых экспортеров наукоемкой продукции, занимая лидирующие позиции в промышленной сфере. Правительство уделяет большое значение различным механизмам и инструментам, стимулирующим  внедрение  инноваций  в промышленное производство. С целью укрепления и развития взаимодействия между научно-исследовательским сектором и промышленностью руководство инициировало создание сетей и кластеров по продвижению новых технологий. Они включают в себя кооперацию промышленных предприятий, научных исследовательских центров и систему высшего образования для создания и коммерциализации новых технологий. Кластеры создаются по отраслевому признаку (биотехнологии, медицинские технологии, атомная энергетика, нанотехнологии, и др.). Ведущие автомобилестроительные компании Германии входят в состав таких кластеров как мехатроника, микроэлектроника, конструирование, обрабатывающее производство, материаловедение. Благодаря высоко развитой системе высшего образования в Германии, более 40 тыс. студентов ежегодно окончив ВУЗ находят применение своим знаниям в автомобильной отрасли промышленности. Около 80 университетов предлагают более 100 программ по техническим специальностям, смежным с автомобильной отраслью.

Таким образом, промышленность Германии ежегодно получает большое количество хорошо подготовленных кадров, что положительным образом сказывается на ее росте. А тесное сотрудничество с исследовательскими центрами и лабораториями обеспечивает широкое применение инновационных технологий, что повышает конкурентоспособность конечной продукции.

В Японии традиционно главенствующей была промышленная политика. К основным факторам экономического успеха Японии можно отнести следующие:

— экспортная ориентация обрабатывающей промышленности,

— государственный протекционизм,

— стимулирование научно-технического прогресса,

— характер трудовых отношений, стимулирующих производительный труд и повышение качества продукции.

Опыт Японии представляет интерес для стран, которые пытаются преодолеть отставание в уровне экономического развития от промышленного развитых стран.

До 1970-х гг. широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров сопровождалось политикой попустительства в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами, и поощрения слияния экспортных фирм. Откровенно слабая антимонопольная политика закрывала глаза на открытые сговоры между фирмами по разделу внутреннего рынка. Официально разрешенными и оформленными считались картели в депрессивных отраслях.

Японское министерство международной торговли и промышленности поощряет проведение японскими фирмами практики грабительского ценообразования (назначение цены ниже внутренних издержек производства товара), если это способствует проникновению японских компаний на рынки зарубежных стран.

С 1948-1950 гг. промышленная политика Японии нацелена на поощрение экспортных картелей, крупных компаний, действующих в отраслях, которые способны обеспечить Японии конкурентоспособность на мировых рынках. Этим компаниям и группам компаний предоставляются льготные кредиты, устанавливаются гибкие методики ценообразования и другие меры государства стимулирующего характера. Речь идет о том, что политика рационализации, как она именуется в Японии, занимает главенствующее место по сравнению с антимонопольным регулированием, так что конкурентные законы, даже если они по форме (под влиянием США) и сходны с аналогичными положениями антимонопольных законов других развитых стран, по существу правоприменения оказываются ниже промышленной политики. Поэтому очевидно, что в Японии консенсус между конкурентной и промышленной политикой достигается за счет фактического устранения антимонопольного регулирования из сферы государственного воздействия на экономику.

Вместе с тем подобная стратегия госуправления была хороша в послевоенные годы для достижения экономического роста в кратчайшие сроки, а в период глобальной конкуренции и либерализации национальных экономик, как показывает практика Японии, не является более адекватной экономическому развитию страны. Реформы 1980-90-х гг. в Японии направлены на придание конкурентной политике большей значимости в деле регулирования отраслевых взаимодействий фирм и на внедрение большей степени конкуренции в инструменты и методы проведения промышленной политики. Приватизация крупнейших компаний, действующих в отраслях естественных монополий, актуализировала вопрос разделения полномочий между отраслевым регулированием и конкурентной политикой. И хотя Япония выбрала англосаксонский вариант – при общих нормах антимонопольной политики акцент делается на преимущественно отраслевое регулирование, во многих аспектах здесь наблюдается тесное переплетение форм, инструментов и объектов воздействия между конкурентной и промышленной политикой.

Таким образом, в Японии гармонизация интересов двух видов политики произошла на основе резкого смягчения антимонопольного регулирования, с одной стороны, и активного использования принципа неформального урегулирования конкурентных вопросов в практике промышленной политики, с другой.

Интересен опыт Испании, где сформировалась целая сеть государственных организаций, реализующих на практике различные направления внешнеэкономической политики. Государственная поддержка экспорта представлена различными институтами (институт внешней торговли, испанское агентство международного сотрудничества, институт официального кредитования, испанская государственная компания по страхованию экспортных кредитов).  Они направлены на реализацию внешнеэкономической политики ведомства, осуществляют политико-дипломатическое содействие продвижению экспорта, государственное страхование экспортного кредитования, управление инструментами государственного финансирования экспорта и развития.

На осуществление деятельности каждого из них ежегодно выделяется около 150 млн. евро бюджетных средств. Из них 80% направляется на финансирование мероприятий, содействующих развитию экспорта, 20% – на информационно-консультационную деятельность. Государственные институты, осуществляющие кредитование экспортных операций и страхование экспортного кредитования являются основным звеном в системе поддержки экспорта. За счет государственных средств обеспечивается страхование политических рисков, за счет собственных средств – страхование коммерческих рисков[1].

Помимо указанных институтов задействованы дополнительные инструменты государственной поддержки экспорта, такие как: фонд содействия развитию, линия финансирования жизнеспособности, контракт о взаимном урегулировании интересов. Представленные первые два инструмента способствуют продвижению испанского экспорта, направлены на привлечение финансовых компаний к кредитованию экспортных операций, таким образом, обеспечивают выход испанским компаниям на международный рынок. Третий инструмент на практике осуществляется путем кредитования экспорта на основе контракта о взаимном урегулировании интересов.

Проведенный обзор деятельности основных государственных компаний, реализующих политику поддержки экспорта, свидетельствует, о наличии многообразных программ и инструментов помощи испанским экспортно-ориентированным компаниям.

Таким образом, анализируя опыт государств, являющихся членами ЕС, следует подчеркнуть, что основными элементами государственной поддержки экспорта являются специализированные компании, обеспечивающие исполнение политических решений, а также преследующие экономические интересы государства, которые разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются правительством.

Анализируя мировой опыт, необходимо отметить, что практически все страны осуществляют регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности, формируя национальную систему государственной поддержки, в которую могут входить следующие элементы: торгово-политическая поддержка экспорта, финансирование и страхование экспортных операций, налоговое стимулирование экспортных операций, информационная поддержка экспортных операций, развитие инфраструктуры экспорта.

[1] Школяр, Н. Институты и инструменты государственной поддержки экспорта: испанский опыт / Н. Школяр // Вопросы экономики. — 2007. — № 4. — С. 146–151.[schema type=»book» name=»ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)» description=»Статья посвящена существующей проблеме российской промышленности – отсутствие инновационной инфраструктуры. Раскрыты сущность и виды стимулирования экспортоориентированных производств в зарубежных странах. Предлагается изучить мировой опыт применения инструментов поддержки и на основании этого оценить возможность применения представленных мер в российских условиях.» author=»Попова Дарья Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found