Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КНР

Мировой экономический кризис, который значительно усугубился вследствие  санкций Запада в отношении России, заставляет Евразийский экономический союз искать иные механизмы для того, чтобы найти выход из экономических и политических трудностей. Одним из таких механизмов можно считать все более укрепляющееся сотрудничество РФ с Китаем. В процессе прошедших в последнее время переговоры лидеров двух стран  появилась информация о торгово-экономическом сотрудничестве и синхронизации своих интеграционных процессов с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», который  РФ намерена  провести в рамках ЕАЭС.

По мнению газеты «Коммерсант» стратегия интеграции  РФ скоро еще раз изменится, а новые переговоры с Китаем несут в себе «угрозу РФ на десятилетие вперед изменить внешнеторговую стратегию» [1].  Сотрудничество планируется вести в рамках двух фундаментальных проектов: ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, в связи с чем возникает вопрос  о возможности сосуществования фактически на одной территории двух проектов, которые не мешали бы друг другу, а  успешно взаимодействовали. Этот вопрос обсуждался на прошедшем в Алматы заседании круглого стола, организованном Исследовательским институтом международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета. Проект «Экономический коридор Шелкового пути» обретает солидную финансовую поддержку. Как отметил Булат Султанов, для этого создаются различные механизмы, в том числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом в 100 млрд. долларов, фонд Шелкового пути – 40 млрд. долларов. Пекин стал инициатором создания нового банка развития БРИКС, нацеленного на осуществление инвестиций, Китай также инициирует основание банка развития ШОС, который будет ориентирован на реализацию этого международного проекта [2].

 Эти два проекта имеют существенные различия по целому ряду параметров. В частности, ЕАЭС представляет собой институционально оформленный проект,  закрепленный соответствующим договором, а также организационными структурами, которые гарантируют его реализацию, т.е участие в союзе обязывает к соблюдению целого ряда обязательств, а также  к определенному ограничению суверенитета государств с целью следования совместным интересам стран-участниц.

Несмотря на точку зрения Казахстана, который отстаивает экономический формат  союза, другими участниками инициируются все новые  виды взаимной интеграции, которая затрагивает государственные  политические интересы.

 Основной задачей ЕАЭС  можно считать интеграцию постсоветского пространства, то есть это повод заговорить о том, что «Советская модель интеграции» снова имеет место на мировой политической арене, и Россию можно считать в этой модели доминирующей страной. Очевидно, что имеет место быть неидентифицированное участниками ЕАЭС понимание задач и сущности союза, что в значительной мере может стать провоцирующим фактором для создания потенциальных «вызовов»,  способных дезинтегрировать сформированное объединение. К примеру,  достаточно часто  Белоруссия жестко критикует формат ЕАЭС. Таким образом, очевиден вывод, о том, что проект ЕАЭС на сегодняшний день находится в состоянии самоопределения, а атак же институциональной неустойчивости.

В этих условиях представляется целесообразным координация взаимодействия стран-участниц ЕАЭС и Китайской Народной Республики в части экономически выгодного обеим сторонам совместного проекта. Каким может стать участие союза в Экономическом поясе Шелкового пути, отличие которого от ЕАЭС состоит в том, что это функциональный проект. Взаимодействие, осуществляющееся между его  участниками, не предполагает формирование организационной формы по примеру ЕАЭС, а представляет собой свободный бизнес-проект, главная задача которого состоит в усилении функциональной силы и значимости участников проекта, но с различной степенью влияния.

Китай  — лидер нынешнего регионального и глобального экономического развития. Взаимоотношения в  модели китайской экономической глобализации основаны на заинтересованности в собственном развитии  стран-участниц. В этом случае выстраиваются актуальные «экономические коридоры», которые соединяют активные центры экономического развития. Роль центров в Экономическом поясе Шелкового пути играют экономика Китая и ЕС. Соответственно, основной целью проекта является налаживание эффективной работы между центром высокотехнологичного и инновационного рынка стран ЕС,  и стремительно развивающейся экономикой Китая, обладающей немалыми финансовыми ресурсами и представляющей на сегодняшний день локомотив глобального развития экономики. Остальные потенциальные участники проекта в этом транспортном коридоре сами должны определить свое место либо в качестве базового центра, либо транзитной зоны предлагаемого экономического коридора.

Таким образом,  формат ЕАЭС требует, чтобы общая экономическая политика  стран в рамках союза была скоординирована, тогда как Экономический пояс дает возможность выбора проведения собственной экономической политики странами — участницами. В данном случае концептуальная открытость для стран-участников, состоящих в проекте Экономического пояса Шелкового пути открывает возможность поиска индивидуальной «ниши» в Экономическом коридоре.

Помимо этого, проект интеграции ЕАЭС инвестируется намного меньше, нежели Экономический пояс Шелкового пути, то есть Китай обладает намного большим количеством денежных средств, что явилось решающим фактором для союзников, остановивших свой выбор на предложении Китая.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о целесообразности международного торгово-экономического сотрудничества межу Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной республикой, поскольку данное соглашение  дополнит  двусторонние договоренности, существующие сегодня  между государствами ЕАЭС с Китаем.

Список литературы:

  1. Бутрин Д., Едовина Т. По дороге в союз свернули на Шелковый путь[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2724437
  2. Реальные перспективы Шелкового пути// Казахстанская правда.13.05.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КНР» description=»В статье проанализированы экономические и политические предпосылки взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, а также дана оценка возможных выгод такого сотрудничества.» author=»Чжан Ваньтин» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found