Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

О теории и практики формирования и развития Общего и Единого экономического пространства России со странами СНГ

Евразийская геополитическая стратегия для России является одним из наиболее приоритетных проектов, было в прошлом и есть в настоящем в плане развития её экономики. Особенно это стало актуальным в условиях санкции и ограничение доступа к мировым финансовым ресурсам.

Ситуация для России существенно сложнее, но и для неё она не безнадежна. Россия является объективно великой державой по природным и сырьевым ресурсам, развитости экономики и инфраструктуры и интеллекту. Если сегодня страну отгородить от любых контактов с внешним миром глухой бетонной стеной в пределах ее шельфовой зоны, то даже в этом случае она сохранится, пока другого не пожелает сам Всевышний Господ миров.

Потребность России в формировании Общего экономического пространства исходит непосредственно из его собственных национально-государственных интересов, геополитики и геоэкономики. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Цель статьи состоит из теоретического обоснования и практического воплощения в жизнь состоятельности категории Общего и Единого экономического пространства и их значимую сущность в настоящее время для России и стран СНГ.

Общее экономическое пространство (ОЭП) – это совокупность территорий интегрирующих стран, оформленный межгосударственным соглашением процесс регламентации общественного разделения труда путем отмены таможенных ограничений и создания единого рынка стран-участниц и единой конкурентной среды.

Очевидно, что отличительными признаками и условиями формирования Общего экономического пространства можно считать:

—неодинаковость по форме и содержанию функционирующих институциональных сред в странах регионального объединения;

—отличающее (частично общее) законодательство, регламентирующее деловую активность хозяйствующих субъектов стран;

—отсутствие (или частичное) единой валюты на всем пространстве;

—полное или частичное несоответствие и несогласованность экономических интересов, как на уровне межгосударственных отношений, так и на уровне отдельных подпространств (мезоуровень) объединяющихся стран;

—неодинаковые уровни и темпов экономического развития стран с одной стороны, а с другой — разные уровни и качество жизни населения;

—визовые и безвизовые режимы переезда граждан между странами и др.

В этом перечне главным и решающим является отличия по форме и содержанию функционирующих институциональных сред стран, интегрирующие в региональное объединение. В принципе, институциональная среда формируется в странах годами и учитывает, прежде всего, характер и образ жизни людей, населяющих на определенной земле. Что касается моделей экономики стран, то и они хоть считаются рыночными, однако в чистом виде не существуют, и в каждом конкретном государстве она имеет свои особенности. Например, КНР, страна официально считается социалистическим, а экономическая модель — рыночная.

Отметим также одну особенность присуще Общему экономическому пространству. Так, например, находясь внутри общего экономического пространства, какое-либо государство может долгое время пребывать в состоянии политической и экономической нестабильности. Отсюда, если рассматривать Общего экономического пространства как систему, она не обладает теми свойствами, которые характерны обычной системы. Так, например, если один из элементов (имеется в виду страна) по тем или иным причинам покинет систему, то ее конструкция сильно не трансформируется, т. е. не ухудшится и не улучшится (пример ― Грузия или Украина). То есть такая система жизнеспособна и продолжает свое функционирования.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) ― это совокупность экономик двух и/или более обособленных пространств, которые в идеале взаимосвязаны и синхронизированы между собой благодаря единой институциональной среде, в которой осуществляются единые по форме и содержанию социально-экономические процессы, направленные на достижение экономического развития страны.

В рамках одного государства последовательное утверждение с учетом его реалий рыночных принципов означает завершение формирования Единого экономического пространства, которое подразумевает:

―наличие во всем пространстве равных условий и доступа к ключевым социально-общественным структурам ― здравоохранения, образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и др.;

―оптимальное вовлечение экономики страны и ее регионов в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и защиты национально-государственных интересов;

―рост благосостояния членов общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения страны и по мере возможности их равномерного расселения на всей территории;

―формирование экономической основы для становления и развития социума, как в регионах, так и в стране в целом и т.д.

Необходимыми условиями формирования ЕЭП являются:

―наличие согласованности интересов на всех уровнях и территории в рамках единого государства;

―совокупные социально-экономические процессы должны иметь достаточно схожую структуру;

―экономики регионов должны быть между собой максимально взаимозависимыми и др.

Отличительными признаками Единого экономического пространства являются наличие и функционирование на всей территории государства:

― единой валюты;

―правил общего рынка товаров и услуг, труда и капитала;

―общие институты: нормы (законы и кодексы) и правил, регулирующих хозяйственную деятельность, механизмы их принуждения (исполнения), а также штрафные санкции;

― идентичность механизма функционирования институциональной среды на всем пространстве.

Необходимо помнить, что в случае с Единым экономическим пространством (при потере одной территории) система не в состоянии возвращаться в прежнее положение (или ей на это требуется долгое время), т. е. в положение устойчиво-равновесного состояния. Распад одной территории (субъекта) вызовет цепную реакцию во всей системе. Такая ситуация застанет врасплох властные структуры, и вынуждает государственную машину сначала объявить режим чрезвычайной ситуации в регионах (скорее в горячих точках), а потом в целом по стране, как это было в августе 1991 г. в СССР. Далее распад государства будет происходить по сценарию, задуманному заранее извне «режиссером», который все это время стимулировал «политические ошибки» институтов власти и институциональной среды в целом.

Изучение основных действующих региональных объединений в мире по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из ступени развития этого процесса.

Степень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различна (табл. 1). Как показывает исторический опыт за последние 25 лет, наиболее просто, оказывается, реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня Таможенного союза. Наиболее развитым интеграционным объединением, на котором отрабатываются отдельные элементы интеграции, безусловно, является Европейский Союз. ЕС является общим экономическим пространством. Это в экономическом аспекте, а в политическом ЕС сборище стран и он не является государством, не имеет единой нации и национального лидера. Как показывает практика, политические разногласия способны привести к его расколу. 28 стран объединились в Евросоюз не по любви, а по расчету. Между ними множество противоречий, которые то и дело прорываются на поверхность, как лава сквозь трещины в земной коре. Например, Украинский конфликт стал очередным генератором раздоров между стран-участниц.

Европейский Союз и еврозона не являются единым экономическим пространством. Рано или поздно это объединенное экономическое пространство под названием ЕС, основанное на «свободе», развалится на враждующие между собой страны. Эксперты уже предрекают приближение срока  завершения жизненного цикла Европейского Союза.

К сожалению, на постсоветском пространстве, сегодня существует иллюзия, что механические движения в сторону интеграции стран на намеченные ими сроки автоматически приведет к цели, т. е. сначала к Таможенному союзу, а потом к Единому экономическому пространству. Мы считаем это глубочайшим заблуждением. Напомним, что Единое экономическое пространство производно от Политического союза. Ошибочным было бы полагать, что политического союза добиваются посредством Единого экономического пространства, а, должно быть ровно наоборот. Пока в региональном интеграционном объединении не будет политического союза, и не будет функционировать идентичная единая институциональная среда, нет смысла говорить о Едином экономическом пространстве стран.

Заметим, что наднациональный орган никогда и ни в коей мере не заменит функций и задач единого политического органа. Следовательно, при функционировании наднационального органа управления остаются неизменными Конституции стран, законодательные и исполнительные властные институты и многое другое, что и служат в качестве аргументов в пользу вышесказанного.

Таким образом, напомним, что провозглашаемая цель – формирования ЕЭП

Таблица 1

Характерные черты этапов интеграционного процесса

   

Мероприятия, проводимые на каждом этапе по формированию общего и единого экономического пространства

Основные формы интеграции

1. Зона свободной торговли

2. Таможенный союз 3. Общий рынок 4. Общее экономическое пространство

5. Единое экономическое пространство

1. Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле

 

 

+

 

 

+

       
2. Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран  

+

       
3. Международные органы управления не создаются  

+

       
4. Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле  

+

 

+

 

+

 

+

 
5. Свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы  

+

 

+

 

+

 

+

 

+

6. Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран    

+

 

+

 

+

 

+

7. Международный совет на уровне министров и секретариат    

+

 

+

 

+

 

+

8. Свобода движения факторов производства: капитала, движение рабочей силы    

+

 

+

 

+

 

+

9. Встречи глав государств, совет министров, секретариат    

+

 

+

 

+

 

+

10. Гармонизация экономической политики, введение единой валюты      

+

 

+

 

+

11. Единый орган управления союзного государств на базе политического объединения стран (полная потеря суверенитета всех стран)

 

         

+

Источник: А. Урунов. Интеграция и экономический рост. М.: Грааль, 2003.

интегрирующих стран, просто нереально и недостижимо, поскольку имеются противоречия по поводу сохранения суверенитета стран. Отсюда, Единое экономическое пространство не может формироваться, пока сохраняются суверенитеты государств.

Первые двадцать признаков сходства и различия Единого и Общего экономического пространства представлены в виде табличной формы (табл. 2) и просим уважаемого читателя впредь осторожно использовать эти две политэкономические категории.

Опыт интеграции на постсоветском пространстве за 25 лет показывает, что страны, входящие в него в целом по уровню промышленного развития отстают от развитых стран. Хотя экономическая интеграция пока мало помогла странам выравнивать их экономического развития, однако сближение их позиции по многим политическим вопросам обеспечило на порядок их национально-экономическую безопасность и позволило формировать Общее экономическое пространства СНГ.

Сегодня проблема расширения границы Общего экономического пространства является актуальной и малоизученной. Например, в СССР вначале, объединились 15 республик, образуя при этом Общее экономическое пространство. Далее, республики с единым центром сформировали Единый народнохозяйственный комплекс типа ЕЭП. СССР просуществовало 70 лет. Ныне объединения СНГ, состоящее из 12 членов, функционирует чисто формально, порой трудно назовёшь его Общим экономическим пространством. Но, тем не менее, скоро будет 25 лет со дня как образовалось. Что касается ЕС, наверно его жизненный цикл закончится, как только станет членом Украина.

В настоящее время цели и интересы России не могут в точности совпасть с целями и интересами ее партнеров в СНГ. Это обусловлено многими внутренними и внешними, а также конъюнктурными факторами. Опыт показывают, что Россия способна и позволяет себе одновременно конфликтовать со стратегическими партнерами и объявлять перемирия. Беда России заключается в ее недальновидности и иногда отсутствии преемственности во внешней политике со стратегическими партнерами.  Наверное, эти и другие факторы в совокупности стали решающими в расхождении позиций стратегических партнеров по СНГ с внешней политикой России, в частности проявившихся в отказе от признания ими суверенитета Южной Осетии и Абхазии, их позиции в конфликте вокруг Украины и др.

Тем не менее, формирования и развития Общего экономического пространства СНГ необходимы сейчас и в обозримом будущем дает странам, в том числе Российской Федерации, следующие преимущества:

Таблица 2

Отличительные черты сходства и различия Единого и Общего экономического пространства

           Формы ЭП

Признаки

Единое экономическое пространство

Общее экономическое

пространство

1. Наличие суверени-тета государства Один Сколько государств и столько же суверенитета
2. Наличие конституции (основной закон) страны Одна Сколько государств и столько же конституции
3. Институциональная среда Единая или близко похожая, в динамике тенденция формирующая Разная, в динамике тенденция расходящаяся по форме и содержанию
4. Наличие единой валюты Да, единая валюта Нет, разные валюты
5. Необходимость визового режима Нет Да
6. Политические институты Единые Разные или отличающие в странах объединения
7. Социальные институты Единые, во всем пространстве страны Разные или отличающие в странах объединения
8. Желание выхода субъекта или страны из объединения Нет права, единая конституция не позволяет Да, есть права выхода каждой страны из объединения
9. Вовлечение в конфликтах между собой, в том числе вооруженной Нет, обороняется одной армией во всем пространстве Да, несовпадения интересов могут привести к вооруженным конфликтам
10 Вмешательство извне с целью осуществления госпереворота Имеет иммунитет

к внешним воздействиям

Имеют иммунитет к внешним воздействиям, есть отрабо-танные методы противосто-яния «цветным» революциям
11 Участие стран в международных проектах, противо-речащие интересам третьей стороны Нет, если появится, то регулируется федераль-ными законами и актами единого государства Да, при очевидности выгод никто не откажется от сотрудничества в свою пользу
12 Наличие согласован-ности интересов на всех уровнях Да Нет, и не может быть
13 Схожесть социально-экономических процессов Да Скорее нет, если имеется, то не везде и не всегда
14 Скорость трансфор-мации экономики Равноскоростной Разноскоростной
15 Экономики субъектов (стран) должны быть между собой максимально взаимозависимыми Да, это есть стратегическая линия федерального центра Нет заинтересованности стран быть сильно экономически зависимыми друг от друга
16 Единое правила общего рынка товаров и услуг, труда и движение капитала Да, имеется Можно добиться при желании, согласно концепции интегра-ционной политики
17 Менталитет народов Общего больше благодаря государственному языку и единой социальной поли-тики Разные, в силу наличия разных государственных языков, обычаев, традиции т т.д.
18 Единая Таможенная территория Единая Можно сформировать
19 Социальная политика Единая Разная или близкая
20 Вероятность распада Вероятность мала, зависит исключительно от внутренней политики федерального центра Да, велика вероятность распада, зависит от многих факторов, от простой обиды нации до крупных конфликтов в общем пространстве

   Источник: А. Урунов. Единое и общее экономическое пространство. М.: Синергия, 2014.

¾важным преимуществом считаем эффект масштаба производства, инвестиций и торговой деятельности;

¾ способствует опережающему развитию базовых отраслей, определяющих технический прогресс, структурным отраслевым изменениям в направлении высоких технологий и эффективности производства;

¾ стимулирует развитие науки и техники, оказывающее огромное влияние на усиление промышленного потенциала страны;

¾в условиях времена смуты может укрепить национальную и экономическую безопасность России, в том числе сохранением надлежащего уровня качества её Единого экономического пространства.

Теперь представим некоторые геополитические выводы об уроках, вытекающих из поведения активных игроков мира: ЕС, США и Китая:

— РФ необходимо укрепить в первую очередь собственную экономику, формировать на деле у себя Единое экономическое пространство, нейтрализовать все более или менее существующие предпосылки, дающие повода для распада государства.

— РФ необходимо современные инструменты убеждения для привлечения стран СНГ на свою сторону, вовлечения в интеграционные процессы различного формата. Также в этом плане Россия должна убедить всех своих стратегических партнеров уважать ее законные интересы.

В долгосрочной перспективе странам СНГ необходимо определиться с политической платформой. В схватках между крупными игроками на постсоветском пространстве по отстаиванию национально-государственных интересов, благодаря своей наиболее гуманной, дальновидной и мудрой политике, выигрывает страна, чья политическая платформа близка с Россией. Несмотря на некоторые амбиции, странам СНГ необходимо уважать РФ и остаться под одной крышей под названием «Общее экономическое пространство». В противном случае, крупные игроки мира (США, ЕС и Китай) могут «съесть» их суверенитет. А с Россией можно будет создать дружную семью с сохранением суверенитета, так как исторический опыт свидетельствует, что второй раз одна и та же империя на одной и той же территории не воссоздается.

Сегодня, несмотря на информационную войну вокруг России в перспективе решающую роль, несомненно, будет играть её способность со странами СНГ создать эффективную интегрированную национальную экономику. Уверены в способности уважаемых руководителей государств СНГ формировать на постсоветском пространстве процветающее Общее (а не Единое!) экономическое пространство под названием Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) с разными институциональными средами, если на то есть воля Всевышнего Господа миров.

 

Список литературы:

  1. Урунов А.А. Интеграция и экономический рост. М.: Грааль, 2003. — 424 с.
  2. Урунов А.А. Единое и общее экономическое пространство. М. Синергия, 2014. —387 с.[schema type=»book» name=»О теории и практики формирования и развития Общего и Единого экономического пространства России со странами СНГ» author=»Урунов А. А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found