Вступление России в ВТО и её функционирование в рамках Единого экономического пространства обусловливают расширение мер по координации и защите интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как свидетельствует отечественный и международный опыт, одним из наиболее действенных механизмов адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям является развитие сельской кооперации. [5]
В настоящее время во всех госпрограммах по селу этому сектору сельской экономики уделяется самое пристальное внимание, в том числе – в главной государственной программе развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы. Сельская кооперация является важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, являясь связующим звеном между мерами государственного воздействия на социальное развитие села и самими сельскими жителями с их традициями, умениями и стремлениями. Нельзя упустить также и геополитического значения сельской кооперации, которая должна сыграть свою роль в сохранении населения на сельских территориях и предотвращении запустения отдельных регионов страны.
Кооперативы осуществляют свою деятельность на основе принципов, по которым они воплощают свои ценности в жизнь, определяют поведение членов кооператива при принятии ими управленческих решений. Кооперативные принципы взаимоувязаны: если нарушается один принцип, то снижается и значение других принципов. Поэтому деятельность кооператива должна оцениваться по тому, как он следует в целом всем принципам. Не наличие в наименовании слова «кооператив», а соответствие кооперативным принципам определяет ту или иную организацию как кооператив.
Роль потребительских обществ в устойчивом развитии сельских территорий трудно переоценить. Центросоюз России и его организации на местах являются на сегодняшний день едва ли не единственной структурой, которая занимается обслуживанием сельского населения. И конкурентов пока не видно. К сожалению, потребкооперация не имеет всего арсенала государственной поддержки, которой обладают, например, сельхозкооперативы. Господдержка будет расти, ряд поправок в законы уже предусмотрены. И сегодня Госдума вместе с правительством РФ, всеми заинтересованными сторонами продолжает поиск оптимальных решений, в том числе финансового оздоровления экономики села, технического и технологического перевооружения предприятий АПК, наполнения финансами госпрограмм.
Вместе с тем, организациям потребкооперации уже сейчас надо активней пользоваться возможностями, которые появились в ходе реализации новых госпрограмм — «Начинающий фермер», «Семейные животноводческие фермы». Они направлены на развитие фермерских хозяйств, с которыми кооператоры всегда тесно работают: закупают сельхозпродукцию. Именно потребкооперация должна стать основной базой для фермеров в части заготовки и переработки произведенных ими продуктов. [4]
Потребительской кооперации предстоит теснее взаимодействовать на местах с органами власти. Поскольку организация нормальных условий своего труда в большой степени зависит именно от этого. Организациям потребкооперации нужно обновлять устаревшую материально-техническую базу заготовки и переработки сельхозпродукции, повышать рентабельность торговых и перерабатывающих предприятий, снижать или компенсировать издержки на доставку товаров в удаленные населенные пункты. И без помощи и опоры на сотрудничество с местными властями здесь не обойтись.
Серьёзная помощь нужна и для малорентабельного и убыточного кооперативного бизнеса социальной значимости, без чего деревня может вообще умереть. Необходимо, чтобы в федеральной целевой программе устойчивого развития сельских территорий эта проблематика потребкооперации была учтена.
Есть и чисто рыночные проблемы, которые предстоит решать совместными усилиями. Так, необходимо включать организации потребкооперации в систему, гарантирующую сбыт продукции. Можно, например, закрепить гарантированный сбыт в рамках госзаказа, где была бы закреплена определенная квота на закупку продукции в организациях потребкооперации. В частности, проект нового закона о федеральной контрактной системе предусматривает, что поставки продовольствия для нужд обороны и безопасности, могут быть только отечественными. Это в значительной мере защищает интересы отечественного производителя, в том числе организаций потребкооперации, позволяет им активно участвовать в конкурсных процедурах по закупкам продовольствие на эти цели.
По данным экспертов, более 70% фермеров, и других сельхозпроизводителей считают эту проблему главной. Если нет стабильного сбыта по нормальной цене, то нет доходности, нет расширенного воспроизводства, нет и будущего развития. Пока же на местах налицо недооценка роли и места потребкооперации в АПК России – показывают исследования проблематики. Лишь девять регионов страны имеют программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. [5]
Принятие концепции развития кооперации на селе, последующая разработка конкретных мер по совершенствованию кооперативного законодательства, федеральной и региональной поддержки – все это важные, необходимые шаги на пути к тому, чтобы развитие кооперации на селе стало ключевым в государственной аграрной политике.
Создание и развитие сельскохозяйственного потребительского, снабженческого, сбытового, перерабатывающего кооператива требует серьезных вложений. При нормальной постановке дела, это — практически целый завод, фабрика, это современный логистический центр. И без должной господдержки у его организаторов нет серьезного стимула для развития.
В сельской местности функционируют все формы сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, предусмотренные гражданским законодательством (таблица 1).
Таблица 1.
Количество сельскохозяйственных кооперативов и
потребительских обществ на селе (по состоянию на 1 января 2013 г.)
№ п/п | Форма кооперации |
Зарегистрировано кооперативов, ед. |
||
всего | в т.ч. работающих | % к всего | ||
1. | Сельскохозяйственные производственные кооперативы |
12 190 |
7 588 |
62 |
2. | Сельскохозяйственные потребительские кооперативы | 7 349 | 4 583 | 62 |
из них кредитные | 1 875 | 1 252 | 68 | |
3. | Организации потребительской кооперации |
3 100 |
2 852 |
92 |
Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).
Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и более 2 млн. товарных хозяйств населения. Однако в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.
Серьезную поддержку развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов оказали меры поддержки в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006-2007 гг.
Таблица 2
Динамика численности зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) (ед.)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы | 265 | 1352 | 2690 | 3505 | 3993 | 4936 | 4958 | 5474 |
Эти меры привели к резкому росту количества созданных кооперативов: с 265 ед. в 2006 г. к 1352 ед. в 2007 г. (табл. 2).
С 2008 г. разработанные Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» меры государственной поддержки в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако доля работающих кооперативов еще недостаточно высока: 58-65%. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеет место в тех регионах страны, где органы власти оказывают им заметную организационную и финансово-экономическую поддержку. Особенно, когда такая поддержка выражается в дополнительных к федеральным мерах — в форме софинансирования капитальных вложений или возмещения части уже понесённых затрат. Такие значимые меры поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам оказываются в Липецкой, Астраханской и Тюменской областях, Красноярском крае.
Из-за низкой доходности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и отсутствия необходимой инфраструктуры, основным недостатком в их развитии является маломощность и охват услугами сравнительно небольшой части сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленных в основном крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Такая ограниченность социальной базы сельскохозяйственной кооперации тормозит её развитие, так как не позволяет создавать современные, достаточно мощные по объёму услуг кооперативы, способные выдержать конкуренцию на рынках с иными, некооперативными структурами. Российская кооперация в области переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции, снабжения и обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей пока значительно отстает от многих европейских стран по удельному весу оказываемых услуг. По оценочным данным, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, существенно различаясь по своей численности и мощности по регионам, в среднем по России обеспечивают потребности своих членов не более, чем на 1 %.
Потребительские общества объединены в региональные союзы потребительских обществ (в отдельных регионах существует также районный уровень) потребительские союзы. Потребительские общества и их союзы располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации.
Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации осуществляют свою деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:
— обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами жизненной необходимости;
— поддержки личных подсобных хозяйств и расширении их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции;
— содействия сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости селян, получении ими дополнительных доходов.
Приоритетным направлением деятельности организаций потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственной продукции произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и её переработка на кооперативных предприятиях [2]. Объемы этой деятельности возросли за последние пять лет с 30 до 45 млрд. руб. Из 30 тыс. магазинов потребительской кооперации, действующих в сельской местности, в 17 тыс. открыты приемо-заготовительные пункты, осуществляющие закупку у населения различной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Кроме того, закупку производят универсальные приемо-заготовительные пункты, пункты приема молока. Для хранения заготовленной продукции имеются овоще-, картофеле-, фруктохранилища, склады-холодильники. В целом ряде регионов кооперативными организациями закупается в хозяйствах населения от 10 до 20 процентов товарных ресурсов мяса и молока, от 12 до 30 процентов картофеля и овощей.
Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком.
Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими. [3]
Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.
В части развития кооперации на селе необходимо использовать следующие новые инструменты реализации Государственной программы:
— возмещение части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации, оказывающими сельскому населению не менее 70 процентов услуг, для развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
— поддержка направлений развития сельской кооперации в рамках мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию сельской кооперации, отобранных и софинансируемых на федеральном уровне;
— предоставление сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребкооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы, в т. ч. мощностей по хранению, переработке и сбыту с/х продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов, формирование фондов финансовой взаимопомощи;
— возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлечённым сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;
— возмещение сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, части расходов на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объектов лизинга;
— приоритетное предоставление грантов на поддержку местных инициатив по проектам по развитию сельской кооперации, отобранные на конкурсной основе в субъектах Российской Федерации.
Это потребует принятия комплекса мер, направленных на:
— создание соответствующей финансовой инфраструктуры финансовой поддержки и развития сельскохозяйственной кооперации: докапитализацию Фонда развития сельской кредитной кооперации на национальном уровне (пополнение средств фонда, предоставление государственных гарантий, привлечение средств зарубежных инвесторов), создание и поддержка фондов гарантий и поддержки на региональном уровне, развитие сельскохозяйственной страховой кооперации и системы взаимодействия сельскохозяйственных кредитных кооперативов и страховых организаций, формирование механизмов и инструментов системы микролизинга на селе, институтов организационной поддержки (союзы и ассоциации на национальном и региональном уровне, система регулирования, контроля и надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов), институтов сервисной поддержки (системы обучения и подготовки кадров, системы консультирования, системы саморегулирующих организаций, системы информационного обеспечения);
— расширение спектра и разнообразия источников формирования ресурсов и инструментов поддержки для развития системы кооперации, в том числе за счет включения в процесс финансирования сельского микро и малого бизнеса неиспользуемых земель, находящихся в федеральной и региональной собственности, использования материнского (семейного) капитала, средств международных организаций и международных институтов развития, привлечения инвестиций для формирования фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов и других источников;
координацию региональных и муниципальных программ развития сельской кооперации. На уровне региональных и местных органов власти — создание гарантийных фондов и грантовых фондов поддержки кооперации в рамках региональных и межрегиональных программ развития с участием местных бюджетов и органов местного самоуправления;
предоставление налоговых льгот при осуществлении инвестиций в кооперативы на селе, в том числе в виде взносов в их паевой фонд, и получаемых по ним доходов (кооперативных выплат и дивидендов), с предоставлением инвесторам прав залогодержателя в отношении созданного за счет их средств имущества.[1]
Реализация данных мер будет способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. В перспективе система сельской потребительской кооперации должна стать равноправным участником рынка.
Список литературы:
- Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.
- Ткач А.В., Жуков А.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. — №2. – С.38-41.
- Ткач А.В., Чукин Н.И. Развитие потребительской кооперации в сельской местности // Экономика сельского хозяйства России. – 2012. — №2. – С.35-51.
- https://федяев-павел.рф
- type=»book» name=»О РАЗВИТИИ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ» author=»Гужвина Наталья Сергеевна, Сафронова Татьяна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]