В период плановой экономики материально-техническое оснащение и сбыт осуществлялся и находился на контроле у государства. Основными принципами были:
— планомерность, важнейшие средства поступали на предприятия только в порядке народнохозяйственных планов;
— рациональность и экономичность, получение большой прибыли при наименьших затратах;
— целостность снабжения и сбыта, сбыт одного продукта, являлся снабжением народного хозяйства данным видом, и наоборот;
Общегосударственная система организации снабжения и сбыта, позволяла гарантировать использование наиболее эффективных видов материальных ресурсов, уменьшить число посредников в цепи, уменьшить расходы на маркетинговую деятельность, минимизировать транспортные расходы. Отсутствие конкуренции позволяло упорядочить политику цен. Концентрация управления в руках государства, процессов сбыта и снабжения обеспечивало возможность маневрировать ресурсами, а так же позволяло уменьшить общие расходы на содержание квалифицированных специалистов, путем скопления их в ограниченном количестве.
Переход в рыночную экономику дестабилизировало производство и материально-техническую базы области АПК. До этого момента данная область развивалась достаточно стремительными темпами. Колхозы снабжались кадрами, мощностями и другими необходимыми ресурсами.
Фонды сельскохозяйственных предприятий с 1970 по 1990 г.г. в расчете на одного работника выросли с 3,7 до 27,3 тыс. руб., в расчете на 100 га сельскохозяйственных площадей с 19,3 до 129,8 тыс. руб. С учетом того, что в период пятилетки 1985-1990г.г. продолжался быстрый рост фондов. В этот период энергетические мощности выросли с 40,3 л.с. до 50,5 л.с. в расчете на одного работника.
Исходя из данных показателей сельское хозяйство в советское время считалось высокоразвитым. В 1989г. в СССР на одного работающего приходилось 27 киловатт энергии, в Италии в 1988г 23 квт, в Нидерландах 30,5 квт, в Дании 39 квт
С 1991г. обеспечение материально-техническими ресурсами производственных предприятий стало осуществляться ими самостоятельно на основе горизонтальных хозяйственных связей и взаимодействия с посреднической сетью снабжения. С этого момента обновление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий практически прекратилось. В условиях рыночной экономики и разрушенной системы централизованного снабжения первоочередное значение приобретают прямые связи с заводами изготовителями, путем создания дилерских сетей и посреднических организаций. В новых условиях государство должно лишь оказывать содействие в увеличение спроса на технику отечественного производства. Используя для этого финансово-кредитные меры, налоговые (снижение налога НДС), увеличение и поддержка объемов финансирования лизинговых поставок. Но среди возможных перечисленных мер наблюдается определенная непоследовательность, особенно касающаяся налога на добавленную стоимость (НДС) на сегодняшний день все льготы, действующие до 1999г. были отменены, ставка НДС для производственных предприятий составляет 18%. [2, с.55 ]
Из вышеизложенного следует, что основные направления развития материально-технической базы сельских хозяйств поддерживаются государством. При выборе данного направления для предпринимательства, источниками финансирования нужно учитывать кредитные и бюджетные денежные средства, лизинговые операции. Но на сегодняшний день все меры предпринимаемые государством не эффективны. А необходимость в модернизации парка техники стоит достаточно остро.
Индустрия производства сельскохозяйственной техники, в современной России, во многом является производной от положения дел в самом агропромышленном комплексе, и любые позитивные и негативные тенденции, которым подвергается аграрный рынок, очень быстро находят свое отражение и в данном сегменте. Это было очень четко видно в последние годы, когда производство сельскохозяйственной техники в России неуклонно снижалось начиная с 2008г. В 2009 г. был отмечен резкий спад интереса к производителям отечественной сельхозтехнике. Несмотря на то что Правительством России были приняты программы поддержки и программы кредитования закупок сельхозмашин, но при реализации данного проекта за первое полугодие производители сельхозмашиностроения не почувствовали никаких дотаций и субсидий от государства. Эксперты отрасли также не раз обращали внимание представителей Минсельхоза на то, что механизм государственной поддержки экспорта продукции российских заводов является не просто неэффективным, он не работает. Так же, провалившейся оказалась и сама «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012г.» в обновление парка сельскохозяйственной техники. В 2009 г. показатели спада составили в общей сложности порядка 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в то время как за большую часть 2010 г., по данным Союза машиностроителей России, было отмечено снижение производства гусеничных тракторов — на 64,7%; сеялок — на 51,9%; зерноуборочных комбайнов — на 36,7%. [3, с. 37]
На первый квартал 2014г. рынок сельскохозяйственных тракторов в России вырос на 10,8% по отношению к соответствующему периоду 2013г. Продажи тракторов произведенных на территории России, упали на 32,2 за отчетный период, а их доля на рынке сузилась с 23,7% до 14,4%. Анализ рынка выявляет тенденцию к увеличению рыночной доли импорта готовых тракторов, которая выросла с 21,4% до 29.5%, так же вырос импорт готовых тракторов МТЗ с 5017 ед. до 5 464 ед.
В 2009 г. был отмечен резкий спад интереса к производителям отечественной сельхозтехнике. Несмотря на то что Правительством России были приняты программы поддержки и программы кредитования закупок сельхозмашин, но при реализации данного проекта за первое полугодие производители сельхозмашиностроения не почувствовали никаких дотаций и субсидий от государства. Эксперты отрасли также не раз обращали внимание представителей Минсельхоза на то, что механизм государственной поддержки экспорта продукции российских заводов является не просто неэффективным, он не работает. Так же, провалившейся оказалась и сама «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012г.» в обновление парка сельскохозяйственной техники.
Новая государственная программа 2013-2020 развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включает в себя подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» которая в свою очередь включает следующие основные мероприятия:
- обновление парка сельскохозяйственной техники;
- реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе (в том числе развитие социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения);
- развитие биотехнологии.
Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:
- объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);
- удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве;
- количество реализованных инновационных проектов;
- рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии;
- рост применения биологических ветеринарных препаратов;
- удельный вес вакцин, диагностических наборов, лечебных препаратов отечественного производства;
- удельный вес ферментов российского производства;
- удельный вес пищевого белка российского производства;
- доля отходов пищевого производства, переработанных методами биотехнологии.
Таблица 1
Объем бюджетного финансирования в рамках государственной программы на 2013г.-2020г.
Год |
Ассигнования на реализацию подпрограммы за счет средств федерального фонда |
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из консолидированных бюджетов субъектов |
2013 | 2 000 000 тыс. рублей | |
2014 | 2 000 000 тыс. рублей | |
2015 | 2 000 000 тыс. рублей | |
2016 | 3 164 390 тыс. рублей | |
2017 | 3 220 280,72 тыс. рублей | |
2018 | 3 277 633,91 тыс. рублей | |
2019 | 3 333 849,81 тыс. рублей | |
2020 | 3 389 871,5 тыс. рублей | |
Итого: | 23 696 025,94 тыс. рублей | 12 462 587,16 тыс. рублей |
Таблица 2
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям:
— тракторы — зерноуборочные комбайны — кормоуборочные комбайны |
1221 1019 255
|
1222 937 234 |
1360 830 207 |
1534 702 176 |
1682 593 148 |
1761 497 124 |
1814 406 101 |
2009 336 84 |
Количество реализованных инновационных проектов (шт.) | — | — | 53 | 76 | 75 | 72 | 72 | 72 |
Ситуация на рынке сельскохозяйственной техники в условиях вступления России в ВТО, полностью внесла изменения в данный рынок. Возникшие изменения далеко не положительно сказались на отечественных производителях сельскохозяйственной техники. Изменение финансирования, таможенных условий ввоза дали большое конкурентное преимущество для зарубежных производителей. [4]
Сельскохозяйственная техника, импортируемая с зарубежных стран, на территории России имеет циклическое развитие. Эксперты по независимым исследованиям утверждают, что за последние 14 лет около 75 % зарубежной техники нуждается в ремонте, в связи с тем, что сельхозтоваропроизводители, в первую очередь, пытаются сэкономить на закупку оборудования, и закупают технику уже бывшую в использовании и со значительным техническим износом, в таблице 3, представлена возрастная категория сельскохозяйственной техники в России. Из импортированных более чем 720 000 единиц, начиная с 1999г., около 25 % (180 000 ед.) было ввезено в период спада внутреннего производства, начиная с 2009г. и I квартал 2010г.
Таблица 3
Возрастная категория основных видов
сельскохозяйственной техники в России, в %
№ п/п |
Наименование техники | 2008 г. |
2012г. |
||||
от 0 до 3 лет | от 4 до 9 лет | более 10 лет | от 0 до 3 лет | от 4 до 9 лет | более 10 лет | ||
1. | Сельскохозяйственные трактора | 9,0 | 12,9 | 78,1 | 14,6 | 23,1 | 62,3 |
2. | Культиваторы в т.ч. | 7,6 | 30,1 | 62,3 | 12,5 | 32,4 | 55,1 |
Комбинированные агрегаты | 29,1 | 70,9 | 0,0 | 16,7 | 29,9 | 53,4 | |
3. | Машины для посева в т.ч. | 10,7 | 25,0 | 64,2 | 30,9 | 37,1 | 41,6 |
Посевные комплексы | 39,6 | 60,4 | 0,0 | 42,7 | 37,7 | 19,6 | |
Сеялки | 14,8 | 84,6 | 0,6 | 12,8 | 31,5 | 55,7 | |
Комбайны | 19,4 | 28,9 | 51,7 | 18,2 | 35,5 | 46,3 | |
4. | Доильные установки | 13,3 | 13,6 | 73,2 | 12,4 | 23,5 | 64,1 |
По неофициальным подсчетам, на долю машин, импортированных более 10 лет назад, сегодня приходится около 10% от общего количества сельскохозяйственной техники на территории России.
На сегодняшний день иностранные производители сельскохозяйственной техники занимают большую часть рынка российского сельхозмашиностроения. Отечественный парк сельскохозяйственной техники на 70% является устаревшим. По данным агропромышленного портала, в последние годы ситуация с производством новых комбайнов, приспособлений для уборки рапса и подсолнечника начинает не много улучшатся, однако в целом статистика по обновлению парка техники на предприятиях остается негативной. Рынок зерноуборочной техники России считается одним из потенциальных в мире. Перспективы роста спроса на сельскохозяйственную технику очень высок, и это не остается без внимания у иностранных производителей. В России сегодня на рынке сельхозмашиностроения представлены практически все мировые производители, и для всех российский рынок является привлекательным для расширения, а после вступления в ВТО стал еще более привлекательным, открыв для них гораздо больше возможностей.
На сегодняшний день отечественное производство, ведет борьбу с зарубежными конкурентами, которыми по прежнему являются основными поставщиками зерно- и кормоуборочных комбайнов конечному потребителю. За январь-март 2014 года производство основных видов сельсклхозяйственной техники значительно увеличилось. Зерноуборочных комбайнов увеличилось на 1,2%, против соответствующего периода 2013 года, выпущена 1 521единица. Снизили производство почти все предприятия, предоставившие отчеты, кроме ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (Россиия) (+30,4%), ООО «КЛААС» (Германия, российская сборка) (+81,3%).
Производство кормоуборочных комбайнов снизилось на 47,0%, в том числе: ЗАО «Брянсксельмаш» — на 47,0%, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» — на 71,2%, Компания «KLEVER» — на 20,0%, ОАО «Майкопский редукторный завод» выпуска не обеспечил. Отгрузка зерноуборочных комбайнов увеличилась на 67,3%, в том числе: ООО «Сиэнэйч-Камаз- Индустрия» — в 1,4 раза, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш — в 2,3 раза. Отгрузка кормоуборочных комбайнов снизилась на 7,3%. Выпуск почвообрабатывающей техники за январь-март 2014 года в России составил: плугов — 688 ед., снижение выпуска против соответствующего периода прошлого года на 29,7%; борон — 1 599 ед., снижение — на 43,0%; культиваторов — 3 175 ед., снижение — на 49,3%, соответственно. За январь-март 2014 года выпуск косилок составил 1 181ед., снижение — на 12,1%, против соответствующего периода прошлого года; сеялок — 1 021 ед., снижение — на 26,4%, соответственно. Среди лидеров импортером по комбайновой технике выделяют РУП «Гомсельмаш» (Республика Белоруссия), CLAAS (Германия), John Deere (Германия) и другие.
Основными странами-производителями сельхозтехники являются США, Германия, Франция и Италия. В таблице 4 представлены основные производители сельскохозяйственной техники с товарным ассортиментом. [3, с.27 ]
Таблица 4
Товарный ассортимент зарубежных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования
Товарный ассортимент |
Производители сельхозтехники |
||||
ACGO США | John Deere США | CLAAS Германия | CNH Италия | SDF Италия | |
Тракторы | + | + | + | + | + |
Комбайны | + | + | + | + | + |
Самоходные измельчители | + | + | + | + | — |
Почвообрабатывающие агрегаты | + | + | — | + | — |
Сеялки | + | + | — | + | — |
Машины для внесения удобрений | + | + | — | + | — |
Машины для защиты растений | + | + | — | + | — |
Машины для уборки соломы | + | + | + | + | — |
Машины для уборки травы на силос | + | + | + | + | — |
Экономические показатели основных мировых лидеров в сельхозмашиностроение во многом превышают показатели производства сельскохозяйственной техники всей отрасли в России. Объемы выручки зарубежных конкурентов в десятки раз превышает, объемы выручки даже самых крупных отечественных производителей.
По итогам 2013 года объем импорта зерноуборочной техники всех видов в Россию увеличился на 76% по сравнению с 2012 годом в количественном выражении в 2 раза в стоимостном. (рисунок 1)
Рисунок 1. Динамика импорта в количественном и стоимостном выражении за 2012-2013г.г.
Снижение показателей обновления материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий вызвано переходом государства с плановой на рыночную экономику, а так же глобальным экономическим кризисом 2008г. В формате ВТО аграрная политика РФ требует от сельхозпредприятий модернизации технического парка предприятий в соответствии с международными стандартами. А для государства стала необходимостью разработка программ и мер усовершенствования кадрового состава, модернизации производства в соответствии с уровнем НТП, повышение конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственной техники.
Исходя из вышеизложенного следует, что материально-техническая
база (МТБ) воспринимается сельскохозяйственными предприятиями как необходимое техническое средство, которое помогает осуществлять постоянный непрерывный процесс производства продукции, помогающий минимизировать издержки на оплату ручного труда. Обновление и производство МТБ должно определяться рядом факторов, а именно внедрение на производство инновационной политики, комплекса мер по организации управления и экономического функционирования, с учетом национальной экономики и условиями ВТО.
Список литературы:
- «Сельское хозяйство» Статистический сборник» М. Госкомстат СССР, 1991г. С. 169/
- Попов Н.А. «Экономика сельского хозяйства», учебное пособие, Издательство: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013г
- Национальный аграрный каталог «Сельхозтехника», 2 полугодие 2013г.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020г.г. Постановление правительства РФ № 717 от 14 июля 2012г. /Консультант плюс/
- Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации /https://www.mcx.ru/[schema type=»book» name=»Особенности экономики в сфере материально-технического оснащения области АПК» author=»Самсонова Тамара Сергеевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]