Для разработки стратегии управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла, прежде всего, следует определить особенность наукоемкой продукции. В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. № 286инновационность и высокотехнологичность продукции оценивается по степени научно-технической новизны, экономическому эффекту (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений. Таким образом, подход по управлению жизненным циклом высокотехнологичных изделий рассматривается с точки зрения обслуживания конкретного спроса, определенной емкости, имеющего временные и количественные ограничения. Жизненный цикл наукоемкой продукции (ЖЦнП) имеет научно-технические особенности, включает следующие этапы: маркетинговых исследований, концептуального проектирования дизайна изделия, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления, обслуживания, утилизации, что предполагает широкий спектр совместной деятельности субъектов хозяйственной деятельности.Поэтому управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве.
На рис. 1 представлен жизненный цикл высокотехнологичной продукции, состоящий из следующих этапов: исследование рынка; проведение проектно-конструкторских работ, включающие фундаментальные и прикладные исследования; период освоения и начала промышленного выпуска продукции; производство; реализация; сервисное обслуживание.
Рис.1. Этапы жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Очевидно, что при определении продолжительности ЖЦП и особенности этапов процесса производства и выпуска высокотехнологичной продукции, акцентируется внимание на проектировании и производстве, что предполагает высокую полезность, а как следствие и высокую цену продукции. Движение высокотехнологичных изделий по стадиям жизненного цикла имеет «тянущий» характер.
При управлении жизненным циклом продукции, в том числе не высокотехнологичной, уделяется большое внимание маркетинговому подходу. В маркетинге жизненный цикл продукции связывают с периодом ее внедрения на рынок и мероприятиями по продвижению товара на рынке. В соответствии с концепцией жизненного цикла товара, предложенной Теодором Левиным в 1965г.,выделяетсячетыре последовательных этапов его развития, каждому из которых соответствует своя стратегия (рис.2).[1]:
Этап 1. Рождение продукта (услуги) и внедрение на рынок — характеризуется небольшим сбытом, предполагает стратегию инвестирования разработок и продвижения товара на рынке.
Этап 2. Стадия роста — характеризуется существенным увеличением сбыта, положительной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию быстрого роста, направленную на расширение доли на рынке.
Этап 3. Стадия зрелости — характеризуется устойчивым сбытом, положительными финансовыми потоками. Предполагает стратегию удержания рынка.
Рис.2. Контрольные точки стратегической эффективности
жизненного цикла продукции
Этап 4. Стадия стагнации продукта (упадок) — характеризуется падением объемов реализации, отрицательной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию свертывания, ухода данного вида товара с рынка.
В результате применения маркетингового подхода управления жизненным циклом продукции, не относящейся к высокотехнологичной, очевидно, что продвижение товара имеет «толкающий» характер.
Подход по управлению жизненным циклом товара с точки зрения управления качеством продукции и в соответствии с международной организацией по стандартизации (ИСО 9004-1) содержит 11 стадий:
- Маркетинговые исследования.
- ОКР. 3. Материально-техническое снабжение.
- Подготовка производства.
- Производство.
- Контроль, испытания.
- Упаковка и хранение.
- Реализация и распределение.
- Монтаж и эксплуатация.
- Техпомощь и обслуживание.
- Утилизация.
Данный подход является универсальным, применяется при управлении разными видами продукции.
С точки зрения «Плодотворной технологии» управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции, предложенной И. Ансоффом, основная технология производства сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения (Рис. 3) [2].
Рис. 3. Жизненные циклы спроса, технологии, продукции
В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной техники и приборостроения) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. При этом, берется в расчет, что его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате,предприятия высокотехнологичных отраслей находятся под постоянным давлением необходимости проведения инновационной политики.
В период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как влияет насовершенствование инвестиций фирмы в предшествующую технологию НИОКР, научно-технический персонал, производственные фонды[3].
В результате проведенного обзора концепций жизненного цикла продукции было установлено, что для продукции высокотехнологичных отраслей характерно: во-первых, более интенсивный процесс продвижения, и короткий срок жизненного цикла продукции, во-вторых, наличие ключевого этапа – НИОКР, предполагающий фундаментальные и прикладные разработки, что в свою очередь обеспечивает высокую полезность продукции. В таблице 1 представлена особенность этапов жизненного цикла высокотехнологичной и невысокотехнологичнойпродукции.
Таблица 1. — Маркетинговые характеристики нахождения на рынке (ВТП) высокотехнологичной продукции и (не ВТП) продукции не высокотехнологичной
Характеристика |
Этапы жизненного цикла |
||||
Разработка | Вывод на рынок | Стадия роста | Стадия зрелости | Стадия стагнации | |
Продвижение ВТП | Конкурентное | Конкурентное | Конкурентное | Конкурентное | Убеждающее |
Продвижение не ВТП | Информационное | Убеждающее | Конкурентное | Информационное | |
Потребители ВТП | Новаторы | Новаторы | Новаторы | Освоение рынка | Консерваторы |
Потребители не ВТП | Отсутствуют | Новаторы | Освоение рынка | Консерваторы | |
Цена на ВТП | Высокая, определяется полезностью | Высокая, определяется полезностью | Высокая, определяется полезностью | Цена определяется себестоимостью | Цена определяется конкуренцией |
Цена на не ВТП | Базовая цена, определяется себестоимостью | Диверсификация ценовой политики | Цена определяется конкуренцией | Цена ограничивается конкуренцией, скидки | |
Прибыль на ВТП | Отсутствует | Большая | Большая | Большая | Сокращается |
Прибыль на не ВТП | Отсутствует | Возрастает | Большая | Сокращается | |
Продолжительность ВТП
в среднем, 3 года |
Непрерывно | Продолжительность производственного цикла | 1 год | Полгода | Менее полугода |
Продолжительность не ВТП
более 3 лет |
Дискретно | 1 год | 2 года | 3 года | 2 года |
По данным проведенного исследования, очевидно, что продолжительность ЖЦП высокотехнологичной отраслей гораздо короче, чем ЖЦП невысокотехнологичных отраслей, однако цена и соответственно прибыль от реализации высокотехнологичной продукции достаточно высокие, что позволяет достичь точки безубыточности гораздо быстрее и обеспечить высокую рентабельность данной продукции. Высокая цена наукоемкой продукции обусловлена высокой полезностью, поскольку научные разработки проводятся непрерывно и ориентированы на реальные тренды развития конкретного рыночного спроса. Тем самым, скорость адаптации к рыночным условиям и время достижения точки безубыточности – короткие, при этом инновативность, продолжительность от зарождения идеи продукта до выхода на рынок реального изделия – минимальны.
Подобного рода особенности ЖЦП высокотехнологичных изделий требуют интенсификации, сжатия процесса производства, что в свою очередь, достигается путем параллельности научно-производственных процессов в разрезе этапов жизненного цикла продукции, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях.
На промышленных предприятиях, производящих высокотехнологичную продукцию необходимо создать устойчивость и сбалансированность этапов управления жизненным циклом продукции, что отражается на повышении эффективности их деятельности, росте производительности и качестве продукции.
Рассмотрим специфику управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения по (табл. 2) на основании чего дадим описание каждого этапа жизненного цикла продукции[4].
В момент выхода на рынок с «новинкой», предприятия не обладают устойчивыми связями, в то же время стремятся закрепить свои позиции на рынке. Таким образом, основной акцентуправления на этапе «Маркетинг» сводится к исследованию рынка. На данном этапе развития действует операционная стратегия.
После определения направлений дальнейшего развития, предприятия проводят целенаправленные НИОКР в целях модификации или разработки нового образца, обладающего более высокими полезными свойствами по сравнению с предыдущей моделью.
Таблица 2. –Методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Фаза жизненного цикла | Цель | Стратегия | Задачи | Субъекты | |
Внешние | Внутренние | ||||
Маркетинг | Охват рынка | Проникнове-
ние на рынок |
Сбор информации о потребностях рынка, определение тренда рынка | Потенциальные заказчики, СМИ, конкуренты | АУП, ИВЦ |
НИОКР | Охват рынка | Модифика-
ция, новые модели |
Создание товара, востребован
ного на рынке |
Потенциальные заказчики, технопарки | КБ, тех.отделы, ИВЦ |
Производство | Снижение издержек | Эффект масштаба | Устранение «узких мест», соблюдение графика, сбалансирован
ность работы всех этапов |
Заказчики | ИВЦ, производственные подразделения |
Реализация | Контроль рынка | Рост прибыли | Высокая цена, низкие затраты на сбыт | Заказчики, посредники перевозчики | Служба сбыта, ИВЦ |
Сервис | Расширение сферы деятельности | Развитие позициони- рования на рынке | Продление ЖЦП, обеспечение высокой полезности | Заказчики | Служба сервисного и информационного обслуживания |
После технического и экономического обоснования предприятие осуществляет выпуск продукции в соответствии с производственной мощностью и политикой продаж. Поскольку, цель любого предприятия сводится к росту прибыли, то на данном этапе целесообразно проведение мероприятий по снижению себестоимости.
Следующий этап – реализация продукции. В формате данного этапа основная задача сводится к согласованию интересов производителя и заказчика путем разработки выгодных условий взаимодействия.
Последний этап жизненного цикла высокотехнологичной продукции – сервисное обслуживание, которое направлено на обеспечение гарантии удовлетворения спроса и предполагает: доставку, монтаж, техническое обслуживание и впоследствии — утилизацию.
Концепция жизненного цикла наукоемкой продукции предполагает интегрированный подход управления процессами производства, тем самым способствует созданию стратегии развития научно-производственных объединений высокотехнологичных отраслей.
Список использованной литературы
- Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1989. – 358 с.
- Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012. С 90.
- Терентьевa З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла. Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: https://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/hidden/74.html
[1]Терентьевa З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла. Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: https://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/hidden/74.html
[2]Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1989. С 358.
[3] Там же
[4]Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012. С 90.[schema type=»book» name=»Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла» description=»Управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве. Особенность управления ЖЦП высокотехнологичных отраслей заключается в интенсификации, сокращении производственного цикла, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях. В данной статье представлена специфика управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения, дано методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции.» author=»Войт Александр Вячеславович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]