Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла

Для разработки стратегии управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла, прежде всего, следует определить особенность наукоемкой продукции. В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. № 286инновационность и высокотехнологичность продукции оценивается по степени научно-технической новизны, экономическому эффекту (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений. Таким образом, подход по управлению жизненным циклом высокотехнологичных изделий  рассматривается с точки зрения обслуживания конкретного спроса, определенной емкости, имеющего временные и количественные ограничения. Жизненный цикл наукоемкой продукции (ЖЦнП) имеет научно-технические особенности, включает следующие этапы: маркетинговых исследований, концептуального проектирования дизайна изделия, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления, обслуживания, утилизации, что предполагает широкий спектр совместной деятельности субъектов хозяйственной деятельности.Поэтому управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве.

На рис. 1 представлен жизненный цикл высокотехнологичной продукции, состоящий из следующих этапов: исследование рынка; проведение проектно-конструкторских работ, включающие фундаментальные и прикладные исследования; период освоения и начала промышленного выпуска продукции; производство; реализация; сервисное обслуживание.

Рис.1. Этапы жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Очевидно, что при определении продолжительности ЖЦП и особенности этапов процесса производства и выпуска высокотехнологичной продукции, акцентируется внимание на проектировании и производстве, что предполагает высокую полезность, а как следствие и высокую цену продукции. Движение высокотехнологичных изделий по стадиям жизненного цикла имеет «тянущий» характер.

При управлении жизненным циклом продукции,  в том числе не высокотехнологичной, уделяется большое внимание маркетинговому подходу. В маркетинге жизненный цикл продукции связывают с периодом ее внедрения на рынок и мероприятиями по продвижению товара на рынке. В соответствии с концепцией жизненного цикла товара, предложенной Теодором Левиным в 1965г.,выделяетсячетыре последовательных этапов его развития, каждому из которых соответствует своя стратегия (рис.2).[1]:

Этап 1. Рождение продукта (услуги) и внедрение на рынок — характеризуется небольшим сбытом, предполагает стратегию инвестирования разработок и продвижения товара на рынке.

Этап 2. Стадия роста — характеризуется существенным увеличением сбыта, положительной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию быстрого роста, направленную на расширение доли на рынке.

Этап 3. Стадия зрелости — характеризуется устойчивым сбытом, положительными финансовыми потоками. Предполагает стратегию удержания рынка.

Рис.2. Контрольные точки стратегической эффективности

жизненного цикла продукции

Этап 4. Стадия стагнации продукта (упадок) — характеризуется падением объемов реализации, отрицательной динамикой финансовых потоков. Предполагает стратегию свертывания, ухода данного вида товара с рынка.

В результате применения маркетингового подхода управления жизненным циклом продукции, не относящейся к высокотехнологичной, очевидно, что продвижение товара имеет «толкающий» характер.

Подход по управлению жизненным циклом товара с точки зрения управления качеством продукции и в соответствии с международной организацией по стандартизации (ИСО 9004-1)  содержит 11 стадий:

  1. Маркетинговые исследования.
  2. ОКР. 3. Материально-техническое снабжение.
  3. Подготовка производства.
  4. Производство.
  5. Контроль, испытания.
  6. Упаковка и хранение.
  7. Реализация и распределение.
  8. Монтаж и эксплуатация.
  9. Техпомощь и обслуживание.
  10. Утилизация.

Данный подход  является универсальным, применяется при управлении разными видами продукции.

С точки зрения «Плодотворной технологии» управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции, предложенной И. Ансоффом, основная технология производства сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения (Рис. 3) [2].

Рис. 3.  Жизненные циклы спроса, технологии, продукции

В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной техники и приборостроения) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. При этом, берется в расчет, что его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате,предприятия высокотехнологичных отраслей находятся под постоянным давлением необходимости проведения инновационной политики.

В период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как влияет насовершенствование инвестиций фирмы в предшествующую технологию НИОКР, научно-технический персонал, производственные фонды[3].

В результате проведенного обзора концепций жизненного цикла продукции было установлено, что для продукции высокотехнологичных отраслей характерно: во-первых, более интенсивный процесс продвижения, и короткий срок жизненного цикла продукции, во-вторых, наличие ключевого этапа – НИОКР, предполагающий фундаментальные и прикладные разработки, что в свою очередь обеспечивает высокую полезность продукции.  В таблице 1 представлена особенность этапов жизненного цикла высокотехнологичной и невысокотехнологичнойпродукции.

Таблица 1. — Маркетинговые характеристики нахождения на рынке (ВТП) высокотехнологичной продукции и (не ВТП) продукции не высокотехнологичной

Характеристика

Этапы жизненного цикла

Разработка Вывод на рынок Стадия роста Стадия зрелости Стадия стагнации
Продвижение  ВТП Конкурентное Конкурентное Конкурентное Конкурентное Убеждающее
Продвижение не ВТП Информационное Убеждающее Конкурентное Информационное
Потребители ВТП Новаторы Новаторы Новаторы Освоение рынка Консерваторы
Потребители не ВТП Отсутствуют Новаторы Освоение рынка Консерваторы
Цена на ВТП Высокая, определяется полезностью Высокая, определяется полезностью Высокая, определяется полезностью Цена определяется себестоимостью Цена определяется конкуренцией
Цена на не ВТП Базовая цена, определяется себестоимостью Диверсификация ценовой политики Цена определяется конкуренцией Цена ограничивается конкуренцией, скидки
Прибыль на ВТП Отсутствует Большая Большая Большая Сокращается
Прибыль на не ВТП Отсутствует Возрастает Большая Сокращается
Продолжительность ВТП

в среднем, 3 года

Непрерывно Продолжительность производственного цикла 1 год Полгода Менее полугода
Продолжительность не ВТП

более 3 лет

Дискретно 1 год 2 года 3 года 2 года

По данным проведенного исследования, очевидно, что продолжительность ЖЦП высокотехнологичной отраслей гораздо короче, чем ЖЦП невысокотехнологичных отраслей, однако цена и соответственно прибыль от реализации высокотехнологичной продукции достаточно высокие, что позволяет достичь точки безубыточности гораздо быстрее и обеспечить высокую рентабельность  данной продукции.  Высокая цена наукоемкой  продукции  обусловлена высокой полезностью, поскольку научные разработки проводятся непрерывно и ориентированы на реальные тренды развития конкретного рыночного спроса. Тем самым, скорость адаптации к рыночным условиям и время достижения точки безубыточности – короткие, при этом инновативность, продолжительность от зарождения идеи продукта до выхода на рынок реального изделия – минимальны.

Подобного рода особенности ЖЦП высокотехнологичных изделий требуют интенсификации, сжатия процесса производства, что в свою очередь, достигается путем параллельности научно-производственных процессов в разрезе этапов жизненного цикла продукции, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях.

На промышленных предприятиях, производящих высокотехнологичную продукцию необходимо создать устойчивость и сбалансированность этапов управления жизненным циклом продукции, что отражается на повышении эффективности их деятельности, росте производительности и качестве продук­ции.

Рассмотрим специфику управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения по (табл. 2) на основании чего дадим описание каждого этапа жизненного цикла продукции[4].

В момент выхода на рынок с «новинкой», предприятия не обладают устойчивыми связями, в то же время стремятся закрепить свои позиции на рынке. Таким образом, основной акцентуправления на этапе «Маркетинг» сводится к исследованию рынка. На данном этапе развития действует операционная стратегия.

После определения направлений дальнейшего развития, предприятия проводят целенаправленные НИОКР в целях модификации или разработки нового образца, обладающего более высокими полезными свойствами по сравнению с предыдущей моделью.

Таблица 2. –Методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Фаза жизненного цикла Цель Стратегия Задачи Субъекты
Внешние Внутренние
Маркетинг Охват рынка Проникнове-

ние

на рынок

Сбор информации о потребностях рынка, определение тренда рынка Потенциальные заказчики, СМИ, конкуренты АУП, ИВЦ
НИОКР Охват рынка Модифика-

ция, новые модели

Создание товара, востребован

ного на рынке

Потенциальные заказчики, технопарки КБ, тех.отделы, ИВЦ
Производство Снижение издержек Эффект масштаба Устранение «узких мест», соблюдение графика, сбалансирован

ность работы всех этапов

Заказчики ИВЦ, производственные подразделения
Реализация Контроль рынка Рост прибыли Высокая цена, низкие затраты на сбыт Заказчики, посредники перевозчики Служба сбыта, ИВЦ
Сервис Расширение сферы деятельности Развитие позициони- рования на рынке Продление ЖЦП, обеспечение высокой полезности Заказчики Служба сервисного и информационного обслуживания

После технического и экономического обоснования предприятие осуществляет выпуск продукции в соответствии с производственной мощностью и  политикой продаж. Поскольку, цель любого предприятия сводится к росту прибыли, то на данном этапе целесообразно проведение мероприятий по снижению себестоимости.

Следующий этап – реализация продукции. В формате данного этапа основная задача сводится к согласованию интересов производителя и заказчика путем разработки выгодных условий взаимодействия.

Последний этап жизненного цикла высокотехнологичной продукции – сервисное обслуживание, которое направлено на обеспечение гарантии удовлетворения спроса и предполагает: доставку, монтаж, техническое обслуживание и впоследствии — утилизацию.

Концепция жизненного цикла наукоемкой продукции предполагает интегрированный подход управления процессами производства, тем самым способствует созданию стратегии развития научно-производственных объединений высокотехнологичных отраслей.

Список использованной литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1989. – 358 с.
  2. Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012. С 90.
  3. Терентьевa З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла. Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: https://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/hidden/74.html

[1]Терентьевa З.С. Предпринимательство в наукоемких производствах: управление портфелем наукоемкой продукции с учетом согласованности этапов ее жизненного цикла. Гуманитарный вестник, 2013, вып.6. URL: https://hmbul.bmstu.ru/ catalog/econom/hidden/74.html
[2]Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1989. С 358.
[3] Там же
[4]Пустынникова, Е.В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах: на примере Ульяновской области: Диссертация 08.00.05. Самара, 2012.  С 90.[schema type=»book» name=»Особенности управления наукоемкой продукцией по стадиям жизненного цикла» description=»Управление жизненным циклом наукоемкой продукции играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности всех субъектов, задействованных в ее производстве. Особенность управления ЖЦП высокотехнологичных отраслей заключается в интенсификации, сокращении производственного цикла, именно этот аспект является ключевым в высокотехнологичных отраслях. В данной статье представлена специфика управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции производственного назначения, дано методическое обоснование управления этапами жизненного цикла высокотехнологичной продукции.» author=»Войт Александр Вячеславович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found