Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Особенности слияний и поглощений в России

Прежде чем анализировать отечественный  рынок слияний и поглощений, следует отметить, что согласно  Федеральному закону РФ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» слиянием обществ признаётся возникновение нового общества, путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, с прекращением существования последних, а присоединением общества — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу [1]. Поглощением признаётся сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путём приобретения более 30% уставного капитала (акций, долей и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

Благодаря слияниям и поглощениям, российские компании способны оперативно предотвращать целый ряд проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности. Особенно актуальными такие сделки становятся при: выходе на новые рынки, увеличении размера компании, необходимости повышения устойчивости бизнеса, получении операционных синергетических эффектов, улучшении структуры капитала. Решение этих и многих других задач становится чрезвычайно важным в настоящее время, в условиях столкновения российского бизнеса с возрастающей концентрацией на российском рынке глобальных игроков.

Рынок слияний и поглощений (в переводе на англ. Mergers and AcquisitionsM&A) успешно функционирует в развитых странах уже несколько десятков лет, в то время как в России он начал активно развиваться только с переходом страны к рыночной экономике в 90-х годах прошлого века.

Пионерами слияний и поглощений на отечественном рынке стали компании, связанные с нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью, преобразовываясь в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) они выступали классическим примером слияний вертикального типа. Примером может служить возникновение вокруг НК «ЛУКОЙЛ» холдинга, создавшего единую технологическую цепочку «от скважины до бензоколонки» или  поглощение АО «КИНЕФ» и ряда компаний нефтепродуктового обеспечения АО «Сургутнефтегаз». За весь период существования в России рынка слияний и поглощений именно отрасль нефтяной промышленности лидировала и продолжает лидировать по количеству проводимых сделок. Главными предпосылками  к объединениям нефтяных компаний являлись отсутствие у многих из них баланса добытой, переработанной и реализованной нефти и возникающая при объединении возможность избежать значительных потерь.

При этом стоит отметить, что параллельно с процессами слияния (результатами которых часто выступали оптимизация производственных процессов и рост конкурентоспособности ВИНК на мировом рынке) на российском рынке наблюдались сделки обратного характера, связанные со стихийным разукрупнением собственности в других  отраслях экономики, в связи проводимой в стране  в начале девяностых приватизации. Тогда крупным предприятиям с устоявшейся инфраструктурой приходилось дробиться на мелкие не ради повышения эффективности работы организации, а для удовлетворения сугубо субъективных интересов. Такая ситуация являлась несколько абсурдной для рынка и определила одну из важных черт российских слияний и поглощений — их политизированность.

Российский рынок M&A и сейчас проходит самую серьезную трансформацию за весь посткризисный период. Компаниям приходится совершать сделки с опорой в основном на собственные ресурсы, вдобавок в условиях неопределенности относительно дальнейших перспектив отечественной экономики.

Данные о динамике стоимости и числа сделок M&A представлены в табл.1

Таблица 1

Динамика стоимости и числа сделок рынка M&A России за 2010-2014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 Изменение
Стоимость сделок, млрд. руб 62,12 75,2 51,25 121,06 50 -71,06 41,3%
Число сделок 522 607 515 538 530 -8 98,5%

Источник: Информационное агентство AK&M

Основная масса сделок в 2014 году происходила в низшем ценовом сегменте. Удельный вес сегмента стоимостью $11-50 млн. снизился до 27% по сравнению с 31% от общего числа сделок в 2013 году. Удельные веса более дорогих сегментов также пропорционально сократились. Перспективы сделок в нефтедобыче на данный момент являются неопределенными. Большинство компаний предпочитают откладывать их в ожидании более благоприятной конъюнктуры. Число сделок в нефтегазовом комплексе сократилось. Учитывая высокую долю нефтегазовых доходов в российской экономике, падение цен на нефть вызывает падение в целом ряде прямо и косвенно связанных отраслей, от производства оборудования до девелопмента и сферы услуг.

В страновом распределении главное событие — уход Украины из сферы влияния российского рынка M&A, которая раньше была основным партнером России по трансграничным сделкам, опережая по этому показателю Германию, США, Великобританию и Италию. В 2014 году ее место заняла Чехия. Против ожиданий прихода китайского капитала на данный момент Китай и другие азиатские страны не играют существенной роли в инвестициях в российские активы.

При этом следует отметить факторы, негативно влияющие на инвестирование за рубежом. Главными из которых, являются ограниченный доступ к зарубежному финансированию для сделок; ужесточение позиции государства относительно оффшорных компаний, через которые структурируется подавляющее большинство зарубежных транзакций.

Среди отраслей, в которых российские инвесторы покупают бизнес за рубежом, сейчас лидируют  информационные технологии, сфера услуг (прежде всего, гостиничный бизнес) и машиностроение. Однако следует отметить, что изменился основной мотив сделок. Вместо доступа к технологиям, выхода на новые рынки и обеспечения сырьем, которые доминировали в 2013- 2014 году, ведущую роль играют генерация валютной выручки и создание «запасного аэродрома» для российских собственников.

Анализ структуры сделок показал, что в 2014 году, как и прежде, первое место в рейтинге отраслей на российском рынке M&A (по сумме сделок) занял топливно-энергетический комплекс 33,3% объема рынка (табл.2.) .

Таблица 2

Процентное соотношение суммы и числа сделок по отраслям

Отрасль Сумма сделок,% Место в рейтинге по сумме сделок Число сделок, % Место в рейтинге по числу сделок
ТЭК 33 1 4 8
Связь 9 3 >2 10
Строительство и

девелопмент

9 3 13 2
Металлургия 7 4 >3 9
Финансы 7 4 9 4
Химическая 6 5 >1 11
Услуги 5 6 12 3
IT 3 7 6 6
Торговля 4 8 9 4
Машиностроение 3 9 6 6
Пищевая >2 10 5 7
Сельское хозяйство >1 11 7 5
Другие 14 2 29 1

Источник: Информационное агентство AK&M

Хотя число сделок в отрасли за 2014 год упало на 43%. Основными факторами, негативно влияющими на рынок M&A в отрасли, являются динамика мировых цен на нефть, санкции, введенные в отношении России странами ЕС и США, и изменения инвестиционного климата внутри страны. Присутствие зарубежных игроков в российской нефтегазовой отрасли также сокращается вслед за ухудшением международных отношений России. Нефтедобывающие компании ExxonMobil, Total, Shell, Statoil, нефтесервисные Schlumberger и Halliburton уже сократили или заморозили свои проекты. Параллельно сокращается и присутствие российских компаний на мировом рынке M&A. Кроме того, под угрозой могут оказаться ранее состоявшиеся и заявленные сделки.  Так, в декабре 2014 года концерн BASF объявил об отмене сделки по обмену активами с «Газпромом», заявленной в конце 2012 года.

Второе место в рейтинге отраслей подверженных слияниям и поглощениям в 2014 году на отечественном рынке заняла отрасль связи. Это произошло благодаря двум крупным сделкам: продаже компанией VimpelCom контрольного пакета своей алжирской «дочки» и объединению мобильных активов «Ростелекома» с Tele2.

На третьем место в рейтинге отраслей за 2014 год находились строительство и девелопмент, которые по числу сделок находятся на первом месте среди всех отраслей российской экономики. Однако суммарный объем сделок снизился за 2014 год на 26%.Замедление темпов роста рынка M&A в строительстве и девелопменте объясняется общим падением рынка коммерческой недвижимости. В 2014 году в офисы и торговые центры было вложено почти вдвое меньше, чем в 2013 году, подсчитали аналитики Cushman & Wakefield [1]. Причина этого — валютные колебания, а также отмена части сделок под влиянием санкций и уход с российского рынка некоторых иностранных инвесторов.

Четвертое место в рейтинге отраслей 2014 года заняла металлургия, где произошло всего 9 сделок. Сумма сделок выросла на 71% по сравнению с прошлым годом, однако такой высокий показатель достигнут почти исключительно за счет крупнейшей сделки года — продажи «Северсталью» заводов Severstal Columbus и Severstal Dearborn в США.

На пятом месте в рейтинге находится финансовый сектор. Однако сумма сделок в отрасли за 2014 года сократилась на 18% к 2013 году, число сделок — на 14%. Снижение M&A-активности связано, прежде всего, с ухудшением финансового положения российских банков. Растет также доля сделок, связанных с санацией банков.

По числу сделок на российском рынке M&A безоговорочно лидируют отрасли, ориентированные на потребительский рынок, — строительство и девелопмент, торговля и сфера услуг. Их стимулирует сравнительная дешевизна активов в отрасли. Гостиницы и пансионаты были самыми популярными объектами для покупки в 2014 году, на них пришлось 26% всех сделок в сфере услуг. Особенно высок интерес к покупке гостиниц за рубежом. Компании, связанные с медициной и фитнесом, заняли второе место по числу сделок в 2014 года. Сделки в этом сегменте стимулируются как ростом спроса на медицинские услуги, так и реформой здравоохранения, предусматривающей закрытие части государственных больниц и поликлиник.

В сельском хозяйстве в 2014 году также начался настоящий бум сделок после длительного затишья. Спрос на сельскохозяйственные предприятия стимулируется эмбарго на импорт продовольствия из стран ЕС, а также ожиданиями господдержки аграрного комплекса. Кроме того, зарубежные компании все чаще выходят из российских сельхозпроектов, что создает перспективы для выкупа их активов российскими игроками. Однако следует учитывать, что финансовое положение большинства сельхозпредприятий оставляет желать лучшего поэтому каждая вторая транзакция в отрасли совершается в рамках процедуры банкротства.

Проведённый нами анализ накопленного опыта формирования отечественных интегрированных структур позволяет отметить следующие особенности их функционирования:

во-первых, появилась новая тенденция – переход от сравнительно аморфных образований типа конгломератов к более однородным вертикально интегрированным структурам — холдингам, имеющим чёткие организационно-правовые границы;

во-вторых, современные интегрированные структуры сочетают принципы как горизонтального, так и вертикального управления производством;

в-третьих, такие формирования обладают определёнными преимуществами: возрастает концентрация производства и капитала участников интеграции,  расширяются пределы оптимального использования техники и оборудования, улучшается организация системы сбыта продукции, расширяется её ассортимент, возрастает рентабельность деятельности.

Однако происходящие процессы консолидации в России отличаются от аналогичных в развитых странах мира, последние во многом обусловлены низким первоначальным уровнем концентрации отечественной индустрии. Интеграция происходит главным образом не по мере роста спроса на дифференцированную и специализированную продукцию, а в значительной мере связана с дефицитом предложения качественного сырья на рынках. На мировом рынке сейчас превалируют сделки между компаниями, занимающими значительные, вплоть до монопольных, доли национальных рынков или даже ТНК, тогда как в России концентрация проходит пока в основном на уровне региональных монополистов.

При этом отечественные предприятия слабо мотивированы к тому, чтобы объединять совместные усилия для выпуска качественной конкурентоспособной отечественной продукции, так как имеет место разнонаправленность экономических и финансовых интересов. Основная масса прибыли остаётся на выходе конечной продукции, что свидетельствует об экономическом дисбалансе интересов участников производства конечной переработанной и реализованной продукции, а сам процесс  реструктуризации российские предприятия промышленности, (в большинстве своём), начали с последнего этапа, с интеграции. А элементы фрагментации, сумбурной реструктуризации осложняют этот процесс.

Список литературы:

  1. Обзор рынка офисной недвижимости . 2014-2015, A Cushman & Wakefield Research Publication
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ[schema type=»book» name=»Особенности слияний и поглощений в России» author=»Монина Юлия Алексеевна, Бекетова Ольга Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found