В современных условиях одной из стратегических задач страны является обеспечение национальных интересов в сфере экономики и, прежде всего, в ее реальном секторе. В частности, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.
Между тем, интенсификация экономического развития, усиление конкурентной борьбы, неустойчивость рыночных институтов, финансовая нестабильность и трудности в реализации реформ, рост напряженности в отношениях между Россией и странами Запада, сопровождающийся санкциями, принятыми против отдельных секторов российской экономики, создают непосредственные угрозы экономической безопасности России, и прежде всего в ее реальном секторе. Это предполагает серьезный анализ негативных факторов, отрицательно сказывающихся на нормальном развитии реального сектора экономики, препятствующих его динамичному росту, а также разработку и реализацию системы действенных мероприятий по снижению степени и масштаба угроз безопасности российской экономики.
Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.
Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.
Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.
Угрозы функционированию реального сектора экономики России обусловливаются сохраняющимся нестабильным состоянием рынка, просчетами в управлении реформационными процессами, несоблюдением пропорций общественного воспроизводства. С учетом специфических особенностей проявления угроз и симптомов кризисных ситуаций, становятся все более значимыми поиски решения проблем создания действенных механизмов их устранения. Недостаточные возможности и способности приспособления реального сектора российской экономики, его важнейших отраслей и сфер к кардинально изменяющимся реалиям экономического и социального развития во многом обусловлена отсутствием соответствующих научно-обоснованных программ и рекомендаций.
Следует отметить, что под экономической безопасностью реального сектора экономики, понимается такое состояние его экономических, организационных и правовых институтов, производственных и интеллектуальных факторов, при котором достигается устойчивое функционирование и интенсивное научное и техническое развитие реального сектора [7, с. 17].
Устойчивость реального сектора российской экономики определяется прочностью и надежностью ее основополагающих элементов, горизонтальных, вертикальных и иных внутренних связей, способностью преодолевать внутренние и внешние угрозы. Вследствие этого, экономическая безопасность реального сектора экономики включает в себя:
— внешнеэкономическую безопасность;
— безопасность экономических субъектов;
— безопасность производства с иностранными партнерами в сфере отношений собственности;
— внутреннюю экономическую безопасность;
— безопасность в области реализации структурной политики;
— безопасность в инвестиционном секторе;
— научно-техническую безопасность;
— безопасность в сфере окружающей среды;
— безопасность функционально-отраслевых сфер реального сектора, включающую в себя энергетическую безопасность, продовольственную безопасность, информационную безопасность.
Необходимость постановки проблемы экономической безопасности обусловливается наличием в экономике как внешних (экзогенных), так и внутренних (эндогенных) негативно действующих факторов (угроз) в отношении реального сектора и экономике в целом.
К внешним деструктивным факторам относится экономическая и политическая нестабильность, пробелы в законодательстве, диверсионную деятельность непорядочных фирм, волотильность рынка ценных бумаг, недостаток необходимой информации о состоянии фондового рынка для потенциальных инвесторов и др. К внутренним факторам относятся недостаточные возможности страхования рисков, отсутствие ясных и понятных процедур взаимодействия профессиональных участников рынка, имеющаяся институциональная неразвитость институтов рыночной экономики, сложная и во многом противоречивая система взаимосвязей в реальной и финансовой сферах экономики и др.
В настоящее время особое значение, в том числе и в связи с введенными против России санкциями, приобретают внешние угрозы. Среди основных причин их возникновения следует отметить:
– глобализацию экономических связей, интеграцию национальных финансовых рынков, интернационализацию мирового хозяйства;
– ослабление действия механизмов, регулирующих мировые финансовые рынки при одновременном росте их размеров, осуществляемых на них трансакций, а также ужесточении конкуренции между отдельными рынками;
– развитие мировой финансовой системы посредством втягивания в международные экономические отношения экономик развивающихся стран, что усиливает глобальную неустойчивость международных валютно-кредитных и финансовых отношений;
– наличие огромной массы капиталов, вовлеченных в международные миграционные потоки, крайняя подвижность которых (вызванная ростом скорости перемещения с одного международного рынка на другой) создает нестабильную обстановку, повышенную концентрацию финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне и уровне международной экономической интеграции;
– возрастающую автономизацию ТНК, а также государственных корпораций, располагающих огромной финансовой мощью, рост их влияния на национальные экономики;
– увеличение количества финансовых трансакций, высокую мобильность и устойчивые взаимосвязи финансовых рынков (например, финансовый кризис 2008-09 годов, начавшийся в США, быстро распространился на финансовые рынки других стран, создав опасные последствия для мировой финансовой системы);
– усиление взаимосвязей между внутренней и внешней политикой государств (в том числе и в России);
– обострение политических и экономических противоречий между Россией и странами Запада, проявляющиеся в принятых против России санкциях и дискриминации российских предпринимателей на мировых рынках);
– ущерб, наносимый российскому экспорту посредством использования необоснованных дискриминационных ограничений;
– высокую зависимость национальной экономики (в том числе и бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую уязвимой финансовую систему страны.
К основным причинам возникновения внутренних угроз относятся:
– возрастание топливно-энергетической и сырьевой направленности российской экономики;
– отставание объемов разведки запасов природных ресурсов от объемов их добычи;
– неконкурентоспособность продукции, производимой большинством российских предприятий;
– сокращение, а зачастую и свертывание производства в основных наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, например, в машиностроении;
– низкая эффективность, отсутствие технологического единства научных исследований и разработок, уничтожение крупных научных коллективов, ведущее к подрыву научно-технического потенциала страны.
Ряд угроз определяется разными учеными одновременно и как внешние, и как внутренние [см. напр.: 2, с. 23; 3, с. 18; 6, с. 28] . К таким угрозам относятся:
– контроль со стороны иностранных фирм внутреннего рынка России в отношении большинства потребительских товаров и медикаментов;
– скупка иностранными фирмами российских в целях устранения конкурентов и дальнейшего вытеснения российской продукции с внешнего и внутреннего рынков;
– чрезмерная зависимость отечественного аграрного комплекса от импортных поставок посевного, селекционного и племенного фондов, сельскохозяйственной техники и оборудования.
Дифференциация угроз экономической безопасности реального сектора экономики на внутренние и внешние приводится в подавляющем большинстве научных исследований по данной проблеме [см. напр.: 1, с. 14; 4, с. 57; 5, с. 47]. Представляется, что кроме вышеприведенной классификации угроз, с учетом сложности проявления и многообразия форм влияния разных угроз на реальный сектор экономики, целесообразно также более детально классифицировать угрозы экономической безопасности России, разделив для этого названные угрозы на прямые и опосредованные.
К основным прямым угрозам безопасности развития реального сектора экономики относятся:
— кризис (спад) производства;
— структурная разбалансированность экономики страны;
— высокий физический и моральный износ основного капитала;
— устаревший технический и технологический уровни производства;
— недостаточные объемы инвестиций в большинстве отраслей российской экономики;
— кризисное уменьшение инновационного потенциала экономики;
— рост материало- и энергоемкости выпускаемой продукции;
— увеличение вынужденной безработицы;
— резкое снижение профессионального уровня трудовых кадров;
— развитие теневого сектора экономики, криминализация экономических отношений;
— коррупция в области регулирования экономической сферы.
К основным опосредованным угрозам безопасности развития реального сектора экономики относятся:
— недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции;
— сырьевая и энергетическая направленность российского экспорта;
— чрезмерная зависимость отечественной экономики от поставок импортной техники и технологий;
— дискриминационные и санкционные меры к российским товарам на внешнем рынке;
— фактическое отсутствие реальных инвестиций на российском фондовом рынке;
— продолжающаяся борьба за передел собственности, ведущаяся, в том числе, и криминальными методами;
— недостаточная эффективность валютной, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и таможенной политик государства;
— массовый отток капитала из страны;
— наличие ценовых диспаритетов между продукцией разных отраслей реального сектора экономики;
— отсутствие действенной поддержки отечественным производителям;
— слабая кредитная поддержка реального сектора.
В заключение отметим, что достижение безопасности в реальном секторе национальной экономики составляет комплексный процесс, реализация которого предполагает необходимостью использования разных методов и рычагов контроля и регулирования в зависимости от целей, преследуемых в каждом отдельном случае.
Список литературы:
- Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. – № 9. – С.3-18.
- Богданов И. Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М., 2001. – 237 с.
- Ведута Е. Н. Экономическая безопасность РФ. М., 1997. – 305 с.
- Иванченко В. Общность критериев экономической и государственной безопасности // Экономист. – 1996. – № 5. – С. 55-62.
- Кочергина, Т. Е. Экономическая безопасность. М.: Феникс, 2007. – 247 с.
- Экономическая безопасность: национальный и международный аспект : учеб. — метод. пособие / под общ. ред. И. С. Цыпина, Ю. Ф. Квашнина. М.: ВГНА, 2001. – 273 с.
- Экономическая и национальная безопасность : учебник / под ред. Л. П. Гончаренко. М. : Экономика, 2008. – 435 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» author=»Иванова Татьяна Борисовна, Рудь Евгений Михайлович, Рудь Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]