Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

С точки зрения общей теории права, систематизация – это упорядочение нормативных актов в целях обеспечения удобства пользования ими на практике. Можно выделить три главные разновидности систематизации: инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Кодификация представляет собой сведение к единству всего правового материала путем переработки его внутреннего содержания в стройную, логически цельную и внутренне согласованную систему. Кодификация является высшей формой систематизации права, самостоятельной и основной формой совершенствования законодательства, поскольку в ходе подготовки и принятия кодификационного акта происходит внутренняя и внешняя переработка действующего законодательства [7, с. 35-37].

Стремление государств иметь единый акт, который бы содержал основные правовые предписания в сфере МЧП, без преувеличений формирует современную тенденцию в развитии международного частного права, которая получает выражение в разных странах мира. Данная тенденция выражается в неизбежном обособлении МЧП как отрасли права и отрасли законодательства. Особое внимание следует обратить на обозначившуюся тенденцию именовать законодательные акты по МЧП уже не законами, а кодексами. Это позволяет утверждать, что статус законодательства в сфере МЧП повышается [4, c.49-61].

Пример Турецкой Республики в данной области является исключительно интересным ввиду принятия в 2007 году Кодекса международного частного права и международного гражданского процесса (далее – «Кодекс 2007 года»). Кодекс 2007 года заменил Закон о международном частном праве 1982 года (далее – «Закон 1982 года»). На сегодняшний день Турецкая Республика является одной из четырех стран мира, принявшей закон об МЧП в форме кодекса (наряду с Тунисом, Бельгией и Болгарией). Принятие данной кодификации подтверждает упомянутую выше устойчивую современную тенденцию развития МЧП – неизбежное обособление МЧП как отрасли права и отрасли законодательства.

Закон 1982 года, который действовал в период с 20 ноября 1982 по 12 декабря 2007 гг., был первым парламентским актом, кодифицировавшим международное частное право в Турции. До этого единственным существенным источником МЧП Турции была ст. 4 «Временного Закона о правах и обязанностях иностранных граждан в Турецкой республике», которая первоначально относилась ко времени последней Османской империи. Закон 1982 года представлял собой «компактный» нормативно-правовой акт, который регулировал фундаментальные институты и проблемы МЧП, устанавливал справедливый баланс между конкурирующими интересами, и согласовал теоретические и догматические принципы, основанные на понятии объективного правосудия.

Однако за время действия Закона 1982 г. развитие правоотношений, и, как следствие, законодательства обусловило необходимость внесения изменений и в данный закон. Так, были внесены существенные поправки в гражданское, корпоративное, конкурентное, транспортное и страховое законодательство Турции, которые затронули регулирование отношений в сфере МЧП. Также вступили в силу множество международных соглашений, унифицирующих нормы МЧП. Страны-члены Европейского Союза в это время разрабатывают поправки в их собственные законы в сфере МЧП и международного гражданского процесса (Далее – «МГП»).

Самый яркий пример – это разработка Регламентов Европейского Союза (Далее – «ЕС») № 593/2008 от 17 июня 2008 о праве к договорным обязательствам («Рим I») и № 864/2007 от 11 июля 2007 г. о праве, применимом к внедоговорным обязательствам («Рим II») к Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (Далее — «Римская конвенция 1980 г.»). Ввиду этого, Турецкий Закон 1982 года также нуждался в соответствующих поправках с тем, чтобы выйти на должный уровень развития.

В результате в Турецкой Республике начался процесс «европеизации», который проявился в интенсивных исследованиях, нацеленных на создание «европеизированного частного права».

Следует упомянуть, что Турецкой Республики является кандидатом для полного Членства в ЕС. С 1996 года между ЕС и Турцией действует режим таможенного союза. В 1987 году Турция подала заявку на вступление в ЕС. На саммите ЕС в декабре 1999 года Хельсинки ей был предоставлен статус страны-кандидата.

Подготовка проекта и работа Комиссии Министерства юстиции. Предварительный проект, названный «Проект Кодекса международного частного права и международного гражданского процесса», был подготовлен в качестве поправок к Закону 1982 года в рамках систематического академического исследования и был представлен на обсуждение на комплексном симпозиуме в декабре 2002 года. Рассмотренный предварительный проект был закончен и представлен специально сформированной комиссии в Министерство юстиции в апреле 2004 года. До конца 2004 года Комиссия встретилась на нескольких сессиях, завершив проект к концу года. Известный как «Проект Министерства юстиции» (далее — «Проект Министерства»), этот документ был отослан для получения заключений «заинтересованных сторон» в соответствии с установленной практикой Министерства. Заинтересованные стороны в этом случае были представлены университетами; министерствами; Верховным апелляционным cудом (Yargitay); Государственным советом (Danistay); Турецкой ассоциацией юристов; соответствующими общими управлениями Министерства юстиции; Академией правосудия; институтами и центрами, вовлеченными в работу по данным вопросам; множеством судов и различными неправительственными организациями.

Проект Министерства был преобразован в проект 2005 года (далее — Проект 2005 года») – абсолютно новый текст, учитывающий мнения заинтересованных сторон, а также многие фундаментальные концептуальные изменения, внесенные Комиссией. Министерство юстиции направило Проект 2005 года премьер-министру для ассигнования Кабинетом Министров, и затем он был направлен в Парламент.

Проект Кодекса МЧП был передан Великому Национальному Собранию 21.11.2007 и стал законодательным актом. 12.12.2007 Кодекс был опубликован в Официальной Газете (Official Gazette) и вступил в силу [2].

Краткая характеристика Кодекса 2007 года. Кодекс 2007 года представляет собой автономную кодификацию, т.е. принятие «специального кодификационного акта, охватывающего вопросы определения права, подлежащего применению к гражданским, семейным, трудовым и иным частноправовым отношениям, соответствующую проблематику международного гражданского процесса и коммерческого арбитража»[5, c. 55]. Следует отметить, что основным достижением Кодекса 2007 года стало включение коллизионных правил, соответствующих современным доктринальным подходам. Ввиду этого уместно указать на следующие изменения, которые привнес Кодекс 2007 года, с тем, чтобы составить общую картину МЧП Турецкой Республики.

  1. Применимое право в отношении обязательственных прав
  2. a) Договорные обязательства. В дополнение к общей норме договорные обязательства в Кодексе 2007 года регулируются десятью статьями, предметом которых являются контракты особого характера (договоры, предметом которых является недвижимое имущество; потребительские договоры; договоры личного найма; договоры, касающиеся прав на интеллектуальную собственность; договоры транспортировки товаров; агентские договоры) и другие различные институты (юридические последствия молчания, превалирующее действие императивных норм). Концептуальные изменения коснулись общей нормы (ст. 24), касающейся договорных обязательств. Так, обязательства, возникающие в результате заключения контрактов, должны регулироваться правовыми нормами по выбору сторон. Стороны могут решить, что выбранные правовые нормы применяются в отношении всего контракта или его части [6, c. 44-53].

В случае, если стороны не выбрали правовые нормы, к договорным отношениям, возникающим в результате заключения контракта, должны применяться правовые нормы, наиболее тесно связанные с этим контрактом (по месту постоянного проживания лица, принявшего на себя обязательства, по месту нахождения предприятия лица, принявшего на себя контрактные обязательства…) Однако в случае, если имеются правовые нормы, наиболее тесно связанные с контрактом при всех существующих обстоятельствах, контрактные отношения должны регулироваться согласно этим нормам.

Нужно отметить, однако, что Римская конвенция 1980 г. с точки зрения ее основных концепций не была полностью отражена в МЧП Турецкой Республики. В процессе разработки Кодекса 2007 года Комиссия пыталась недопустить создания перевода Римской конвенции 1980 г. на турецкий язык и выбирала вместо этого путь осмысления её концептуального содержания [1], учитывая степень развития внутреннего законодательства. Это был единственный рациональный способ, которым Турция могла устранить потенциальные трудности в процессе гармонизации своего законодательства с законодательством EC.

  1. b) Деликты. В Законе 1982 года деликты регулировались только одной статьей. Кодекс 2007 года сохранил данную статью, согласно которой (ст. 34) деликтные обязательства регулируются согласно законодательству страны, в которой деликт совершен. В случае, если место, в котором совершен деликт, и место, где причинен ущерб, находятся в различных странах, должна применяться правовая норма страны, в которой причинен ущерб [8].

Однако помимо общей статьи Кодекс 2007 года содержит также положения об ответственности за нарушение частных прав, за качество выпускаемой продукции; о предотвращении несправедливой конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Данные дополнения основаны на статьях 135, 136, 137 и 139 Федерального Закона Швейцарии «О международном частном праве» 1987 года.

Так, к примеру, регулирование жалоб о нарушении прав личности через СМИ (ст. 35) которое предусматривает выбор права стороной, понесшей ущерб ((1)по месту постоянного проживания стороны, понесшей ущерб; (2) по месту постоянного проживания стороны, причинившей ущерб, (3) или в соответствии с правовой нормой страны, в которой нанесен ущерб, если сторона, причинившая ущерб, должна была ожидать, что ущерб будет причинен в этой стране) представляет собой весьма прогрессивную норму, отвечающую условиям современного развития отношений в сфере МЧП.

  1. Международный гражданский процесс, признание и исполнение иностранных судебных решений и решений арбитража
  2. a) Международная юрисдикция турецких судов. Кодекс 2007 года не содержит существенных изменений в области МГП. Одним новшеством, о котором следует упомянуть, было введение специальных правил, позволяющих определить, какие суды обладают юрисдикцией по договорам особого характера (трудовые договоры, потребительское страхование, транспортные договоры). С другой стороны Кодекс 2007 года не содержит положений относительно права, применимого к страховым договорам. Причина данного упущения состоит в том, что существует множество видов страховых договоров, которые кардинально отличаются друг от друга и поэтому должны регулироваться специальный законом, предназначенным специально для них. Кодекс 2007 года не обращается к страховым договорам непосредственно. Существует только общее правило, которое говорит о том, что права потребителей должны быть защищены путем определения юрисдикции суда.
  3. b) Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений и решений арбитража. Закон 1982 года остается по существу неизменным в отношении вопроса об исполнении решений иностранного суда и арбитражных решений. Изменения коснулись лишь положений, которые вступали в противоречие с Нью-Йоркской конвенцией о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г. (Далее — «Нью-Йоркская Конвенция»)[3].

Суть коллизии заключалась в следующем: согласно Нью-Йоркской Конвенции, необходимо, чтобы решение, вынесенное по спору связывает стороны арбитражной оговорки и выносится по праву, применимому к договору по соглашению сторон (ст.V.1c). Закон 1982 г. (ст. 45) предусматривает, что судебные акты должны быть приняты по правилам страны места вынесения решения, т.е. должны регулироваться турецким гражданско-процессуальным законодательством. По этой причине Кодекс 2007 года был дополнен правилом, соответствующим Нью-Йоркской конвенции, согласно которому вынесенные решения «имеют обязательную силу для сторон» (ст. 60(1)).

Цель кодификации МЧП 2007 года. Одна из основополагающих целей кодификации состоит в том, чтобы принятые концепции и принципы международных конвенций в области МЧП должным образом инкорпорировались в турецкий закон. Речь идет, среди прочего, о Конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам (2 октября 1973), Конвенции о заключении и признании действительности браков (14 марта 1978), Конвенции о праве, применимом к агентским соглашениям (14 марта 1978), Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления (29 мая 1993) и упомянутой выше Римской конвенции 1980 года.

Турция не является стороной некоторых из этих соглашений, однако, турецкая доктрина признает, что преимущества данных правовых актов необходимо использовать. «Это тексты, в отношении которых существует общее взаимное соглашение и которые представляют собой проявление успешной, универсальной систематизации» [1]. Кроме того, очевидно, что прежде чем Турция станет стороной всех этих Конвенций, их включение в национальное МЧП минимизирует риск противоречивых судебных решений, заранее гарантируя соответствие между решениями суда по национальным спорам и спорам, содержащим иностранный элемент.

В период подготовка проекта Кодекса 2007 года были приняты поправки к Конституции Турецкой Республики и ряду других основополагающих законов государства. Несомненно, страна, которая ведет активные действия, направленные на вступление в международное сообщество должна воплощать в законе принципы, правила и механизмы, соответствующие международным стандартам. Национальная правовая система должна быть основана на беспристрастном и объективном правосудии, а не упрощенном протекционизме, а также включать универсальный подход уважения прав человека и верховенства закона. Современная национальная правовая система может достигнуть своей цели и одержать успех только в том случае, если она будет соответствовать международным стандартам.

Анализ Кодекса 2007 г. позволяет утверждать, что современные представления и подходы по различным вопросам (начиная от защиты индивидов и семей в отношении наследования и права собственности, защиты коммерческих, корпоративных и экономических правоотношений до формулировки коллизионных принципов, используемых в регулировании интеллектуальной собственностью) были привнесены в каждый элемент МЧП Турецкой Республики и заняли место среди самых высоких и самых важных приоритетов развития национальной правовой системы.

Список литературы:

  1. 1. Gülören Tekinalp. The 2007 Turkish Code concerning Private International Law and International Civil Procedure // Yearbook of Private International Law. Vol. IX. 2007.
  2. Statut 5718 // Turkish Official Gazette. 2007. 12 December. № 26728.
  3. ВВС СССР. 1960. № 46. Ст. 421. Настоящая Конвенция вступила в силу 7 июня 1959 г. После ратификации для СССР она вступила в силу 22 ноября 1960 г.
  4. Гетьман-Павлова И.В., Крутий Е.А. Автономные национальные кодификации международного частного права в XXI веке // Адвокат. 2010. № 4. С. 49–61 // СПС Консультант Плюс.
  5. Зыкин И.С. Развитие международного частного права в свете принятия части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации // Государство и право. 2002. № 12.
  6. Касаткина А.С. Кодификация международного частного права Турции // Законодательство и экономика. 2011. № 2. С. 44–53 // СПС Консультант Плюс.
  7. Сигалов К.Е. Кодификация и правовое время // История государства и права. М.: Юрист, 2007. №3. С. 35–37; Бабаев В.К. Правотворчество // Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993 г.
  8. Турецкий Кодекс 2007 г. «О международном частном праве и международном гражданском процессе» (Закон № 5718, принят 27 ноября 2007 г.) // Журнал международного частного права. 2009. № 3(65).[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» author=»Гаджиев Агил Илгар оглы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found