Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В современной экономике большее предпочтение отдается нематериальному производству, по сравнению с материальным. В настоящее время сфера услуг занимает все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве и является одним из важнейших секторов общественного производства.  Многие страны ориентируют свою экономику именно на развитие данного сектора, ведь сегодня спрос в этой сфере необычайно высок. Доходы от сферы услуг во многих странах приводят к увеличению ВВП, что положительно сказывается на экономике любой страны.

 Под услугами подразумеваются различные полезные результаты  деятельности, которые удовлетворяют определенные потребности, но которые не воплощены в материально-вещественной форме.

Сейчас со сферой услуг связаны практически все виды деятельности. В современном мире услуги в первую очередь направлены на улучшение качества жизни населения, за счет этого и происходит их развитие. Так, специалисты выделяют более 150 видов услуг, которые принято объединять в определенные группы. Классификация сферы услуг в рамках Всемирной Торговой Организации насчитывает около 150 видов услуг. В рамках классификации ВТО выделяются 12 секторов услуг:

  1. деловые услуги;
  2. услуги связи;
  3. строительные и связанные с ними инженерные услуги;
  4. дистрибьюторские услуги;
  5. образовательные услуги;
  6. услуги, связанные с защитой окружающей среды;
  7. финансовые услуги;
  8. услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
  9. туристические и связанные с ними услуги;
  10. услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
  11. транспортные услуги;
  12. прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.

Помимо данной классификации в мире используются и другие: например, классификация ОЭСР, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов деятельности.

В России развитие сферы услуг началось не сразу. Одним из факторов роста можно назвать конкуренцию с иностранными брендами, активно вторгающимися на территорию нашей страны в период с начала XXI века. Известные зарубежные компании, такие как ИКЕА, Метро, Ашан, стали открывать свои магазины в крупных российских городах. Отчасти это послужило толчком для развития и основания российских аналогов данных сетей. Сейчас данный сектор прибывает в стадии «умеренно стабильной динамики». Крупные российские сети гипер- и супермаркетов неплохо уживаются со своими иностранными конкурентами. Хотя и отслеживается конкуренция за покупателя.

Помимо конкуренции активное развитие сферы услуг может быть связано еще и с рядом других факторов, среди них: благоприятная политика государства, тенденции современного бизнеса, совершенствование  коммуникаций и информационных технологий, возрастающие потребности населения, интернационализация рынка.

Протекционистская политика государства может влиять на сферу услуг путём смягчения государственного регулирования, снижения ограничений в торговле услугами, стимулирования сферы услуг и т.п.

К тенденциям бизнеса можно отнести расширение сервисной деятельности, ориентация организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на спрос потребителей. В условиях ослабления рубля и уменьшения доходов населения в России увеличивается спрос не только на российские товары, но и на услуги, например, туристические.

Развитие информационных технологий оказывает свое влияние через интеграцию компьютерных технологий, усиление использования средст коммуникации, сети Интернет.

Возрастающие потребности населения заключаются в росте требований к различным услугам, улучшению их качества. Соответственно, население готово увеличить расходы на потребление услуг.

И интернационализация рынка связана с выходом организаций сферы услуг на новые рынки и регионы, расширением деятельности транснациональных сервисных компаний и т.д.

Услуги предоставляются не только традиционно сервисными предприятиями, но и промышленными, путем осуществления гарантийного обслуживания, предоставлением транспортных услуг, информационной поддержкой и т.п. В связи с этим, нужно отметить, что сферу услуг нужно рассматривать не как отдельную единую отрасль экономики, а как крупномасштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой и в некоторых случаях связанный непосредственно с производством.

Не менее важная причина развития сферы услуг — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и услуг населению.

Становление экономики услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах, экономически слабо развитых, хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству товарной продукции. Чем выше уровень развития экономики и производительности труда, тем больше в структуре экономики деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.

Лидером в производстве услуг является США, на их долю приходится более 1/3 мирового производства. Далее идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени развивается производство товаров, но и наблюдается рост доли услуг.

Что касается занятости в сфере услуг: доля трудоспособного населения, занятого в данном секторе экономики, в 2013-2014 превысила 44% населения нашей планеты (более 1,3 млрд. чел). В развитых странах и ЕС данный показатель составляет более  75 % населения на 2014 год.

В России услуги развиваются не такими темпами, приоритет отдается товарам. В условиях санкций и экономического кризиса, государство акцентирует своё внимание на товарном производстве. По данным Федеральной службы государственной статистики общий объем предоставляемых платных услуг на январь 2015 года сократился на 11,8% по отношению к декабрю 2014 года. Наибольшее снижение можно отметить в предоставлении ветеринарных услуг – 30,9%, медицинских – 28,1%, бытовых услуг – 20,8%. Также значительно снизалось потребление в сфере образовательных услуг на 23,1% и в сфере туризма и гостиничного размещения – 18%. Необходимо отметить, что на общем фоне объем предоставления услуг связи увеличился на 2%.

В нашей стране развитие экспорта услуг не значится отдельным направлением государственной политики в сфере внешней торговли. Так, в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности» отсутствуют индикаторы внешней торговли услугами, а сама она упоминается только в привязке к торговле товарами и движению капиталов.

Частично приоритет товарной торговли объясняется соотношением объемов внешней торговли товарами и услугами России. По данным Банка России, оборот внешней торговли услугами России в 2012 году составил 157 млрд. долларов (экспорт 58 млрд. долларов, импорт – 99 млрд. долларов). Масштаб скромный, если сравнивать его с внешней торговлей товарами, оборот которой в том же году достиг 865 млрд. долларов (529 млрд. долларов – экспорт, 336 млрд долларов – импорт). Однако такой подход представляется не совсем верным, ведь мы упускаем такой огромный сегмент рынка, который в наше время приносит большую часть прибыли (как это было видно в статистике выше).

Итак, за последние годы сфера услуг заметно расширила свои границы, перечень предоставляемых сервисов заметно вырос по сравнению с концом предыдущего века. Как мы видим, уже 2 года назад в данном сегменте работало 44% населения нашей планеты, и эта цифра увеличивается. Тем самым сегодня происходит активное развитие данной сферы экономики, и многие страны перестраивают свою экономику, так чтобы предпочтение отдавалось сфере услуг, нежели сере материального производства.

Рассматривая российский сектор услуг, можно заметить, что среди значительных проблем – неразвитость и проблемы малого бизнеса, которые еще больше возросли в последние годы. Так, по данным статистики, в 2013 г. официально было закрыто около 1 миллиона малых предприятий. Иностранные эксперты отмечают у нас крайне низкую продуктивность в финансовой сфере.

Также серьезная проблема – несоответствие российского сектора услуг непосредственно потребностям экономики страны. При этом в некоторых отраслях это несоответствие только растет. К проблемам можно отнести — высокая монополизация экономики, административное влияние, низкое качество управления на фирменном уровне, ухудшение характеристик человеческих ресурсов.

Кризис продемонстрировал минусы сырьевой специализации и необходимость диверсификации его структуры за счет расширения обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Необходимо развитие транспортной системы, наукоёмких отраслей услуг. В этом плане перспективны информационные технологии, туризм, услуги космических запусков и др.

В положительных условиях и стимулах для развития нуждаются почти все отрасли услуг, так как страна продолжает отставать от международного уровня по обеспеченности населения предприятиями торговли, в особенности современных форматов, бытового сервиса, учреждений культуры. Но перераспределение ресурсов в эти отрасли даст ожидаемый эффект только при условии их существенного обновления с учетом  зарубежного опыта и потребностей.

В осуществлении этой структурной стратегии решающая роль принадлежит государству. Помимо общих мер по оздоровлению бизнеса нужно расширить государственную поддержку отраслям услуг и меры по их стимулированию. Без существенного роста масштабов государственного финансирования весьма призрачны перспективы реформирования и развития социальных услуг и науки, решение проблем транспортной инфраструктуры и связи.

Таким образом, можно отметить, что в современном мире сфера услуг занимает значительное положение и играет значительную роль в развитии экономики страны.

Список использованной литературы:

  1. Жданова О.А. Основы фундаментального анализа // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. — 2014. — № 5 (6) // https://7universum.com/ru/economy/archive/item/1280.
  2. Орехов С.А., Дарда И.В., Степанов С.С., Романова М.М. Менеджмент предприятий (организаций) / С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов, М.М. Романова: учебник, гриф УМО по Образованию – М.: Изд-во МНЭПУ, 2012. – 273с.
  3. Романова М.М. Роль и функциональные особенности сферы услуг в современном мире // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. – Москва: МЭСИ, 2013.
  4. Романова М.М., Чернова А.А. Специфика и особенности образовательных услуг в сфере услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014, № 2. – с. 13-16
  5. Чернова А.А. Внедрение современной системы менеджмента качества услуг с учетом требований международных стандартов // Сборник научных трудов «Проблемы современных экономических трансформаций», М. 2004г.
  6. Чернова А.А. Развитие новых образовательных услуг в условиях рыночной экономики // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы современного управления и экономики» № 7, М. 2004г.
  7. Чернова А.А., Девяткин Е.А. и др. Организация, технология и проектирование предприятия // Учебно-методический комплекс / – М.: МЭСИ. 2010
  8. https://www.gks.ru/[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» author=»Романова Марианна Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found