Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает все большее влияние на развитие российской экономики. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основным источником создания рабочих мест. Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг. Малое предпринимательство является самой гибкой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями.

Развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг. Малое предпринимательство является самой гибкой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями.

На протяжении всего периода развития предпринимательства и устойчивого роста экономики государство предпринимает меры по поддержке малого бизнеса.

Государство выделяет из бюджета средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения специалистов, льготных кредитов и др.

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют на 1.01.2015 года более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 82 региональных и 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.[2]

Анализ размещения малых предприятий по регионам Российской Федерации показал, что более 70% их расположены в европейской части России. Наибольшее количество малых предприятий находятся на территории Центрального и Северо-Западного экономических районов. Каждое пятое малое предприятие функционировало в Москве, каждое восьмое – в Санкт-Петербурге.

На фоне наблюдаемого в РФ снижения количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств, неразвитости системы кредитования малых предприятий, отсутствия целостной государственной политики в области малого инновационного предпринимательства и др.

Таблица 1.

Основные показатели субъектов малого предпринимательства за 2012 – 2014гг. [1]

Период Средние предприятия Малые предприятия
Всего в том числе микро-предприятия

Число предприятий (на конец года), тыс.

2012 15,9 1836,4 1596,8
2013 13,8 2003,0 1760,0
2014 13,7 2063,1 1828,6

Средняя численность работников, тыс. человек

2012 1964,4 10421,9 3864,4
2013 1719,5 10755,7 4248,9
2014 1630,7 10775,2 4322,9

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

2012 5,0 3,4 2,7
2013 4,8 3,7 2,8
2014 4,7 3,6 2,9

Соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и обязательств предприятий, %

2012 5,4 3,6 2,4
2013 5,4 2,8 1,7
2014 4,1 3,4 2,4

В сегменте малого и среднего бизнеса последние три года характеризовались преимущественно негативными тенденциями. Это выражалось как в снижении качества роста сектора, так и в падении финансовых показателей его деятельности.

Общее число субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц за 2012 и 2013 годы увеличилось на 14,8% до 210,8 тыс.единиц, однако весь этот прирост пришелся на сегмент микро предпринимательства. В 2014 году наблюдается сокращение количества как среднего, так малого предпринимательства на 0,8% и 1,1% соответственно.

Одно из ключевых мест в существующей системе поддержки малого и среднего предпринимательства занимает программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предприятий на территориях при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

На рисунке 1 представлена динамика объема бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012-2014гг.

Рисунок 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012-2014 гг.[2]

Из рисунка наглядно видно, что в 2014г. происходит сокращение финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2014 г. в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства реализовывались, в том числе следующие мероприятия:

1) предоставление грантов начинающим предпринимателям;

2) субсидирование затрат предпринимателей, связанных c лизингом оборудования;

3) субсидирование затрат предпринимателей, реализующих модернизационные проекты;

4) создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства);

5) развитие региональных гарантийных организаций;

6) развитие региональных микрофинансовых организаций;

7) реализация специальных образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) поддержка социального предпринимательства.

Кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Темпы прироста портфеля кредитов малого и среднего предпринимательства последовательно снижались с 21,9% в 2010 году до 14,8% в 2013 году. Объем выданных в январе-октябре 2014 года кредитов сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 1,7% и составил 6,3 трлн рублей (годом ранее темп прироста составлял 16,5%). Портфель кредитов малого и среднего предпринимательства за 2013 год сократился на 0,6% и составил 5,1 трлн рублей. При этом в 2014 году наметилась тенденция к росту просроченной задолженности – с начала года она прибавила уже 0,51 п.п. и составила 7,59%. Основным драйвером для роста просрочки являются 30 крупнейших банков – доля просроченной задолженности в их портфелях выросла с начала года на 0,8 п.п. и составляет на 1 ноября 2014 года 9,9% от их портфеля, что и обеспечивает в среднем по рынку высокий уровень «плохих кредитов».

Продолжают сокращаться средние сроки кредитования. В 2011-2013 годах доля кредитов, выдаваемых на срок от трех лет, сократилась с 19% до 15%, по итогам первого полугодия 2014 года она составила лишь 11% (данные рейтингового агентства «Эксперт РА»). На рисунке 2 представлена динамика изменения процентной ставки по кредитам предоставляемым малому и среднему предпринимательству.

Рисунок 2. Динамика процентной ставки по кредитам предоставляемым малому и среднему предпринимательству в 2012-2014гг., % годовых [2]

На рисунке наглядно видно, что наименьшая ставка по кредитам предоставляемым малому и среднему предпринимательству наблюдалась в 2013г. – 15,3%. Максимальный ее размер за анализируемый период составил 17% в конце 2014г. Во II полугодии 2014 ставки по кредитам малого и среднего предпринимательства значительно выросли в связи с:

 – увеличением Банком России ключевой ставки;

 – ужесточением санкций к РФ в части внешних заимствований;

 – увеличением темпов роста инфляции;

 – ростом просроченной задолженности малого и среднего предпринимательства перед банками

Если в 2013 году средневзвешенная ставка кредитования малого и среднего предпринимательства находилась в диапазоне 15-16% годовых, то во втором полугодии 2014 года происходит увеличения ставки до 17-18%. Повышение ставки вызвано ухудшением условий привлечения пассивов, связанным с ослаблением национальной валюты, ростом учетной ставки, недостаточными темпами прироста вкладов, санкциями и ограничениями на внешние заимствования.

В силу усиления геополитической напряженности, низких темпов роста экономики и возможного увеличения налогов кредитные организации в краткосрочной перспективе вынуждены будут перейти к более консервативной политике, которая может проявиться в росте ставок, ужесточении требований к заемщикам, сокращении сроков и объемов кредитования.

Развитие ситуации в 2014 году не дает поводов для оптимизма. По данным исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса – 2014», проведенного Аналитическим центром МСП Банка, предприниматели в сравнении с 2013 годом склонны в целом достаточно негативно оценивать изменения основных показателей деятельности своих предприятий – объема оборота, числа занятых и объема инвестиций в основные средства.

Многочисленные исследования развития предпринимательства в России позволили выявить и систематизировать ключевые проблемы и факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса.

  1. Отсутствие поддержки в предоставлении рынков сбыта продукции. Проблема поиска потребителей продукции традиционно является фактором, ограничивающих развитие малого и среднего предпринимательства.
  2. Нестабильность законодательства. В период 2013-2014 гг. принят ряд регуляторных решений, вводящих дополнительные требования и повышающих финансовую нагрузку на малые и средние компании. Речь идет в первую очередь об изменениях в налоговой сфере (введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество для предпринимателей – плательщиков упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) и в сфере обязательных страховых платежей (увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей).

Кроме того, ежегодно на федеральном уровне принимается более 22 тысяч нормативных правовых актов. Среди них – колоссальное количество документов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности. Проблема нестабильности законодательства в совокупности c неопределенностью экономической ситуации заставляет предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой сектор.

  1. Высокие налоговые ставки. В условиях действия кризисных явлений в экономике обострилась ситуация c восприятием предпринимателями существующего уровня налоговой нагрузки. По результатам опроса, проведенного в январе 2015 г. информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), около 55% респондентов (общий размер выборки – более 17 тыс. человек) отметили налоговую нагрузку как основное препятствие для развития бизнеса. Действительно, девальвация, рост процентных ставок и проблемы c ликвидностью негативно повлияли на себестоимость продукции и уровень рентабельности на малых и средних предприятиях.
  2. Недоступность финансирования. С учетом текущей экономической ситуации проблемы, связанные c недостатком долгосрочных инвестиционных средств, высокой стоимостью финансовых ресурсов, жесткими требованиями к заемщикам, выходят для малых и средних компаний на первый план.

В текущих экономических условиях безусловными приоритетами в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления должны стать решение задачи по возрождению интереса к предпринимательской деятельности. При этом необходимо не только оказать помощь в становлении нового поколения предпринимателей, но и создать возможности для развития малых и средних компаний, обладающих потенциалом для роста, и превращения таких компаний в очаги обновления экономики.

Список литературы:

  1. type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» description=»В работе раскрыт механизм поддержки малого предпринимательства, как инструмента экономической политики государства и выявить направления ее развития. Приведены данные современного состояния малого и среднего бизнеса. Выявлены ключевые проблемы и факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса.» author=»Кашипова Гузель Мидхатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found