Национальный фонд был создан 23 августа 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 402. При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира.
Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».
Указом предусмотрено, что:
- Активы Фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан;
- Управление активами Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан;
- Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан;
- Правительство Республики Казахстан ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании Фонда.
29 января 2001 года в целях регламентации деятельности по формированию и использованию Национального фонда был принят Указ Президента «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан» [1].
Указом утверждались прилагаемые Правила формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан (далее Правила), в которых более подробно были сформулированы цели и задачи Национального фонда, а также функции, права и обязанности государственных органов по его управлению.
В соответствии с настоящим Указом Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан. Целью Фонда стала реализация двух основных функций:
- Сберегательная, которая заключается в формировании накоплений государства.
- Стабилизационная, выражающаяся в снижении зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен [1].
Сберегательная часть составляет 75%, стабилизационная — 25%. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40%, а на сберегательный-60%. В последующем этот дисбаланс был ликвидирован — сберегательную часть пополнили остатки с секретного счета.
В соответствии с Правилами, в целях исполнения стабилизационной функции Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам: подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений: официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет; инвестиционные доходы от управления Фондом; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Правила, утвержденные Президентом, закрепили три основные линии, по которым может расходоваться Фонд: в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора; в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан; на покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.
По двум первым линиям Фонд используется в целях реализации стабилизационной функции (накопительная функция реализуется автоматически). Правила закрепили исчерпывающий перечень целей, на которые может быть использован Фонд, а также установили запретительную норму использовать Фонд для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств. Фонд должен размещается в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода. В настоящее время наибольшая часть активов (более 60%) размещена в те или иные инструменты финансового рынка США. Затем идут Япония, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Канада, Испания, Швейцария и рынки других стран. В соответствии с Правилами Национальный фонд фактически является самостоятельным субъектом, действующим на основании договора доверительного управления, самостоятельно осуществляет инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим, разрабатывает и утверждает правила осуществления инвестиционных операций.
Как известно, за основу в создании Фонда в Казахстане был принят Государственный норвежский нефтяной фонд (ГННФ) как образец прозрачности работы подобных нефтяных фондов.
Стабилизационная функция ГННФ может быть реализована только для того, чтобы балансировать бюджет, не связанный с нефтью. В Правилах, регулирующих использование казахстанского Фонда оговорено, что цели, на которые передаются средства Фонда в виде целевых трансфертов в республиканский и местные бюджеты, определяются Президентом Республики Казахстан единолично.
На сегодняшний день речь идет преимущественно о повторном использовании возвращаемых в Национальный фонд Республики Казахстан средств антикризисной программы, а также о выделении через ФНБ «Самрук-Казына» облигационного займа АО «НК «КазМунайГаз» в размере 4 млрд. долларов США двумя траншами в 2013 и 2015 годах. Кроме того, часть средств Национального фонда используется для решения широкого круга национальных задач в рамках ежегодного гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 8-9,3 млрд.долларов [2].
Однако перечисленные шаги не носят структурированный, в расчете на долгосрочную перспективу, характер и представляются недостаточными для достижения эффективных макроэкономических результатов. К примеру, ежегодный гарантированный трансферт осуществляется исключительно в целях стабилизации республиканского бюджета, а функция макроэкономического стимулирования осуществляется лишь опосредованно (при этом механизм его распределения и использования полностью непрозрачен).
В данном контексте представляется важным осуществить в как можно более сжатые сроки частичную переориентацию Национального фонда Республики Казахстан на долгосрочные цели национального развития.
Несмотря на ряд потенциальных рисков, в том числе связанных с ростом коррупционных возможностей и нецелевым использованием части средств Фонда, это позволит заметно расширить возможности государства по проведению сбалансированной политики развития и диверсификации реального сектора экономики, а в перспективе – повышению доходной части госбюджета, улучшению качества жизни казахстанцев и т.д. Некоторое усиление инфляционного давления (в пределах 0,5-1,5 процентных пунктов ежегодно) должно рассматриваться в качестве потенциально допустимого следствия политики по использованию части средств Национального фонда для нужд национального развития.
В первую очередь целесообразно структурно разделить Национальный фонд Республики Казахстан с учетом принципов Сантьяго на Стабилизационный фонд (Фонд будущих поколений) и Фонд развития, каждый из которых будет ориентироваться на собственные модели инвестирования и сохранения государственных финансовых активов.
Стабилизационный фонд призван продолжить выполнять текущие сберегательную и частично – стерилизационную функции Национального фонда РК с использованием консервативной модели инвестирования в высоколиквидные диверсифицированные портфели международных долговых и валютных инструментов.
Доверительное управление активами Фонда развития закреплена за АО «Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка Казахстана», созданным осенью 2012 года.
В основные направления деятельности Фонда, осуществляемые совместно с ФНБ «Самрук-Казына» и на основе частно-государственного партнерства, целесообразно включить: предоставление долгосрочного льготного кредитования, облигационных займов или возвратного соинвестирования на основе разделения рисков для стратегических проектов национального уровня с длительной окупаемостью, прежде всего капиталоемких инфраструктурных проектов, крупных проектов в сфере машиностроения, электрогенерации, нефтепереработки и нефтехимии, разведки/добычи нефти и газа (особенно на шельфе); соинвестирование на возвратной основе в высокодоходные крупные частные активы на основе разделения рисков с крупными стратегическими инвесторами, в том числе иностранными; соинвестирование на возвратной основе или приобретение долей участия в высокорентабельных крупных зарубежных промышленных и инфраструктурных активах, способных оказать содействие казахстанскому экспорту и технологической модернизации национальной экономики; размещение на регулярной основе длинных портфельных инвестиций в размере до 10% от общего объема Фонда в ценные бумаги отдельных казахстанских «голубых фишек» реального сектора экономики с высокой нормой доходности (миноритарные пакеты не более 5-10% участия), включая участие в IPO отдельных субъектов государственного и квазигосударственного секторов на площадках KASE и LSE; инвестирование до 15% от общего объема Фонда в высокодоходные международные активы повышенного уровня риска, включая корпоративные ценные бумаги, паи инвестиционных фондов и облигации ряда развивающихся стран с достаточным рейтингом долгосрочной кредитоспособности (Бразилия, Россия, Индия) для повышения инвестиционной доходности Фонда.
В целях избежания дополнительных рисков неиспользованные средства Фонда развития, в том числе не вложенные в высокодоходные фондовые позиции, целесообразно продолжать размещать в высоколиквидных международных активах (долговые обязательства развитых стран с высоким кредитным рейтингом и корзина стабильных валют).
Однако крайне нежелательно позиционировать Фонд развития в качестве «подобия» стратегического инвестиционно-кредитного института. Вложение инвестиционных средств должно носить точечный, выборочный характер, охватывая крайне ограниченное число рентабельных капиталозатратных стратегических проектов, которые не требовали бы в дальнейшем постоянной подпитки из средств Фонда или институтов развития.
В этом смысле деятельность Фонда не должна акцентировать исключительное внимание на поддержке МСБ, инновационных производств и прочие функции, которые закреплены за другими институтами развития, прежде всего ФНБ «Самрук-Казына». Следует придерживаться перестраховочного подхода при использовании средств Фонда для реализации невозвратных в финансовом отношении проектов (автомагистрали и т.п.) в случае наличия возможностей привлечения льготного кредитования с внешних долговых рынков, прежде всего со стороны международных институтов развития (Всемирный банк, АБР, ИБР и др.). Фонд развития ввиду существующих рисков не должен осуществлять вложение государственных средств в волатильные спекулятивные позиции (металлы, нефтяные фьючерсы), даже, несмотря на возможность получения высокой нормы прибыли. Это касается и операций с недвижимостью.
Инвестиционный доход, получаемый от деятельности Фонда развития, потенциально может направляться на выплату и обслуживание внешнего государственного долга Республики Казахстан или в государственный бюджет в качестве целевых трансфертов. Тем не менее, важно принимать во внимание, что использование Фондом развития более рисковой модели управления и более агрессивной стратегии инвестирования не позволит учитывать часть его средств в составе международных резервов Казахстана, которые по критериям МВФ должны обладать высокой ликвидностью и соответствующими кредитными рейтингами.
Повышение прозрачности, регулярный аудит, выстраивание понятной и открытой системы «бенчмаркинга» в деятельности Фонда развития – это те меры, которые будут нужны в целях недопущения нецелевого использования средств и усиления общего мониторинга эффективности инвестиций. В частности, степень раскрытия информации должна включать такие аспекты, как общий баланс доходов/ расходов проведенных операций, приток резервных накоплений, детальная структура объектов инвестирования и портфеля ценных бумаг и т.д. [3, c.45]
В итоге приобретенный опыт функционирования Национального фонда Республики Казахстан в перспективе, позволит сформировать более сбалансированную систему стратегических сбережений, учитывающую задачи долгосрочного экономического развития страны.
Список литературы:
- Указ Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан» //www.akorda.kz
- Проблемы и перспективы Национального фонда Республики Казахстан. Материалы исследования /Под редакцией С.М. Злотникова – Алматы: ОФ «Транспаренси Казахстан», 2004. -128 с.
- Новый взгляд на деятельность Национального фонда Республики Казахстан. //KAZENERGY 2013. №3 (58). 110 с.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» description=»Данная статья раскрывает использование и функционирование Национального фонда Республики Казахстан, выполнение ею сберегательной и стабилизационной функций, приоритеты деятельности» author=»Джакенов Берик Оралович, Аймагамбетов Еркара Балкараевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]