Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Внутренний аудит является новым инструментом внутрихозяйственного контроля деятельности российских предприятия поэтому, процесс его развития сопровождается возникновением проблемных вопросов, которые обусловлены непониманием значимости внутреннего аудита, незначительным практическим опытом, отсутствием методик организации службы внутреннего аудита.

Образование подразделений внутреннего аудита в отечественных организациях, их нормативное регулирование на сегодняшний момент является актуальным, сложным, и в тоже время интересным вопросом.

В литературе, посвященной аудиту, чаще всего рассматривают особенности и методику проведения внешнего аудита, а проблемы внедрения внутреннего остаются раскрытыми не полностью. Данная тема рассматривается в научных трудах С. Прилипко, А. Редько [1], А. Сонина [3], В. Шегурова [4] и других. В сложившейся экономической ситуации в стране следует большее внимание уделять созданию службы внутреннего аудита на предприятиях и нормативному регулированию ее деятельности.

Цель исследования заключается в обосновании необходимости организации службы внутреннего аудита (СВА) в организациях, выявлении проблем и перспективных способов их внедрения, оценки эффективности их работы.

Международный Институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) дает следующее определение внутреннему аудиту: «Внутренний аудит – деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [3].

В первую очередь внутренний аудит необходим для предотвращения потерь ресурсов, организации изменений внутри предприятия и обеспечения достоверности бухгалтерского учета. Как составная часть системы внутреннего контроля организации внутренний аудит призван выполнять ряд функций:

Законодательные основы и требования о наличии функций внутреннего аудита в организациях РФ отсутствуют, так как эта функция не основная, а вспомогательная. Для ее появления менеджеры и совет директоров должен принять решение, опираясь на наличие в организации реальных предпосылок создания службы внутреннего аудита (табл. 1).

На практике при создании системы внутреннего аудита как элемента внутреннего контроля возникает очень много вопросов:

Таблица 1.

Предпосылки формирования службы внутреннего аудита

Законодательные
предпосылки

Организационные
предпосылки

Прочие
предпосылки

Наличие законодательно установленной контрольной функции вышестоящих организаций по отношению к нижестоящим Существование не забытых ранее традиций функционирования ведомственного контроля Наличие многоступенчатой организационно-управленческой структуры организации
Отсутствие регулирования взаимодействия ведомственных контрольных органов различного уровня Отсутствие реального органа внутреннего контроля на любом уровне организации Увеличение масштабов и изменение видов деятельности
Наличие предпосылок законодательства для формирования органа внутреннего контроля Работа различных органов контроля, выполняющих отдельные функции внутреннего контроля в системе Отсутствие единой методики организации внутреннего контроля
Отсутствие нормативно-правового регулирования внутреннего контроля Работа различных структурно-функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту Привлечение иностранных инвестиций

Можно выделить три основных подхода к организации внутреннего аудита: создание службы внутреннего аудита, аутсорсинг и косорсинг.

Первый из них – это создание собственной службы внутреннего аудита как неотъемлемого элемента организационной структуры предприятия (in-house internal audit service). Внутренние аудиторы – сотрудники организации, которая нанимает руководителя службы внутреннего аудита и опытных специалистов, способных обеспечить эффективное выполнение работы.

Преимуществами данного подхода является следующее:

Однако практика показывает, что во многих случаях персонал службы внутреннего аудита не владеет необходимыми навыками и знаниями.

Второй подход – аутсорсинг (outsourcing) – это заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту с независимыми организациями, то есть полностью передаются функции внутреннего аудита специализированной организации или внешнему консультанту.

Такая форма организации службы внутреннего аудита обеспечивает предприятию определенные преимущества:

Третий подход – косорсинг или стратегическое партнерство (strategic partnering) – заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита на предприятии, но иногда привлекать экспертов специализированной организации или внешнего консультанта. Отбор наемных работников «со стороны» осуществляется для выполнения задач, которые внутренняя служба не в состоянии выполнить, например, из-за отсутствия специалистов узкого профиля. Такая форма организации СВА обеспечивает большую выгоду для предприятия, чем аутсорсинг. Тесное сотрудничество аудиторов позволяет внутренним аудиторам получать дополнительные знания от внешних.

Потенциальные преимущества аутсорсинга и косорсинга включают:

Выбор того или иного подхода к организации службы внутреннего аудита во многом определяется видом, сферой и масштабами деятельности предприятия, которые необходимо рассматривать перед планированием.

В России наиболее распространенной является первых подход к организации внутреннего аудита, который позволяет полученные навыки и опыт оставить внутри предприятия. Аутсорсинг и косорсинг получили небольшое распространение, что вызвано недоверием и непониманием российскими предприятиями сущности данных форм организации внутреннего аудита.

В пользу создания службы внутреннего аудита можно привести и дополнительные аргументы. Во-первых, одна из задач внутреннего аудита – контроль наличия и сохранности активов. Во-вторых, одним из направлений работы внутренних аудиторов является унификация и стандартизация (типизация). В-третьих, специалисты внутреннего аудита должны осуществлять прогнозирование проблем деятельности предприятия и контроль дисциплины исполнения среди персонала, эффективности управленческих решений руководства и соответствующих должностных лиц в управлении предприятием.

Решение о создании системы внутреннего аудита принимают собственники организации, которое определяется экономической целесообразностью. С ростом размеров организации и усложнением процессов управления роль и необходимость внутреннего аудита возрастает. Он является частью системы управления, а также контроля собственниками за деятельностью руководства предприятия. Внутренний аудит важен и менеджменту организации для повышения эффективности принятия решений менеджментом.

Создание службы внутреннего аудита в организации рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

  1. Выявление вопросов, подлежащих рассмотрению СВА.
  2. Установление функций службы внутреннего аудита для достижения поставленных целей и разработка структуры службы для их выполнения.
  3. Разработка Положения о службе внутреннего аудита и других локальных актов, регламентирующих организацию и порядок проведения внутреннего аудита в организации.
  4. Формирование службы внутреннего аудита, разработка и документальное закрепление их прав, обязанностей и ответственности. Разработка должностных инструкций работников службы.
  5. Интеграция службы внутреннего аудита с другими звеньями управления организации.
  6. Разработка Кодекса профессиональной этики аудиторов и внутрифирменных стандартов аудита (по видам заданий).

Создание системы внутреннего аудита дает предприятию возможность:

Каждый уровень развития организации имеет свои специфические особенности внедрения внутреннего аудита. Эту зависимость можно представить моделью «3 линии защиты»:

Аудит системы управления рисками, по сути, является полноценной «третьей линией защиты», однако ее отсутствие в большинстве российских организаций препятствует развитию внутреннего аудита в России.

Внутренний аудит должен доказать сотрудникам организации свою необходимость и полезность в качестве услуги, поскольку отношение к внутренним аудиторам на предприятиях неоднозначно. К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая организации достигать лучших результатов. На этот факт нужно обратить внимание, прежде всего, самим внутренним аудиторам, с тем, чтобы пересмотреть уровень решаемых задач и повысить эффективность своей работы.

Оценить эффективность службы внутреннего аудита сложно, поскольку результат не всегда можно количественно измерить и существует значительный субъективизм оценки заказчиков. Каждое предприятие само определяет критерии эффективности деятельности системы внутреннего аудита.

К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита относят:

Наряду с оценкой эффективности деятельности СВА необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение качества работы службы:

Подводя итоги, отметим, что при создании системы внутреннего аудита основными направлениями деятельности руководства предприятия должны выступать выбор формы организации системы внутреннего аудита; выбор структуры службы внутреннего аудита; организация и координация внутренней работы этой службы. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие заинтересованных сторон, их уверенность в рациональном использовании ресурсов, сохранности активов, оптимизации рисков деятельности, прозрачности компании. Повышение качества системы внутреннего аудита достигается только при выполнении всех вышеуказанных мероприятий.

Список литературы:

  1. Прилипко С.И., Редько А.Ю. Контроль и внутренний аудит в управлении компанией. URL: content&task=view&id=15&Itemid=14 (дата обращения: 22.01.2014).
  2. Роль внутреннего аудитора в современной российской компании: взгляд из Института внутренних аудиторов. URL: https://gaap.ru/articles/Rol-vnutrenego-auditora-v-sovremennoi-rossiiskoi-kompanii/ (дата обращения: 25.01.2015).
  3. Сонин А. Внутренний аудит для успешной компании: материалы Института внутренних аудиторов URL: com_content&task=view&id=20&Itemid= 14. (дата обращения: 25.01.2015).
  4. Шегурова В.П. Внутренний аудит в системе управления предприятием [Текст] / В. П. Шегурова, Ю. В. Трунтаева // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 424-427.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА» author=»Волошина Елена Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found