Проблема реализации крупных инвестиционных проектов на основе смешанного финансирования (в том числе, с применением механизмов государственно-частного партнерства) с надлежащим уровнем качества конечной продукции и при соблюдении рационального и целевого расходования денежных средств на сегодняшний момент, не смотря на предпринимаемые государством и профессиональным сообществом меры, не имеет однозначного решения.
Исходя из проведенного анализа функций существующих механизмов контроля инвестиционных проектов и реализующих их институтов, можно сделать вывод о необходимости системной интеграции имеющихся институтов в единый действенный механизм (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение механизмов контроля инвестиционных проектов
Механизм | Достоинства | Недостатки |
Технологический и ценовой аудит (ТЦА) | Возможность оптимизации проектных решений, направленных на снижение времени возведения объектов, проверка предлагаемых в проекте технологий на их актуальность, дополнительный механизм контроля стоимости, безопасности объектов и эффективности расходования средств, Появление базы высокоэффективных и современных проектов и проектных решений, независимость выводов | Дублирование функций экспертизы, удорожание проектов и увеличение времени их подготовки, возможность лоббирования интересов заказчика |
Экспертиза ПСД | Повышение качества проектов и безопасности объектов, подтверждение соответствия стоимостным нормативам | Невозможность использования новых технологий и инноваций, не учтенных нормативами, отсутствие возможности корректировки рабочей документации, дублирование функций ТЦА |
Строительный контроль | Обеспечение качества работ и безопасности объектов | Удорожание проектов, возможность лоббирования интересов заказчика. Дублирование функций ТЦА |
Банковское сопровождение | Обеспечение целевого расходования средств наряду с качеством работ и объектов, реализация контрольных процедур заказчиком, обеспечение электронного документооборота | Отсутствие возможности реализации строительного контроля без агентской схемы, дублирование функций строительного контроля и ТЦА, удорожание проекта |
Центральным звеном такого механизма может стать процедура строительного аудита, целью которого является предоставление заказчику обоснованной и достоверной информации, выраженной в форме отчета, о текущем состоянии процесса проектирования и строительства объекта и его соответствии требованиям действующего законодательства Российской Федерации и инвестиционному проекту не только в технической части, но и в части финансирования. Именно строительный аудит может дать информацию о целесообразности и целевом назначении финансовых потоков, реализуемых через банк.
Следовательно, только интеграция и взаимоувязка всех процедур с исключением дублирования функций способствует повышению эффективности контроля за качеством и стоимостью реализуемых проектов. При этом институтом, реализующим функции ТЦА и строительного аудита может стать негосударственная экспертиза, специалисты которой аккредитуются Минстроем, что подтверждает необходимый уровень квалификации.
Концептуальная схема системной интеграции процедур контроля инвестиционных проектов на основе строительного аудита представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Концептуальная схема гармонизации различных механизмов контроля над реализацией инвестиционных проектов
По мнению авторов, решение проблемы эффективной интеграции механизмов контроля над реализацией инвестиционных проектов позволит существенно повысить результативность осуществляемых инвестиционных программ и проектов.
Список литературы:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
- Создание механизмов публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и иных механизмов общественного контроля в рамках развития конкуренциии в субъектах РФ. Презентация. Ярышевский Б.М., г. Москва, 23 сентября 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.texaudit.ru/assets/presentation_2309.pdf.
- Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (ред. от 22.06.2015) «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (вместе с «Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов»)[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ» description=»Авторами проанализированы современные механизмы контроля качества инвестиционно-строительных проектов. На основе анализа предложена концептуальная схема гармонизации имеющихся механизмов на основе процедуры строительного аудита в рамках банковского сопровождения проектов.» author=»Уварова Светлана Сергеевна, Беляева Светлана Викторовна, Мышовская Людмила Петровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]