Для осуществления хозяйственной деятельности бюджетным учреждениям требуется приобретать и использовать различные товарно-материальные ценности, которые в целом относятся к материальным запасам. При этом следует принимать во внимание, что подходы к бухгалтерскому учету бюджетных учреждениях имеют ряд отличий от бухгалтерского учета на коммерческих предприятиях. Использование бюджетных средств налагает дополнительную ответственность на бюджетные учреждения и требует пристального внимания. Актуальность данного вопроса усиливается тем, что в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетной сфере, происходят регулярные изменения. Так, в 2006 г. был подписан Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», заменивший аналогичный документ 2002 года, через два года подписан Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Позднее Приказом Минфина России от 30.12.2009 г. № 152н «О внесении изменений в инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. №148н», вступившего в силу с 1.01.2010 г., внесен ряд изменений в бюджетный учет, касающиеся учета материальных запасов в синтетическом учете и первичных учетных документов [1]. В декабре 2010 г. были приняты два нормативных акта взамен утративших силу, в которых отражен усовершенствованный подход к учету, в том числе материальных запасов.
Цель данной статьи – исследовать современные нормативные требования к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях.
В настоящее время при ведении бухгалтерского учета бюджетные организации обязаны руководствоваться следующими нормативными документами Российской Федерации:
- Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ;
- Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственный власти (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н);
- Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н);
- Правилами и нормами о порядке составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений (утвержденными Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 г. № 33);
- Правилами и нормами утвержденных форм первичных учетных документов и регистров (утвержденных Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н).
Согласно действующему законодательству, материальные запасы – это материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров [2].
Единым планом счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. Согласно Инструкции № 157н, материальные запасы, наряду с основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, иным видам материальных ценностей, относятся к нефинансовым активам учреждения. В связи с этим, при учете материальных запасов, бюджетные учреждения обязаны руководствоваться п.23 Инструкции № 157н. Так, стоимость, по которой принимаются материальные запасы, является первоначальной (фактической). При этом первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью [1].
Для целей бухгалтерского учета выделяют такие виды стоимости: первоначальная (фактическая), текущая оценочная, балансовая (табл.1).
Таблица 1
Виды стоимости материальных запасов
Вид стоимости |
Суть |
1. Первоначальная (фактическая) | 1) В случае приобретения материальных запасов – это фактические вложения учреждения в приобретение материальных запасов, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот
2) При получении материальных запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – это стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. 3) При получении материальных запасов безвозмездно – это текущая оценочная стоимость материальных запасов на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. |
2. Текущая оценочная | Сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету |
3. Балансовая | Первоначальная стоимость с учетом ее изменений, которые производятся в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов материальных запасов. |
Следует учесть, что материальные запасы, приобретенные за иностранную валюту, должны быть отражены в денежной оценке в рублях, для этого сумма в иностранной валюте пересчитывается по курсу Центрального банка, действующему на дату принятия объекта учета к бухгалтерскому учету [1].
Большое значение для правильной организации учета материальных запасов имеет их классификация и оценка. Классификация материалов в бюджетных учреждениях положена в основу их учета по синтетическим счетам [2, 4, 7].
В состав материальных запасов для целей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях включают [1]:
- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- готовая продукция;
- товары для продажи;
- прочие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы, в том числе: орудия лова, лесные дороги, подлежащие рекультивации; специальные инструменты и специальные приспособления; специальная одежда и обувь; временные сооружения, приспособления и устройства; тара для хранения товарно-материальных ценностей; готовые к установке строительные конструкции и детали; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки; спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам) в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции, в частности, таким: медикаменты и перевязочные средства; продукты питания; горюче-смазочные материалы; строительные материалы; мягкий инвентарь; прочие материальные запасы; готовая продукция; товары; наценка на товары» [2].
Согласно Инструкции, материальные запасы в бюджетных учреждениях делят на группы [2].:
- особо ценное движимое имущество учреждения (сч. 010520000);
- иное движимое имущество учреждения (сч. 010530000);
- имущество — предметы лизинга (сч.010540000).
Выделение данных групп позволяет сформировать информацию в денежном выражении о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними.
При усовершенствовании учетной политики бюджетного учреждения относительно материальных запасов целесообразной является разработка стандарта экономического субъекта. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, согласно которого термин «стандарт» определяется, как документ, который устанавливает необходимые требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учета. При этом, Федеральный закон 402-ФЗ содержит три категории стандартов: федеральные, отраслевые и стандарты экономического субъекта [3]. Стандарт экономического субъекта предназначен для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.
Формирование стандарта экономического субъекта дает ряд преимуществ: более полный охват вопросов учета на уровне учреждений, возможность раскрытия вопросов отраслевой и организационной специфики. Стандарты экономического субъекта должны отражать специфику его деятельности и соответственно бухгалтерского учета, содержать методические и организационные указания, которые позволят формировать достоверную и полную информацию о наличии и состоянии материальных запасов [5].
При разработке локального стандарта в области учета материальных запасов бюджетным учреждением рекомендуется использовать такие компоненты (табл.2).
Таблица 2
Компоненты стандарта бюджетных организаций
Компонент | Содержание |
Цель стандарта | определение единого подхода к организации и методике бюджетного учета материальных запасов в государственном учреждении |
Объектом стандартизации | материальные запасы и операции по их приобретению и использованию |
Сферой применения стандарта | финансово-хозяйственная деятельность государственного учреждения |
Таким образом, изменения, вносимые в инструкции по бюджетному учету, не носят глобального характера, а лишь касаются более точных формулировок учетных объектов и операций, направлены на приведение бухгалтерского учета в соответствие с другим законодательством, в частности налоговым. Для повышения качества бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетных учреждениях целесообразно создание и использование соответствующего стандарта экономического субъекта. Такой стандарт позволит отразить основные организационные и методические положения, специфические вопросы по использованию дополнительных аналитических счетов и кодов бюджетной классификации, что в результате позволит получить более достоверную и полную информацию и создаст базу для принятия эффективных решений.
Рассмотренный алгоритм правового регулирования учета материальных запасов в бюджетных учреждениях позволяет акцентировать внимание на необходимости в разработках положений, методик и локальных документов по объектам учета и внутреннего контроля материальных запасов. В нормативных правилах для бюджетных учреждений существует возможность вводить дополнительные аналитические коды счетов в рабочий план, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности учреждения.
Список литературы:
- Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.
- Приказ Министерства финансов России от 16 декабря 2010 г. №174н об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению.
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
- Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.
- Терегулова А.З., Шашкова Т.Н. Cтандарты государственных учреждений здравоохранения по учету материальных запасов: аспекты разработки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-1. С.286-291.
- Маслова Т. С. Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях . 2011. №14. С.10-21.
-
Супроткина В. И. Учет материальных запасов // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. №21. С.16-25.[schema type=»book» name=»НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» description=»В статье проанализированы изменения в нормативных требованиях к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях; выделены виды стоимости материальных запасов, приведена их классификация; приведены рекомендации по разработке стандарта экономического субъекта – бюджетного учреждения.» author=»Файзулина Сажида Хабибуллаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]