Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ – КЛЮЧ К УПРАВЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ!

Рост нестабильности российской экономики в последние годы стимулирует руководителей организаций искать способы сохранения бизнеса, рынков, ключевых ресурсов. Прежде всего они начинают прибегать к типовым, «испытанным» методам: оптимизации затрат (и в значительной степени – за счет кадровых ресурсов), активизации продвижения своей продукции на рынках, запуску программ повышения лояльности клиентов, акцентированию внимания на продажах.

Однако, принятие управленческих решений в данных условиях требует серьезной диагностики ситуации в организации, причин начавшегося или грозящего экономического кризиса, и только после этого – поиска решений.

Мы разделяем точку зрения профессора Бернского университета Норберта Тома, который считает, что с экономической точки зрения кризисы следует различать по тому, в каких областях они представляют опасность для достижения фирменных целей [7, с.13]. Том Н. выделяет три типа кризиса:

— кризис ликвидности — означает реальную потерю платежеспособности, поэтому необходимы срочные меры, иначе организация будет вынуждена уйти с рынка;

— кризис успеха — характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.), причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, производстве, капиталовложениях, кадровой политике;

кризис стратегии (он менее заметен), хотя положение организации в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии организации, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе [Там же].

Если организация вовремя не диагностировала стратегический кризис, ее неизбежно ждет кризис успеха даже тогда, когда внешняя среда является стабильной, а если и в этом случае она не приняла должных мер, то придется преодолевать кризис ликвидности.

В этой связи закономерно встает вопрос: а что это за меры, которые не только позволят избежать худшего, но и выровнять ситуацию?

Они включают в себя ряд действий и инструментов, учитывающих особенности поведения потребителей в условиях кризисной экономики. Остановимся на них подробнее.

В условиях кризиса потребитель сворачивает покупки товаров и услуг, имеющих высокую ценовую эластичность спроса (например, товаров длительного пользования, занимающих значительную часть в его расходах (с целью обеспечения определенной финансовой прочности своего бюджета) и переориентируется на более краткосрочные покупки, поэтому встает перед выбором, который затрагивает межотраслевые решения. Например: «Что купить: новый холодильник или новые ботинки своему ребенку?»

Отсюда – важный практический вывод: производителям в одной отрасли в кризис надо не ужесточать конкуренцию, а искать пути интеграции и кооперации друг с другом в борьбе «за кошелек потребителя», чтобы «противостоять» производителям товаров и услуг из других отраслей.

Жесткая конкуренция может заменяться «мягкой», предполагающей создание «пулов» для совместных закупок сырья и материалов, совместной транспортировки грузов, совместного продвижения продукции (например, «зонтичная реклама» — совместное продвижение нескольких марок/брэндов «под зонтом» более известной/известного) и др.

В кризисной экономике потребитель становится более рациональным и рачительным, на первое место выходит «homo economicus». Он уже не готов платить за функции, которые может выполнить сам, отказывается от дополнительных платных выгод и преимуществ покупаемого продукта, повышает требования к удовлетворенности покупкой (т.к. считает, что его верность продавцу в «трудные времена» требует дополнительного вознаграждения); готов к увеличению нематериальных издержек (например, затрат своего времени) для снижения издержек финансовых.

Все это требует перестройки в производстве и маркетинге:

Как уже отмечалось выше, в кризисный период большинство руководителей начинают искать резервы экономии затрат. Наиболее распространенными способами этой экономии являются:

Все это – стандартные способы, за которыми бизнес не всегда видит иные возможности улучшить свое финансовое состояние – это поиск альтернативных способов использования уже имеющихся (и часто в кризис – временно простаивающих или недоиспользованных) ресурсов (в том числе – их вторичного использования), т.е. получение дополнительного дохода без дополнительных затрат. Среди этих способов:

Эти методы уже используются, но недостаточно распространены.

Все вышеизложенное требует изменения подходов к управлению персоналом, интеграции в него инструментов маркетинга. Данный симбиоз отражает ключевую идею современного подхода к управлению персоналом — действующие и потенциальные сотрудники рассматриваются как клиенты организации  или потребители рабочих мест, а значит, с ними необходимо выстраивать отношения по общеизвестному принципу: «клиент должен быть доволен!».

Данный подход получил название внутреннего или HR-маркетинга, цель которого сводится к формированию у сотрудников развитого мотивационного потенциала за счет создания привлекательных условий труда [4, с.220].  При этом применяется широкий спектр маркетинговых методов и технологий, наиболее важным из которых выступает комплекс маркетинга. Ключевые переменные маркетинга адаптированы с учетом специфики управления персоналом:

Маркетологи, воздействуя на компоненты комплекса маркетинга, стремятся получить положительную ответную реакцию рынка, и таким образом решить центральную проблему современного маркетинга – привлечь лояльных клиентов. Аналогично, применяя концепцию внутреннего маркетинга, руковод-ство рассчитывает укомплектовать штат не только квалифицированными, но и лояльными специалистами, создать условия для их эффективного использования и развития.

Рассмотрим основные направления кадровой работы, которые способствуют развитию лояльности персонала:

При поиске и отборе персонала рекрутеры часто акцентируют внимание на профессионализме, упуская из виду поведенческую компоненту, не проводят оценку, сможет ли соискатель встроиться в организационную культуру, соответствуют ли его личные качества тем ценностным ориентирам, которые культивируются у сотрудников.

При определении мотивации потребителя современные маркетологи руководствуются постулатами теории поколений, суть которой сводится к тому, что именно специфические ценности, а не возраст определяют характер поведения представителей различных поколений: как они общаются, развиваются, что и как покупают и пр. В настоящее время рабочие места между собой делят «неизвестное поколение» — тот, кто родился в период с 1963 по 1983 гг. и  «поколение миллениум» или «поколение «У», чье рождение приходится на 1984-2003 гг. [6].

«Неизвестное поколение» отличает готовность к изменениям, важность иметь возможность выбора, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя. Зачастую, это стабильные сотрудники, готовые поддерживать руководство.

В систему ценностей представителей «поколения «У»  также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом на первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.  Молодые люди из этой плеяды ценят инновации и изменения. Особое значение для них имеет бренд потребляемых товаров и услуг, в том числе и бренд работодателя.

Второе направление работы нацелено преимущественно на уже работающих сотрудников. Мониторинг удовлетворенности персонала различными аспектами работы помогает определять факторы, снижающие привлекательность организации как места работы и своевременно реагировать на них. Оценку удовлетворенности можно проводить при помощи регулярного анкетного опроса. Укреплению лояльности персонала также будет способствовать регулярная «обратная связь» по итогам анкетирования: сотрудники должны почувствовать, что они способны влиять на различные аспекты жизни организации. Повторные исследования удовлетворенности позволят оценить, есть ли положительная динамика в восприятии персоналом организации, как места работы.

Еще одним направлением в работе по формированию лояльного персонала является развитие организационной культуры. Чтобы проверить, эффективна ли она, руководитель должен задать себе следующие вопросы:

Особенно важно, чтобы ценности не только были разработаны и закреплены документально, но и выступали этическим компасом, который подскажет сотруднику («новичку» или «старожилу»), как сформировать свое трудовое поведение, чтобы организация могла прийти к поставленной цели. Для достижения такого эффекта ценности необходимо культивировать: пропагандировать и подкреплять желательное поведение, накапливать и распространять корпоративные знания; развивать традиции и поддерживать их в организации и за ее пределами. Крайне важно, чтобы все постулаты организационной культуры ежедневно закреплялись через поведение руководства, в том числе — при формировании отношений с сотрудниками [2, с.35]. Именно практические действия руководства (поведение в критических ситуациях, критерии при распределении дефицитных ресурсов, определения вознаграждения и пр.) определяют силу и глубину организационной культуры, а декларируемые нормы и правила выступают только вторичными факторами.

Таким образом, современный руководитель даже в условиях кризиса должен создать комфортный внутренний мир организации, базирующийся на системе ценностей, способных привлечь, увлечь и удержать  замотивированных сотрудников, которые, в свою очередь, вовлекут в круг поклонников организации ее клиентов.

Список литературы:

  1. Зимина И.В. В кризис спасет нестандартный подход// .DOC. Деловой журнал Консультант Коми. 2015. №7. с.20-23.
  2. Канева Ю.О. К клиенту – через лояльного сотрудника // .DOC. Деловой журнал Консультант Коми. 2016. №2. с.34-36.
  3. Кибанов А., Дуракова И. Организация маркетинга персонала// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. №11. с. 4-12.
  4. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Внутренний маркетинг как инструмент управления персоналом организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2012.  № 2(31). с. 218-222.
  5. Нордстрем К, Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург. 2005. – 219 с.
  6. Самоукина Н. Война поколений в российском бизнесе: молодняк или старики?// Business Excellence. № 6. 2014. с. 58-66.
  7. Том Н. Управление изменениями// Проблемы теории и практики управления.   №1.  с.13-19.[schema type=»book» name=»НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ – КЛЮЧ К УПРАВЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ!» description=»В условиях роста нестабильности среды руководители организаций начинают искать способы сохранения бизнеса, рынков, ключевых ресурсов. Наиболее типичными из них являются оптимизация затрат и активизация продвижения и продаж товаров (услуг). В статье раскрывается ряд иных способов как выживания, так и роста эффективности бизнеса за счет задействования альтернативных способов использования или дозагрузки существующих ресурсов, их вторичного использования; за счет интеграции бизнес-функций (более активного внедрения инструментов маркетинга в управление персоналом).» author=»Зимина Ирина Валериевна, Канева Юлия Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found