Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МОДЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Терминология автоматического бухгалтерского учета

Набор терминов и определений в терминологии автоматического бухгалтерского учета не противоречит по понятийным категориям современной экономической терминологии и для представления такого учета приведены только необходимые определения, описания функций и напоминания.

Так, автоматический бухгалтерский учет определим как электронную отчетность, формируемую программным расчетным модулем, который распределяет выручку основной деятельности на оборотные средства простого воспроизводства и доходные средства субъектов предприятия, а выручку внереализационной деятельности на средства расширенного производства и средства обслуживания привлеченного капитала.

Такое распределение средств, осуществляемое в соответствии с данными первичных учетных документов, формулой баланса и паспортом предприятия, проиллюстрируем схемой:

Схема 2. Распределение выручки основной и внереализационной деятельности

Если капитал – это объекты, которые субъекты используют для извлечения дохода, а основная функция дохода формирование имущества, то имущество определим, как функцию, которая описывает использование капитала его движением в области законодательно допустимых и рыночных значений. Имущество предприятия – актив баланса – представим суммой значений имущественных функций, капитал предприятия – пассив баланса – аргументами этих функций, а равенство актива и пассива назовем формулой баланса предприятия. Заметим, что пассив баланса описывает финансовую деятельность предприятия за счет движения капитала, а актив баланса описывает склад имущества предприятия, сформированный этим капиталом.

Уточняя понятия имущества и капитала, будем полагать, что имущество и капитал тождественны по стоимости и функционально обратимы, что предприятие – совокупность средств материальных, интеллектуальных и рабочего времени его субъектов, что доход уставного капитала принадлежит субъектам предприятия, а доход добавочного капитала принадлежит предприятию, что учеты этих доходов ведутся раздельно.

Примем к сведению, что капитал предприятия состоит из собственного капитала и привлеченного, который формируется как за счет неоплаченных оборотных средств простого воспроизводства и не выплаченного дохода по основной деятельности, так и за счет не возмещенных клиентам приобретенных средств расширенного воспроизводства и обязательств возврата средств в пользовании по внереализационной деятельности.

Будем помнить, что внеоборотное имущество предприятия формируется основными и нематериальными средствами собственного капитала, а оборотное имущество – оборотными средствами основной и внереализационной деятельности. Уточним, что оборотное имущество основной деятельности формируется за счет оборотных средств простого воспроизводства – запасов, накладных расходов, средств их восполнения и за счет средств невыплаченного дохода – не выданной зарплаты и дивидендов, а оборотное имущество внереализационной деятельности формируется за счет оборотных средств расширенного воспроизводства и привлеченных средств клиентов.

Паспорт предприятия обозначим как перечень идентификационных и экономических реквизитов. К идентификационным реквизитам отнесем наименование, название основной деятельности, адресные, налоговые, статистические, банковские реквизиты предприятия и представительские реквизиты первых лиц. В экономические реквизиты включим средства, формирующие имущество предприятия, плановые значения выручки, торговой надбавки, накладных расходов и зарплаты, а также привилегированные дивиденды.

Предпосылки для построения автоматической финансовой отчетности

Основным способом формирования финансовой отчетности на предприятии является бухгалтерский учет, организованный в соответствии с правилами бухгалтерского учета ПБУ, либо в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности МСФО размещением средств в учетных регистрах в соответствии с планом счетов и корреспонденцией счетов за счет проводок. Такой учет сложный технологически, нормативно зарегулированный, финансово и трудозатратный не отвечает аналитической и информативной полноте отчетности, требованиям производительности труда и оперативности, защищенности от человеческого фактора и несостоятельности предприятия.

Нагромождение регламентированных предписаний по ведению учета бухгалтера воспринимают как «управляемый хаос», который в рабочем порядке постоянно следует удерживать в памяти, а с противоречиями в учете пытался разобраться Юстус С.А., консультант по налогам и сборам [1].

Учет, построенный на счетах и проводках, недостаточно оперативен и информативен – итоги в учетных регистрах подводятся не после каждой учетной операции, а в лучшем случае ежемесячно, поэтому финансовые показатели отражают деятельность предприятия в прошлом и не оценивают ситуацию в реальном времени.

Трудоемкость учета не только в ручном сопровождении учетных операций, но и в необходимом при этом контроле – двойной проверке, аудите, ревизии финансово-хозяйственной деятельности, а также в традиционном аврале в конце отчетного периода.

Учет не защищен от человеческого фактора – ошибок и намеренных искажений и не защищает предприятие от несостоятельности.

Деятельность по ведению бухгалтерской отчетности востребована и распространена настолько, что для ее обеспечения задействована армия бухгалтеров, которая дважды превосходит по численности силовые структуры, и как управленческая элита предприятий, не задействованная в производственной цепочке, заслуживает более продуктивного применения, чем счетоводство, в качестве менеджеров и финансовых директоров.

Условности представления и сложности восприятия бухучета для анализа подробно описаны Гpaчeвым А.В., доцентом Академии управления РАГС при Президенте РФ [2].

Системы автоматизированного бухгалтерского учета фирмы «1С», программные продукты «БЭСТ», «Галактика», «Парус», германские отчетные системы «SAP» и другие хорошо себя зарекомендовали при экономии рабочего времени оператора учета за счет автоматизации рутинных счетных операций.

Но они не исключают специалиста и его сопровождение операций из учетного процесса, не устраняют человеческий фактор – ошибки и злоупотребления, учет остается не оперативным, не информативным, трудоемким, незащищенным, нормативно зарегулированным, организационно и финансово затратным. Слабое место такого учета – его недостаточность для управленческих целей. Множество предложенных управленческих учетов, порожденных этим обстоятельством, отягощенны наследственными признаками бухучета, не оперативны и недостаточно информативны.

Назначение и содержание автоматической бухгалтерской отчетности

С целью формирования финансовой отчетности на предприятии, свободной от перечисленных недостатков, придания учету свойств интерактивности и информационной логистики [3] предложена формула баланса предприятия как алгоритм построения автоматического финансового учета, на входе которого данные первичных учетных документов, на выходе полноформатная бухгалтерская отчетность. Участие бухгалтера как специалиста в автоматическом учетном процессе не обязательно, так как в нем нет счетов и проводок. Средства учета размещаются не на счетах, а в электронных регистрах, их движение обеспечивают не проводки, а расчетный модуль. Учетный автомат работает по принципу: «ввел данные первичных учетных документов и забыл».

Расчетный модуль в соответствии с формулой баланса и паспортом предприятия распределяет средства в электронных регистрах и формирует отчетность, защищенную от ошибок и злоупотреблений, убыточности и несостоятельности, с контрольными опциями и встроенным аудитом, с простой и дешевой технологией учета.

В учетных регистрах расчетный модуль сопоставляет паспортные данные предприятия с аналогичными учетными данными по итогам рабочего дня и в соответствии с формулой баланса формирует отчетность после каждой учетной операции.

Такая отчетность включает в себя ведомости начисления зарплаты и дивидендов, отчеты о движении запасов и накладных расходов, пооперационные интерактивные схемы движения капитала и оперативной инвентаризации имущества, балансовый и сводный финансовый отчет. Каждый отчет в течение года формируется единым интерактивным блоком и сопровождается аналитическими выкладками, графиками и диаграммами.

В целом автоматический финансовый учет представляет собой корпоративный учетный портал, который обеспечивает ввод данных первичных учетных документов как с мобильных устройств менеджерами на рабочих местах – в цехах и отделах, так и со стационарных IoT-устройств автоматического управления и контроля.

Вариант реализации такой технологии ввода учетных данных на предприятии можно представить схемой:

Схема 1. Взаимодействие объектов и субъектов учета первичных учетных данных

По такой же технологии IoT автоматическая бухгалтерская отчетность как программная компонента автоматической системы управления финансами консолидируется в единую отчетность организаций, взаимодействующих в соответствии с договорами и регламентами по территориальному, отраслевому и организационному признаку.

Формула баланса имущества и капитала предприятия

Движение капитала под управлением расчетного модуля, распределяющего выручку основной деятельности на оборотные средства простого воспроизводства и доходные средства, а выручку вне реализационной деятельности на средства расширенного воспроизводства и средства обслуживания привлеченного капитала, представим схемой:

Схема 2. Движение капитала, задействованного предприятием

Функции, формирующие имущество предприятия при движении капитала в соответствии со схемой, в формульном представлении описаны ниже.

W=(T+K+P+Pr) … (1) – функция формирования собственного имущества предприятия W за счет собственного капитала (T+K+P+Pr), предназначенного для обеспечения уставной деятельности, расширенного воспроизводства и страхования рисков. С целью формирования собственного капитала учредители вкладывают в уставный капитал основные T, нематериальные K и оборотные средства P, планируют добавочный капитал Pr и фиксируют эти средства в регистрах паспорта предприятия.

В пассиве баланса собственный капитал размещается в регистре капитала и резервов. В активе собственное имущество W распределено в регистрах внеоборотного и оборотного имущества.

A=(O+N) … (2) – функция формирования оборотного имущества простого воспроизводства А за счет оборотных средств простого воспроизводства (O+N) основной деятельности пополнением из выручки C средствами O запасов, выбывших с реализованной продукцией, и средствами N произведенных накладных расходов в оборотных средствах P уставного капитала. Для формирования средств простого воспроизводства (O+N) учредители планируют выручку рабочего дня Cp, ежедневные накладные расходы Np, торговую надбавку k и фиксируют эти значения в регистрах паспорта предприятия.

В соответствии со сформированными учредителями оборотными средствами простого воспроизводства расчетный модуль извлекает из выручки С основной деятельности средства О для восполнения запасов, реализованных в составе продукции, и средства N для компенсации хозяйственных, социальных и фискальных издержек.

В пассиве баланса средства восполнения запасов O и накладных расходов N направляются расчетным модулем в регистр оборотных средств P уставного капитала. В активе оборотное имущество простого воспроизводства А размещено в регистрах запасов и денежных средств.

D=(Z+U)=(Zc+Ze+Uc+Ue) … (3) – функция формирования доходного имущества D субъектов предприятия за счет движения доходного капитала (Z+U) извлечением из выручки С средств, необходимых и достаточных для выплаты зарплаты Z=(Zc+Ze) и дивидендов U=(Uc+Ue). С целью формирования доходного капитала учредители планируют доход персоналу за рабочий день как функцию зарплаты Zp от запланированной выручки Сp и как функцию оклада Ze от фонда оклада, устанавливают по необходимости годовые привилегированные дивиденды Ue и фиксируют эти значения в паспорте предприятия.

В соответствии со сформированным учредителями доходным капиталом расчетный модуль начисляет персоналу зарплату как функцию выручки С и оклад как функцию фонда оклада, а учредителям начисляет привилегированные дивиденды и обыкновенные дивиденды Uc, рассчитанные от доходного капитала по остаточному принципу.

В пассиве баланса невыплаченный доходный капитал содержится в регистрах задолженности персоналу и учредителям. В активе доходное имущество D субъектов предприятия сосредоточено для выплаты в регистре денежных средств.

В процессе деятельности на предприятии формируется обремененное оплатой или возвратом привлеченное имущество клиентов B=(M+F) … (4) в результате задолженности по оплате оборотных средств простого воспроизводства собственному предприятию и выплате его субъектам доходных средств по основной деятельности M, а также в результате задолженности по оплате средств расширенного воспроизводства и обязательств возврата средств в пользовании по внереализационной деятельности F.

В пассиве баланса привлеченный капитал (M+F) размещен в регистрах долгосрочной и краткосрочной задолженности, в активе привлеченное имущество B размещено в регистрах денежных средств и прочих оборотных активов.

Для более подробного описания имущественных функций представим их аргументы – капитал – в развернутом виде.

Так, добавочный капитал Pr в аргументе функции собственного имущества W=(T+K+P+Pr) представим основными H, нематериальными J и оборотными средствами, которые формируются резервным капиталом  за счет капитализации дивидендов Uc по ставке i и денежными средствами (S – R) за счет выручки S от движения привлеченных и вложенных средств и расходов R на средства расширенного воспроизводства и на средства обслуживания привлеченного капитала:

W=(T+K+P+Pr)=(T+K+P+H+J++ S–R) … (5)

Оборотный капитал простого воспроизводства (O+N) в аргументе функции оборотного имущества А представим функциями выручки С:

 n – скидка на реализацию продукции, услуг в процентах,

Cn – выручка с n-ой скидкой.

Аргументы функции доходного имущества D=(Zc+Ze+Uc+Ue) представим функцией зарплаты  от выручки С, функцией оклада  от оклада Ek работника с табельным номером k и его премии  по ставке j, а также отчислениями из дивидендов Uc в премиальный фонд оклада  и резервный капитал :

 … (7)

С учетом распределения выручки основной деятельности С на средства простого воспроизводства A и D, а выручки внереализационной деятельности S на средства расширенного воспроизводства и обслуживания привлеченного капитала R и оборотные средства (S — R) во внереализационной кассе, имущество предприятия как сумму имущественных функций представим формулой:

Это тождество актива и пассива, определяемое как формула баланса предприятия, служит алгоритмом построения программного расчетного модуля автоматической финансовой отчетности, написания для него электронных формул в регистрах учета и задания функций сопровождения.

Так, постоянство оборотных средств P за счет пополнения из выручки С средствами О запасов G, выбывших с реализацией, и средствами N произведенных накладных расходов сохраняет уставный капитал неизменным до очередной его перерегистрации и позволяет рассчитывать оптимальные складские запасы:

P=Po–G+Pn+Ps=const  … (9), где:

Po  – запасы предыдущего рабочего дня,

G   – запасы, выбывшие с реализованной продукцией в течение дня,

Pn – пополнение запасов в течение рабочего дня,

Ps –  денежные средства для предстоящих запасов и накладных расходов.

Регламентированное формулой баланса восполнение запасов и накладных расходов в оборотных средствах уставного капитала защищает предприятие от несостоятельности, а замкнутый цикл движения этих средств в уставном капитале иллюстрирует схема:

Схема 3. Замкнутый цикл движения оборотных средств в автоматическом учете

Окупаемость вложений учредителей в днях F определит обратная функция среднего значения регистра ежедневных обыкновенных дивидендов Un:

  … (10)

Рентабельность собственного капитала ROE удобно оценить в оперативном режиме по формуле:

… (11) , где:

U   – доход учредителей с начала года,

t/h отношение количества дней с начала года к количеству дней в году.

Надежность предприятия Х может описать функция устойчивости как отношение привлеченного капитала (M+F) к собственному капиталу (T+K+P+Pr), которое при Х>1 обещает проблематичное исполнение обязательств перед кредиторами:

  … (12)

Продукция реализуется как по ценам прайса, который формируется умножением стоимости запасов, израсходованных для производства продукта, на коэффициент торговой надбавки (удорожания услуг) k, так и со скидкой n по свободным ценам:

  … (13).

 При этом скидка на реализацию ограничена значением n=((k-1)/k)100 … (14), которое направляет выручку в оборотные средства и не формирует доход.

Автоматическая финансовая отчетность в электронном формате

Для демонстрации формирования автоматической финансовой отчетности в электронном формате предлагается облегченный учет без клиентской базы и с начислением зарплаты персоналу не по персоналиям, а в целом по отделам, реализованный формулами табличного редактора Excel на пяти отчетных листах: «ввод данных», «расходы», «доходы», «финотчет» и «баланс».

Отчет «ввод данных» предназначен для финансового планирования предприятия и ввода данных первичных учетных документов, остальные отчеты автоматически формируют финансовую отчетность предприятия.

Учет начинается с формирования в паспорте предприятия на листе «ввод данных» уставного, добавочного, а при наличии и привлеченного капитала, с подключения при необходимости опции акционирования, с заполнения идентификационных и экономических реквизитов предприятия, планирования зарплаты и отпусков в табеле субъектов предприятия, назначения ответственных за ввод первичных учетных данных.

Экономические реквизиты паспорта предприятия можно предложить в виде отчета:

Таблица 1. Фрагмент отчета экономических реквизитов паспорта предприятия

Ввод реквизитов паспорта предприятия и данных первичных учетных документов формирует отчет «ввод данных» в виде таблицы:

Таблица 2. Фрагмент отчета ввода данных первичных учетных документов

Отчет «ввод данных» автоматически формирует наиболее информативный и аналитичный сводный финансовый отчет, который представлен следующей таблицей.

Таблица 3. Фрагмент сводного финансового отчета

В шапке таблицы представлен финансовый план предприятия и аналитика его выполнения на 15.10.2015. Выручка составляет 115% к плану, рентабельность снизилась до 1,18 от плановой 1,2 за счет скидок на реализацию, дебиторов и премиального фонда персонала на окладе в сумме 149520 руб. Прогноз годового дохода персонала – 8759224, учредителей – 7833096 руб. Капитализация дивидендов по ставке 5% в резервный капитал в течение года составила 280227 руб. Несостоятельность предприятию не грозит, так как коэффициент устойчивости предприятия X=0,4, что меньше 1, при которой она наступает.

Окупаемость вкладов учредителей 483 дня при отдаче собственного капитала ROE 68%. Общая налоговая нагрузка на предприятие, его имущество, инфраструктуру и субъектов составляет 49%. Запасы в готовой продукции 15.10.2015 освоены на 373841 руб., в незавершенном производстве запасов на 587127 руб., пополнение запасов на 15.10.15 не требуется. Для расширенного воспроизводства с 01.10.15 по 15.10.15 из кассы вне реализационной деятельности в кассу оборотных средства основной деятельности перечислено 184553 руб. по ставке 5% для обеспечения дополнительных договорных поставок продукции.

Далее предлагаются к рассмотрению отчеты по расходам, доходам и балансовый отчет. Расходы по восполнению запасов и накладные расходы представлены в следующем отчете:

Таблица 4. Фрагмент отчета движения оборотных средств простого воспроизводства

Отчеты по доходам содержат ведомости начисления и выплаты зарплаты персоналу и дивидендов учредителям. Далее представлен фрагмент ведомости начисления и выплаты персоналу зарплаты по подразделениям предприятия:

Таблица 5. Фрагмент ведомости начисления и выплат зарплаты персоналу

Баланс предприятия, сводимый после каждой учетной операции, представлен отчетом по ПБУ, простейшим отчетом по МСФО и автоматической финансовой отчетностью:

Таблица 6. Балансовая отчетность предприятия

Финансовая диагностика сводится к оценке интерактивных схем движения капитала и оперативной инвентаризации имущества, формируемых после каждой учетной операции.

Схема 4. Интерактивная схема движения капитала и оперативной инвентаризации имущества

Осуществляется разработка трехуровневой структуры интерактивных схем с направлением верхнего уровня финансовых итогов по ссылкам на второй уровень интерактивной схемы для детализации итогов и встречного контроля количественного учета средств третьего уровня в подразделениях.

Сопоставление интерактивных схем по содержанию – набору средств задействованного капитала и по форме – размещению имущества в учетных регистрах дает ответы на вечные вопросы бухучета. Беглого взгляда на интерактивные схемы или балансовый отчет по стандартам автоматической отчетности достаточно, чтобы сказать, где в данный момент имущество свое, а где чужое, где денежные средства и чьи они, где доход денежный, а где не денежный, за счет чего и как прирастает валюта баланса и насколько устойчиво предприятие, сколько сегодня и с начала года заработали учредители, а сколько персонал, какова минимальная цена предприятия и сколько средств для расширения производства.

Оборотные и доходные средства в автоматическом финансовом учете детерминированы по операционному назначению. Так, доходные средства в конце рабочего дня автоматически зачисляются на платежные карты субъектов предприятия и не могут быть уведены на другие цели. Строгий режим операций с оборотным и внеоборотным имуществом может быть прописан разрешительными клиентскими кодами на такие операции. Законодательная регламентация учета достигается внедрением правового контента в программное обеспечение автоматической отчетности по примеру программы налогового ведомства «Налогоплательщик ЮЛ» и соблюдением в учетной политике обязательного регламента автоматической  финансовой отчетности:

– распределение выручки основной деятельности на оборотные и доходные средства,

– простое воспроизводство за счет основной деятельности,

– расширенное воспроизводство за счет внереализационной деятельности,

– изъятие у предприятия доходных средств в момент начисления.

Ограничения и особенности автоматического финансового учета

Программа автоматического финансового учета, реализованная формулами табличного редактора Excel, ограничена технологическими возможностями этого редактора и функционально ориентирована на предприятия, в которых учет основной и внереализационной деятельности ведется раздельно.

Аналитическая логистика учета не нарушается, если оборотные средства добавочного капитала внереализационной деятельности не смешиваются с оборотными средствами уставного капитала основной деятельности.

Покупка ценных бумаг из кассы основной деятельности не возможна, так как касса обслуживает операции с оборотными и доходными средствами, но возможна из кассы внереализационных средств, которая пополняется за счет доходных операций с добавочным капиталом, дохода от собственных акций, капитализации и депозита дивидендов.

Учет основной и внереализационной деятельности пересекается только средствами капитализации дивидендов и расширенного воспроизводства установкой сроков и ставок перечислений.

Регистры оборотной, доходной и внереализационной кассы работают независимо друг от друга, но если средства оборотной и доходной касс формируют единую кассу основной деятельности предприятия, то касса внереализационных средств ведется отдельно и обслуживает операции расширенного воспроизводства и привлеченные средства внереализационной деятельности.

Потребные средства для покрытия накладных расходов планируются в хозяйственном, социальном и налоговом регистре, при этом для расчета налогообложения в социальный регистр включаются средства регистра чистого дохода персонала, а налоговый регистр из налогообложения исключается как накопительный фонд налоговых выплат.

Зарплата и не капитализированные дивиденды средствами предприятия не являются и на балансе учитываются как привлеченный капитал. Очищенные от налогов в налоговом регистре накладных расходов, они хранятся в регистре доходной кассы для автоматического перечисления субъектам предприятия на счета платежных карт, а при неработающей этой опции – для ручной выдачи зарплаты и дивидендов.

Выплата клиентам за возвращенную продукцию из оборотной и доходной касс производится в соответствии с распределением, которое задает расчетный модуль. Выплаты из касс за возврат продукции и возврат в кассы подотчета осуществляются вводом сумм с обратным знаком.

Пополнение и списание малоценных основных средств как расходных материалов осуществляется в пределах правовой регламентации и запланированных затрат в хозяйственном регистре накладных расходов за счет оборотных средств основной деятельности. Расчет НДС производится в Книге продаж и покупок.

Если при составлении паспорта вновь создаваемого предприятия требуется анализ производства, то для действующего предприятия за паспортные значения принимают средние производственные показатели по году, скорректированные на ожидаемую годовую инфляцию.

Расширенное воспроизводство включается установкой ставки и срока закачки оборотных средств из кассы внереализационной деятельности в кассу оборотных средств основной деятельности при устойчивом положительном тренде выручки и дополнительных контрактах.

Унификация формата отчетов для электронного ввода данных первичных учетных документов, внедрение функционала штрихкодирования, электронной подписи, авторизованный вход персонала в корпоративный портал учета через аккаунт – необходимые и достаточные условия документооборота в автоматической отчетности.

История и перспективы развития автоматической бухгалтерской отчетности

Учет с программным движком расчетного модуля, распределяющим выручку на средства простого воспроизводства  и доходные средства, под названием финансовый учет «Автопилот» придуман в 1997 году и велся на «бумажном носителе» с помощью калькулятора в четырех оптово-розничных предприятиях простого товарищества в Красноярске, а в электронном формате ведется по настоящее время.

Развивается учет за счет опций расчетного модуля. В разработке такие опции, как платежная система в регистрах дохода для выплаты зарплаты и дивидендов по итогам рабочего дня, инспектирование накладных расходов по суммам и назначениям платежей, автоматические заявки на оптимальные складские запасы, автоматический контроль подотчетных лиц, дебиторов и кредиторов, автоаудит предприятия, автоматическое обслуживание привлеченного капитала по операциям займа, лизинга, аренды, залога, хранения.

Планируется разработка сопровождения учетного процесса правовым контентом, вывод балансовых формул для алгоритмических построений автоматического учета в корпорациях, кредитных, страховых,  унитарных организациях, разработка встроенной в учет налоговой отчетности, постановка деловых игр и тренажеров управления предприятием [4].

В перспективе разработки по совершенствованию управления производством и производственными отношениями за счет внедрения хозяйственных инструкций в регистры учета, разработки интерактивных логистических схем взаимодействия с клиентами, привлечения субъектов предприятия к участию собственным капиталом во внереализационной деятельности, организации срочного возмездного депозитария доходов субъектов предприятия и выдачи ссуд из депозитария, внедрения технологий, сокращающих ручные операции и рабочее время, развития корпоративных знаковых традиций, событий и символов.

Представляется перспективным построение автоматических систем управления финансами с автоматическими компонентами финансовой отчетности предприятий и автоматически формируемыми управленческими решениями в развитие SAP ERP систем [5], построение автоматической системы управления финансами региона за счет консолидации отчетности составляющих его предприятий и финансового планирования региона как предприятия.

Ограничения для применения автоматического финансового учета на производственных и торговых предприятиях не усматриваются. На предприятиях по оказанию услуг и в унитарных предприятиях учет не тестировался.

Размещение в облачном сервисе и на рабочем столе компьютера, стационарная и мобильная платформа рабочего места, сохранение информации в защищенной среде и резервное копирование, авторизованный ввод данных первичных учетных документов со сканера,  мобильных и IoT-устройств – основные технологические установки для разработки продуктов автоматического финансового учета.

Обеспечение аналитических оперативных запросов организаторов производства, информационных запросов инвесторов и контрольных запросов фискальных органов – главные потребительские свойства автоматической отчетности.

Автоматический финансовый учет – технологическая и экономическая предопределенность – информативный, простой и дешевый учет. Так, если годовые издержки России на организацию учета при пятимиллионной армии бухгалтеров, их тридцатитысячной зарплате, стоимости программ оценить в 2 триллиона рублей, то применение автоматической финансовой отчетности снижает затраты делового сообщества не менее, чем на 2 порядка – до 20 миллиардов, и, как следствие, снижает затраты  потребителей, что придает учету не только экономический, но и гуманитарный смысл и социальную направленность.

Конкурентные решения формирования автоматической финансовой отчетности не известны и альтернативы этому учету нет – предприниматели, уставшие от учета цифр, ждут учет деловых итогов.

Сравнение моделей формирования автоматической и бухгалтерской отчетности

В автоматическом финансовом учете оператором учета служит программный расчетный модуль, заменяющий ручное сопровождение учетного процесса автоматическим и позволяющий организатору учета исключить из учетного процесса специалистов по счетам и проводкам, поручив ввод данных первичных учетных документов менеджерам, ответственным за эти данные на местах – в цехах и отделах.

Расчетный модуль в реальном времени выстраивает информационную финансовую логистику производства: устанавливает в регистрах учета строгую функциональность, которая страхует предприятие от несостоятельности, скрытых запасов, заниженных доходов, завышенных расходов, бухгалтерских ошибок, злоупотреблений, обеспечивает процесс организации и управления материальными и финансовыми потоками. Особое место в информационной логистике занимает мобильная версия сводного финансового отчета, оперативно формируемая после каждой учетной операции, доступная организаторам производства и владельцам предприятия в любой момент и в любом месте и представленная нижеследующей таблицей.

Таблица 7. Мобильная версия сводного финансового отчета

Аналитика будущих периодов на основе анализа «что, если» прогнозирует доходы персонала и учредителей, сроки отдачи инвестиций, планирует рентабельность расширенного воспроизводства.

Полезным свойством автоматического учета является финансовое моделирование вновь создаваемых предприятий за счет формирования расчетным модулем аналитического сценария при различных начальных условиях, задаваемых паспортом предприятия.

Автоматическая финансовая отчетность соответствует концепции президента на упрощение учетного процесса при подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с указом «О долгосрочной государственной экономической политике» [6].

Учет способствует деловой активности и инвестиционным ожиданиям инвесторов за счет сохранности вложений в предприятие, простой и прозрачной отчетности, формируемой в режиме реального времени и адаптивной международным стандартам.

Информативная, аналитическая, интерактивная, удобная для чтения отчетность предоставляет руководству и владельцам предприятия необходимый и достаточный инструментарий системного управления производством, планирования финансовой деятельности и корпоративного управления предприятием.

В целом преимущества автоматического финансового учета перед бухгалтерским можно предложить следующим списком:

– исключение счетоводов из учетного процесса, повышение производительности труда,

– защита учета от человеческого фактора, предприятия от несостоятельности,

– аналитическая, информативная полнота отчетности, логичный интерфейс,

– самоконтроль и автоаудит учетного процесса, простая и дешевая технология учета,

– оперативная, легко читаемая отчетность руководством и владельцами предприятий,

– операционная надежность, встроенная правовая регламентация учетного процесса,

– формирование полноформатной отчетности после каждой учетной операции,

– обеспечение информационных запросов руководителей, инвесторов, налоговиков,

– финансовое планирование и прогнозирование деятельности предприятия,

– автоматическая консолидация отчетности предприятий различной организации,

– сопровождение отчетности аналитикой и графиками после каждой учетной операции,

– ограничение нехозяйственных, противоправных учетных операций,

– скврзной контроль производства за счет многоуровневых интерактивных схем,

– ввод данных первичных учетных документов на рабочих местах – в цехах и отделах,

– начисление и выплата зарплаты и дивидендов в конце рабочего дня,

– всегда известный доход субъектов предприятия за рабочий день и в течение года,

– снижение затрат на организацию учетного процесса на два порядка,

– существенное упрощение отчетности для делового сообщества,

– отчетность на момент последней операции, доступная в любом месте в любое время,

– технология учета – «ввел данные первичных учетных документов и забыл»,

– полномасштабный инструментарий планирования и управления производством.

Отличительные технологические признаки бухгалтерской и автоматической финансовой отчетности можно сравнить на следующей схеме:

Схема 6. Технологические отличия бухгалтерского и автоматического финансового учета

Предложенная модель формирования автоматической финансовой отчетности, достаточная для организации полноформатного учета на предприятии, не использует в табличной редакции Excel все операционные возможности расчетного модуля, не наполнена правовым контентом, незащищена как программный продукт, требует проработки консолидации и тестирования консолидированных учетов, изучения макроэкономического операционного потенциала и демонстрирует возможность построения автоматической бухгалтерской отчетности.

Необходима разработка программной платформы корпоративного портала автоматической финансовой отчетности с защитой программного обеспечения, адаптивного международным стандартам финансовой отчетности, со встроенным правовым регламентом, запускаемого на любых объектах учета, в том числе иноязычных, любой формы собственности, организации, вида деятельности, налогообложения, с перспективой построения систем автоматического управления консолидированными предприятиями, а также построения автоматической отчетности в макроэкономических бюджетных структурах.

 

Список литературы:

  1. Юстус С.А., Нормативное регулирование бухгалтерского учета: преодоление противоречий и пробелов [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/article/6726/ #ixzz3b2pvZ41N (Дата обращения: 23.04.2016).
  2. Гpaчeв А.В., Экономическое содержание бухгалтерского баланса [Электронный ресурс] (Дата обращения: 23.04.2016).
  3. Калитин Д. В., Кондратенко К. А. Автоматизация информационной логистики, Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) № 7 / 2011
  4. Баринов К. А., Власов А. Б., Строганов В. Ю., Ягудаев Г. Г. Формирование организационной структуры управления промышленным предприятием с использованием многоролевых деловых игр, Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана № 08 /2011
  5. Степанов Д.Ю Интеграция модулей логистики и финансов при внедрении корпоративных информационных систем на примере SAP ERP // Проблемы экономики. – 2014. – т.62, №4. – c.22-27 PDF
  6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // «Российская газета» № 5775 от 9 мая 2012 г.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА » description=»Цель. Для исключения человеческого фактора и ручного сопровождения учетных операций из бухгалтерского учета, снижения затрат на организацию учетного процесса и повышения производительности труда, придания учету свойств интерактивности и информационной логистики предложена формула баланса предприятия как алгоритм построения автоматического финансового учета, на входе которого данные первичных учетных документов, на выходе полноформатная бухгалтерская отчетность. Метод. Учетный автомат работает по принципу: «ввел данные первичных учетных документов и забыл». Участие бухгалтера как специалиста в автоматическом учетном процессе не обязательно, так как в нем нет счетов и проводок. Средства учета размещаются не на счетах, а в электронных регистрах, их движение обеспечивают не проводки, а программный расчетный модуль, который сопоставляет паспортные данные предприятия с аналогичными учетными данными по итогам рабочего дня и в соответствии с формулой баланса формирует отчетность после каждой учетной операции. Результаты. Такая отчетность, включает в себя ведомости начисления и выплаты зарплаты и дивидендов, отчеты о движении запасов и накладных расходов, пооперационные интерактивные схемы движения капитала и оперативной инвентаризации имущества, балансовые отчеты предприятия и сводный финансовый отчет. Отчетность защищена от ошибок и злоупотреблений, убыточности и несостоятельности, обеспечена контрольными опциями и встроенным аудитом, представлена простой и дешевой технологией учета. Выводы. Информативная, аналитическая, интерактивная, удобная для чтения отчетность предоставляет руководству и владельцам предприятия необходимый и достаточный инструментарий для системного управления производством, планирования финансовой деятельности и корпоративного управления предприятием.» author=»Путилов Борис Николаевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found