Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЗИЦИЙ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Затянувшийся кризис мировой экономики привел к общему падению платежеспособного спроса, обострению конкурентной борьбы, изменению приоритетов и ориентиров развития, повышения внимания к экспортной деятельности национальных компаний, а также формированию комплексного подхода к национальному промышленному развитию и экспортной стратегии.

Исследование статических аспектов экспортной активности Российской Федерации в мировой экономике свидетельствует, что отношение ее доли в мировом экспорте товаров и услуг к доле в мировом паритетном ВВП в 2013 году составило  87% в 2013 г. (60% в 2000 г.) [6]. Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП России (по текущему валютному курсу) составляет в последние годы примерно 30%, что превосходит аналогичные показатели для большинства крупных развитых и развивающихся экономик.

Одновременно, согласно данным таблицы 1, можно констатировать стимулирующий в стандартной ситуации и демпфирующий в условиях влияния кризисных тенденций характер функционирования экспортного сектора РФ.

Таблица 1 — Вклад экспорта товаров и услуг в изменение физического объема ВВП РФ в 2003-2013 гг. [3]

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
В процентных пункта 4,4 4,2 2,2 2,6 2,1 0,2 — 1,5 2,0 0,1 0,4 1,2
В % к темпам прироста ВВП 60,3 58,3 34,4 31,7 24,7 3,8 43,5 2,0 12,5 95,6
Темпы прироста ВВП, % 7,3 7,2 6,4 8,2 8,5 5,2 — 7,8 4,5 4,3 3,4 1,3

Таким образом, экспортный сектор становится локомотивом социально-экономического развития страны, однако обнаруживает и деформации отраслевой структуры национальной экономики в целом, а также слабости системы государственного регулирования (в части стратегического планирования, промышленной, инновационной и т.п. политики).

Соответственно, анализ экспортного потенциала российской экономики, с объективной точки зрения, представляющего собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам (тактический аспект, реакция на конъюнктурный эффект); с субъективной, — совокупность экспортирующих и экспортноориентированных предприятий, эффективно реализующих стратегию экспансии на зарубежные рынки самостоятельно либо при поддержке государственных институтов (проактивная позиция с возможностью получения стратегического эффекта), — необходимо осуществлять в рамках двойственного понимания такового.

Первое десятилетие XXI в. стало периодом активной транснационализации операций крупнейших российских компаний, благодаря чему Россия упрочила свое коммерческое присутствие на ключевых рынках. Так, международные экономические позиции России существенно окрепли в 2000-х годах, что выразилось, в том числе, в увеличении доли России в мировом экспорте товаров и услуг до 2,6% в 2013 г. по сравнению с 1,4% в 2000 году. В мировом товарном экспорте удельный вес России в 2013 г. составил около 2,9% против 1,6% в 2000 году. Россия закрепилась в первой десятке ведущих экспортеров товаров и занимает сегодня 8–9-ю строчку, примерно на одном уровне с Великобританией и Италией.

Количество экспортирующих предприятий, реализующих стратегии нерегулярного экспорта, начального выхода на зарубежные рынки, локальной рационализации [1], в РФ в 2013 г. достигло по данным таможенной статистики примерно 17000. При этом общее количество участников внешнеторговой деятельности составило 82499 хозяйствующих субъекта, а импортные операции реализовывало 67000 предприятий [4]. Подобные данные свидетельствуют, что российские экспортеры – крупные компании со стабильными объемами экспортных поставок. Одновременно, отсутствие понятия «экспортоориентированные предприятия» как потенциально возможные участники экспортных потоков значительно сокращает возможности наращивания экспортного потенциала страны в несырьевых сегментах особенно в современных условиях неблагоприятного воздействия мегасреды.

Если в 2000-х годах развитие российского экспорта характеризовалось устойчивым и существенным ростом его стоимостных объемов (за исключением спада в 2009 г. под влиянием глобального финансово-экономического кризиса), что в основном обеспечивалось расширением поставок топливно-сырьевых товаров и материалов в натуральном выражении и повышением средних контрактных цен на них в условиях благоприятной мировой конъюнктуры (первый фактор превалировал в первой половине 2000-х гг., второй – в 2004-2008 гг.), тогда как увеличение поставок продукции с высокой добавленной стоимостью было менее заметным, то в начале 2010-х годов темпы прироста экспорта товаров резко замедлились – до менее 2% в 2012 г. и около 0,5% в 2013 году. Неблагоприятная экспортная динамика определяется вялой мировой конъюнктурой и, соответственно, стагнацией (в 2012 г.) и падением (в 2013 г.) средних контрактных цен при отсутствии (в 2012 г.) или незначительном (в 2013 г.) росте физических объемов экспорта, на что, в свою очередь, повлияло снижение конкурентоспособности отечественных экспортеров под действием таких внутренних факторов, как дорогой кредит, рост тарифов, высокая налоговая нагрузка, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, длительность административных процедур и др. [3]

Попытки государства «оживить» экспортную активность инновационно-активных предприятий (11,8% от общей численности хозяйствующих субъектов РФ), преимущественно малого и среднего бизнеса, серьезных корректив в современную негативную ситуацию не привнесли, что объясняется, с одной стороны, слабой информированностью самих экспортноориентированных предприятий МСП, так и ухудшением делового климата в стране в целом. В этих условиях наряду с переоценкой эффективных мер поддержки и стимулирования экспорта, уже реализуемых на уровне государства (Концепция государственной гарантийной (финансовой) поддержки экспорта промышленной продукции), Группы Внешэкономбанка (Росэксимбанк, ЭКСАР), институтов развития (Центры международной торговли, Агентство стратегических инициатив, Евро-Инфо-Координационные центры и т.п.), возникает необходимость точечных мер, в качестве которых может выступать разработка внешнеэкономических проектов «под ключ» с ориентацией на особенности промышленного, инновационного развития субъектов в регионах страны.

Важное значение в структурной характеристике экспортного сектора страны играет ассортиментный фактор, в рамках которого традиционной является классификация по товарным группам (см. табл. 2). Так, Россия стала крупнейшим мировым поставщиком энергоресурсов, важным игроком на рынках многих видов промышленного сырья и полуфабрикатов, продукции оборонной, атомной, ракетно-космической промышленности.

Таблица 2 — Показатели экспорта Российской Федерации в 2012-2013 гг. [2]

Наименование товара 2012 г. 2013 г. темпы роста  в %
млн. долл. в % к итогу млн. долл. в % к итогу стоимости физического объема* цены*
1 2 3 4 5 6 7 8
Всего                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    524698 100,0 526392 100,0 100,3 104,9 95,7
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

(кроме текстильного)                                                                                                                                                                                 

16768 3,2 16196 3,1 96,6 98,5 98,2
     пшеница и меслин 4518 0,9 3483 0,7 77,1 86,1 89,5
Топливно-энергетические товары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   368360 70,2 371792 70,6 100,9 105,5 95,6
     нефть сырая 180930 34,5 173668 33,0 96,0 98,6 97,3
     нефтепродукты  103624 19,7 109168 20,7 105,3 109,6 96,2
     газ природный 61768 11,8 67232 12,8 108,8 109,9 99,0
Продукция химической промышленности, каучук                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   32129 6,1 30739 5,8 95,7 105,1 91,0
     удобрения 11177 2,1 9119 1,7 81,6 94,4 86,5
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия                                            10191 1,9 10966 2,1 107,6 105,5 102,0

Окончание табл. — 2

1 2 3 4 5 6 7 8
      лесоматериалы необработанные 1530 0,3 1641 0,3 107,3 107,9 99,4
     лесоматериалы обработанные 3355 0,6 3652 0,7 108,9 108,6 100,2
Металлы и изделия из них 44436 8,5 40859 7,8 92,0 97,8 94,1
      черные металлы 22607 4,3 20051 3,8 88,7 95,4 93,0
      медь рафинированная 1924 0,4 1620 0,3 84,2 87,5 96,2
      никель необработанный      3721 0,7 3626 0,7 97,5 108,8 89,6
      алюминий необработанный 6213 1,2 6193 1,2 99,7 98,2 101,5
Машины, оборудование и транспортные средства 26532 5,1 28338 5,4 106,8 103,2 103,5
      летательные аппараты    4335 0,8 5133 1,0 118,4
      автомобили легковые     989 0,2 1485 0,3 150,2 122,1 123,0
      автомобили грузовые     513 0,1 608 0,1 118,5 143,8 82,4
Другие товары 26282 5,0 27502 5,2 104,6

* Индексы  физического объема в  целом по экспорту и  по товарным группам исчислены ФТС.  Индексы  средних цен  в целом по экспорту и по товарным группам исчислены ФТС в среднегодовых ценах предыдущего года.

По данным ФТС  России с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан

 

Такая структура формирует зависимость целых отраслей экономики от сбыта продукции на мировых рынках (см. табл. 3). Причем сопоставляя сырьевой и несырьевой экспорт, можно констатировать ориентацию первичных отраслей на внешние рынки, в то время как обрабатывающие отрасли ориентированы преимущественно на внутренний рынок, являющийся ареной жесткой конкурентной борьбы с иностранными производителями.

Таблица 3 — Доля экспорта в производстве важнейших товаров, % [2]

2012 г. 2013 г.
Нефть сырая 46,3 45,3
Нефтепродукты 51,0 54,4
Газ природный 27,3 29,4
Уголь каменный 46,7 50,7
Каучук синтетический 60,3 63,7
Лесоматериалы необработанные 16,6 18,5
Фанера клееная 51,7 53,8
Целлюлоза древесная 27,1 25,0
Бумага газетная 71,5 68,3
Автомобили легковые 5,8 7,2
Автомобили грузовые 8,9 12,9

Динамика объёма экспорта в денежном выражении в последние пять лет повторяет динамику мировых цен на нефть, что является логичным отражением экспортной специализации страны. Сырьевой экспорт вносит существенный вклад в темпы роста ВВП – от 20 до 35%, в то время как несырьевой сообщает стабильный темп роста ВВП – от 5 до 7%. Начиная с 2008 г. темпы роста сырьевого экспорта опережают темпы роста несырьевого. Однако на базе негативных тенденций развития мирового рынка нефти, ситуация меняется. Так, в 2013 г. доля несырьевого экспорта выросла на 1,8% к уровню 2012 г. и составила 48,2% или 254,3 млрд. долл, доля же сырьевого экспорта сократилась на 0,8% и составила 51,8% или 273 млрд. долл. В несырьевом экспорте преобладает продукция химической промышленности (в частности, удобрения и продукция неорганического синтеза) – 42%,  а также машины и оборудования (преимущественно летательные аппараты, ядерные ректоры, котлы, оборудование)  — 30% [5]. Данный фактор является положительным с точки зрения реструктуризации промышленного производства страны в пользу наращивания производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, что в 2014 году было усилено активизацией политики импортоамещения.

Одновременно развитие экспортного сектора страны формируется в рамках географического аспекта, имеющего специфику выделения приоритетов внешней и внешнеэкономической политики, включая: а) страны ближнего (не с позиций географических границ, а с учетом исторического фактора) и дальнего зарубежья (традиционный подход); б) страны-партнеры по Таможенному Союзу, БРИКС, ЕврАзЭС и прочие; в) страны крупнейшего текущего экспортного интереса России и второстепенные (табл. 3).

Таблица 3 — Первая двадцатка стран по интегральному показателю значимости экспортных рынков для России

Место
в 2013 г.
Страна 2006 г. 2010 г. 2013г.
1 Нидерланды 8,13 6,77 7,40
2 Германия 8,05 7,23 6,52
3 Китай 5,78 5,42 6,01
4 Украина 6,31 6,41 5,35
5 Казахстан 5,36 4,35 5,23
6 Белоруссия 4,74 5,02 4,72
7 Италия 3,85 4,11 4,45
8 США 5,46 4,12 4,37
9 Турция 3,69 3,81 3,66
10 Индия 2,45 3,30 3,33
11 Польша 2,53 2,68 2,87
12 Соединенное Королевство 3,34 2,96 2,87
13 Япония 1,59 2,49 2,87
14 Франция 2,43 2,57 2,23
15 Финляндия 2,50 2,12 2,14
16 Корея, Республика 1,10 2,33 1,99
17 Швейцария 1,98 1,74 1,67
18 Бельгия 0,99 1,24 1,61
19 Чехия 1,19 1,31 1,34
20 Литва 1,17 1,20 1,32

При анализе данных таблицы 4 обращает на себя внимание сворачивание экспортных потоков в страны-традиционные партнеры (Германия, Украина и т.п.) при увеличении роли азиатских партнеров – Китая и Индии. Тем не менее, незначительные динамические реакции свидетельствуют о появлении новых партнеров с низкой долей в силу либо малой емкости их рынков для российских компаний, либо высокой степени конкурентного противостояния с другими поставщиками продукции.

В данном контексте следует говорить о таких стратегических направлениях активизации экспортного сектора Российской Федерации, как:

— внедрение методического подхода к разработке и реализации программных и стратегических документов поддержки промышленного экспорта с учетом оценки их последствий и эффективности, ведение мониторинга экспортирующих и экспортноориентированных предприятий, проэкспортная оценка регулирующего воздействия для устранения избыточности правового регулирования, снятия регуляторных ограничений для экспорта общего и специфического (отраслевого) характера;

— диверсификация экспорта — основное внимание следует сосредоточить на решении задач: расширения потенциала российского экспорта существующей продукции на существующих географических рынках; создания новой продукции для расширения экспортной базы с точки зрения ассортиментного и географического портфелей;  формирования эффективной системы поддержки предприятиям для проникновения и закрепления на экспортных рынках с учетом удовлетворения внутреннего потребления, что формирует необходимость поиска эффективной границы между защитой внутреннего рынка с целью подержания национальной безопасности и баланса на нем;

— формирование национальной экспортной стратегии во взаимосвязи с программой повышения производительности труда (конкуренция и инвестиционный климат), промышленной и отраслевой политикой, а также инновационной и научно-технологической политикой государства.

Список литературы:

  1. Кратко И., Пантелеева Е. Управление интернационализацией деятельности фирмы. //Проблемы теории и практики управления. — 2003. — №2.
  2. Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2014 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: , свободный.
  3. Национальная экспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Проект – [Электронный ресурс] – Режим доступа: , свободный.
  4. Сформирована база данных участников ВЭД в 2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: , свободный.
  5. Текущее состояние и меры поддержки несырьевого экспорта РФ. Промежуточные итоги исследования. – Москва: 8 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.wto-center.ru/conference_files/conference-08-02-2013/materials/presentations/05_Tishin.pdf, свободный.
  6. IMF World Economic Outlook, April 2014.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЗИЦИЙ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» author=»Воронкова Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found