Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МАРКЕТИНГ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ (часть 3)

Западная Европа, в силу, например, высокой плотности населения, не может позволить себе выделять значительные площади для полигонов ТБО, тем более несанкционированных свалок. Кроме того, менталитет населения там другой. В РФ мы с нашими «необъятными» просторами еще относимся к природе потребительски. Как же решается проблема ТБО и, в частности, упаковки в Западной Европе? Прежде всего, была разработана стратегия минимизации конечных отходов. Приоритеты были расставлены следующим образом (в порядке убывания):

  1. Сокращение отходов упаковки.
  2. Повторное использование упаковки.
  3. Использование отходов упаковки в качестве сырья.
  4. Другие формы.

В Западной Европе количество упаковки, производимой на одного человека в год, достигло 100 кг. Далее рост прекратился и даже сменился снижением. Этому способствовали различные меры, например, появление новых видов упаковки, увеличение количества товара, размещаемого в пакете. Килограммовые упаковки сменились трех-, четырех- и даже пятикилограммовыми. Что мы видим на примере упаковок стиральных порошков, и что противоположно складывающейся на российском рынке тенденции, когда продавцы, чтобы «закамуфлировать» увеличение цены, снижают вес товара в упаковке. Например, упаковывают не привычный всем 1 литр молока, а только 900 миллилитров.

В странах ЕС в 1991 году начали формировать нормативно-правовую базу, регламентирующую утилизацию различных видов промышленных и твердых бытовых отходов. Введенная в 1994 году директива ЕС по упаковке и отходам упаковки установила для государств-членов ЕС минимальные квоты для утилизации различных видов отходов. Директива определяет:

Основой для общеевропейской системы утилизации отходов стала дуальная система Германии (DSD), созданная как самостоятельная некоммерческая организация в 1990 году [1]. Система объединяет промышленные предприятия, производящие различные виды продукции, и отвечает за муниципальные программы по переработке отходов и их финансирование за счет сбора средств от производителей продукции. Самофинансирование дуальной системы осуществляется за счет продажи лицензий на использование товарного знака «Зеленая марка». Поскольку дуальная система является некоммерческой организацией, средства, полученные от продажи лицензий, идут исключительно на финансирование сбора, сортировки и переработки упаковки. Величина лицензионного сбора соответствует действительным затратам на утилизацию и рассчитывается с учетом вида отходов, их массы и материала. Такой подход к расчету величины сбора побуждает предприятие производить упаковку, которая легко утилизируется, уменьшать объемы используемой упаковки.

В конечном счете, лицензионный сбор входит в розничную цену товара, т.е. оплачивается потребителем. Также лицензионный сбор взымается с большинства импортируемых в Германию товаров.

Проведенные исследования показали, что использование дуальной системы

Например, развиваются более эффективные технологии сбора и переработки отходов, так новейшая технология переработки использованных ПЭТ-бутылок в новые позволяет достичь такого качества, как и при изготовлении из первичного сырья. Такой подход способствует снижению лицензионного сбора.

Может возникнуть вопрос, а почему производители упаковки покупают лицензию на право нанесения знака «Зеленая точка»? Дело в том, что согласно закону об упаковке производитель или потребитель-наполнитель упаковки ОБЯЗАН бесплатно принимать от конечного потребителя использованную упаковку и направлять ее на переработку. По каждому виду материала установлена доля упаковки от ее количества, реализованного конкретным продавцом, который должен обеспечить ее прием и отчитаться перед контролирующими органами по итогам года. Но закон не указывал, каким образом продавцы будут собирать упаковку от населения. Участникам процесса было предоставлено право организовывать сбор самим или участвовать в некоммерческих организациях, занимающихся сбором использованной упаковки у населения и ее переработкой. В таких условиях большинство производителей упаковки предпочли решать свои проблемы с упаковкой посредством покупки лицензии дуальной системы.

В 1996 году дуальная система Германии предоставила организации PRO Europe право использовать торговую марку «Зеленая точка» на всей территории Европейского союза и в странах-кандидатах в ЕС. Присвоение марки происходит по единым правилам, что не исключает особенностей национальных систем и предлагаемых ими услуг.

Учитывая опыт европейских стран, в России в 2002 году был разработан проект закона «Об упаковке и упаковочных отходах», который несколько лет находится рассмотрении в Государственной Думе РФ, но до сих пор так и не был принят.

К переработке мусора в настоящее время проявляют интерес и инвесторы, и бизнес, потому что мировой рынок сбора, вывоза, переработки и утилизации ТБО оценивается в $120 млрд, в РФ — $(2 — 3,5) млрд. Инвестиции в переработку мусора считаются перспективными в силу следующих причин:

Как показывает опыт, в независимости от того, какая технология используется для утилизации или переработки ТБО и, в частности, упаковки, наиболее эффективно этот процесс идет, если переработке подвергаются материалы одинакового состава или вида. При этом достигается:

Обеспечить переработку однородных материалов возможно или при раздельном сборе отходов, или при сортировке отходов, что, кроме того, обеспечивает выделение опасных отходов и способствует ресурсосбережению, вовлекая в хозяйственный оборот вторичные материалы.

Решая одни проблемы, раздельный сбор ТБО ставит другие [2]. И в первую очередь – финансирование. Очевидно, что организация раздельного сбора ТБО требует больших затрат чем обычный сбор из-за дополнительных транспортных расходов, потому что различные виды отходов нужно или вывозить различными автомобилями, использующими один бункер для загрузки отходов одного вида, или на одном, имеющем несколько бункеров. Кроме того, в местах сбора ТБО необходимо несколько мусорных контейнеров. Следует отметить и еще один немаловажный аспект этой проблемы. Если в Германии с ее приверженностью к порядку до 25% загрузки контейнеров, помеченных «Зеленой точкой» составляет «контрабанда», т. е. упаковка, не помеченная «Зеленой точкой», то можно только представить, какое смешение отходов будет иметь место в контейнерах у нас в стране.

Даже при раздельном сборе отходов необходима сортировка отходов. В РФ сложилось мнение, что в связи с низкой стоимостью неквалифицированного труда, ручная сортировка отходов более рентабельна. На самом деле использование автоматических оптико-пневматических систем позволяет отсортировывать (90-95)% заданного материала из отходов, обрабатывая до 11 тонн ТБО в час.

Попытки организовать раздельный сбор ТБО в различных регионах РФ показали, что сбор и сортировка отходов является убыточной. Отчасти это объясняется тем, что у нас в стране тарифы на захоронение отходов ниже, чем сложившаяся себестоимость сортировки. В то время как в Европе высокие экологические требования делают захоронение несортированных отходов самым дорогим способом утилизации. Одним из возможных источников финансирования затрат по раздельному сбору и сортировке отходов может стать производитель продукции, если на него возложена ответственность за упаковку продукции и за собственно продукцию после ее использования. Но в этом случае нужна законодательная база, устанавливающая конкретную ответственность производителей.

Экономическая целесообразность раздельного сбора и сортировки отходов проявляется только в процессе переработки отходов по полному циклу, когда одна компания контролирует весь путь отходов от сбора до захоронения:

К сожалению, нужно констатировать, что пока в нашей стране мусоросортировка выживает только на энтузиазме отдельных людей, озабоченных экологическими проблемами и заслуживающих всяческого уважения. Гораздо прибыльнее укатывать на полигоне все привезенные отходы, оставляя нашим потомкам расчищать замусоренные нами земли.

По мнению авторов, в настоящее время необходимо сосредоточиться на следующих вопросах.

  1. Формирование нормативно-правой базы. В первую очередь необходимо переработать в соответствии с современными реалиями проект закона «Об упаковке и упаковочных отходах» и в короткие сроки принять его. Кроме того, ужесточить наказание за загрязнение окружающей среды, в частности, за организацию несанкционированных свалок. Но самое главное, сделать это наказание неотвратимым.
  2. Необходима разработка государственной программы исследования и разработки биоразлагаемых материалов, в частности пластиков, новых методов и технологий переработки, утилизации и захоронения отходов, а также оборудования для таких технологий. Финансирование исследований и разработок в этой области должно быть предусмотрено в Государственном бюджете. Кроме того, частным компаниям, ведущим такого рода работы необходимо предоставлять налоговые и иные льготы.
  3. Некоторые отрасли экономики (в частности, производство электроники) характеризуются быстрыми темпами смены модельного ряда, что в сочетании с агрессивной рекламой способствует увеличению объемов сбыта. В связи с этим, в мире развивается тенденция производить продукцию, легко поддающуюся переработке. Естественно, что и упаковка в этом случае должна быть легко утилизируемой или допускать вторичное использование.
  4. Маркетинг, сделав упаковку неотъемлемой частью товара, должен озаботиться экологическими проблемами и продвигать на рынок удобную, функциональную, но легко утилизируемую упаковку. Уже сейчас необходимо принять меры для сокращения объемов выпускаемой и, соответственно, утилизируемой упаковки. Для чего, например, сокращать выпуск некоторых товаров расфасованными малыми объемами. Сейчас очень распространен выпуск жидких товаров в упаковке с дозатором. После расходования жидкости упаковка и вполне работоспособный дозатор выбрасывается. Почему бы не фасовать такой товар в упаковку с дозатором и в упаковку с обычной пробкой и продавать обе упаковки вместе. Использовав первую упаковку, дозатор не выбрасывается, а переставляется на вторую.
  5. Повышать экологическую культуру населения, причем делать это нужно комплексно, охватывая все возрастные категории, начиная от детсадовцев и заканчивая пенсионерами — людьми, выросшими в другой стране, где вопрос мусора еще не стоял так остро. Региональная экологическая общественная организация в Ростове-на-Дону началась с предложения школьникам не выбрасывать, а сдавать на переработку старые тетради. С 1998 года городские власти Ростова-на Дону двенадцать раз пытались запустить проекты по сортировке ТБО, все попытки были неудачны, главным образом из-за равнодушия населения. Поэтому общественная организация «Ростов – город будущего» своей основной задачей поставила информирование населения о пользе сортировки ТБО, используя при этом различные формы. Благодаря акциям, проводимым организацией все больше ростовчан участвуют в раздельном сборе отходов. Все больше ростовских бизнесменов начинают понимать, что важность экологических проблем и подключаются к экологическим сообществам.
  6. Естественно, что одними убеждениями экологические проблемы не решить. Необходимо задействовать экономические механизмы. Например, установить гибкую систему тарифов на вывоз и утилизацию ТБО, снижая их для жильцов, сдающих мусор переработчикам сортированными контейнерами.

Литература.

  1. Макарова И.Р. «Зеленая точка» по-российски /И. Р. Макарова, Петрова Н.Р. //Рециклинг отходов. – 2008. — №5(17). С. 28-30
  2. Масленников А. Проблема раздельного сбора ТБО. [Электронный ресурс] — https://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=111
  3. Безделева Е.В. Ростов – город будущего. /Е.В. Безделева // Твердые бытовые отходы. – 2015. — №9. С. 52 – 53.[schema type=»book» name=»МАРКЕТИНГ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ (часть 3)» description=»Статья посвящена изучению состояния рынка упаковки, экономических и экологических проблем производства, использования и утилизации упаковки.» author=»Комаров Павел Ильич, Коновалова Таисия Владиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found