В настоящее время экономическая ситуация в стране негативно и не однозначно влияет на деятельность банков. Против них вводятся новые санкции, капитал привлекать все сложнее, падает спрос на кредиты, вклады. Из-за этого сокращаются инвестиции, падает товарооборот. Для поддержания конкурентоспособности в банковской сфере существует такой термин, как банковский маркетинг.
Под банковским маркетингом понимают особую рыночную стратегию по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов (услуг). Это набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Приемы маркетинга заключаются в использовании уже известных людям знаний (информации политико-экономического характера, статистики, психологии, социологии и пр.). Он представляет собой совокупность определенного типа мышления и техники обслуживания, основанных на терпимости, способности слушать, простоте и доступности для клиентов предлагаемых банком рекомендаций и принимаемых решений, творческом подходе к делу, знании основ методологии изучения рынка [1, с. 14]
Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк. [2, с.1]
Большинство российских банков с 2015г. сконцентрировали свое внимание на комиссионных доходах. А это требует кардинальных изменений в области маркетинга и рекламы. В целом это касается изменения самой стратегии продвижения продуктов и сервисов на рынке. Например, популярность набирает аромамаркетинг. В России есть очень известный и крупный банк, для которого было специально разработан аромат, который вошел в брендбук этого банка. Суть бренда этого банка- весеннее настроение. Пока идея использовании аромамаркетинга не востребована российскими банками.
Так же в настоящие время банки для продвижения своих продуктов активно используют сеть интернет. Социальные сети это хорошее продвижение разных банковских продуктов, будь то кредит, вклад или банковские карты. В данный момент, если проводить опрос клиентов, где вы узнали о том или ином продукте, на первом месте будет стоять интернет ресурсы, далее СМИ и различная реклама на остановках, баннерах и т.д. Банки развивают свои сайты, у большинства крупных кредитных организаций существует интернет банкинг, через который, не выходя из дома можно совершать различные операции. Существуют мобильные приложения для проведения платежей, пополнение банковских счетов. Бороться за клиентов банкам помогают новые, более удобные для пользователя способы защиты при входе через мобильные приложения. Так, на базе системы IOS возможно предусмотреть аутентификацию по отпечатку пальца, которая уже используется в ряде топовых систем интернет-банкинга. Такой способ в сочетании с внешним мониторингом устройств на наличие вредных программ дает клиенту высокий уровень защищенности.
Интернет является сегодня одним из главных каналов продвижения. Использование интернет-рекламы позволяет маркетинговым подразделениям банков привлекать мотивированную целевую аудиторию, оперативно оценивать продвижение, корректируя медиаплан в зависимости от дачи рекламы на конкретных интернет-площадках. Также на данном этапе развития банковский маркетинг проник и в социальные сети. Многие банки расценивают социальные сети исключительно как одну из имиджевых граней бренда. Присутствие банка в социальных сетях сегодня становится насущной необходимостью, потому что, во-первых, деятельность в социальных сетях влияет на результаты в поисковых системах, а, следовательно, на возможность банка и клиента найти друг друга. С каждым днем социальные медиа играют все большую роль в отображении веб-страниц в поисковых системах. В качестве аргумента приведем следующий факт: Google начал включать в результаты поиска обновления статуса в сети Google+. Объясняется это так: чем больше пользователей в социальных сетях «лайкают», отмечая контент страницы, тем лучше становится отображение корпоративного сайта в результатах поиска. Правило простое: делай интересные посты — получай максимальную отдачу от клиентов в выдаче результатов поиска, а соответственно, популярность и известность. Во-вторых, с помощью социальных сетей укрепляется влияние банка в финансовой отрасли [4, с.2]
Использование каналов интернет — продвижения позволяет маркетинговым подразделениям банков привлекать мотивированную целевую аудиторию, оперативно оценивать эффективность продвижения.
Современный банковский маркетинг – это тщательное изучение рынка, анализ меняющихся вкусов, склонностей и предпочтений потребителей банковских услуг.[3, с.79]
В заключение хочется сказать, что ситуация в России сегодня показывает жизненную необходимость освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. Для привлечения потенциальных клиентов банка кредитные организации стараются расширить и разнообразить свою маркетинговую политику, но для этого нужны большие финансовые ресурсы, которые в связи с экономической ситуацией в стране есть не у всех банков. Представляется, что важнейшим фактором успеха является комплексный подход к маркетингу в банке, обеспечение единого идеологического и организационного руководства всеми основными этапами маркетинговой деятельности, а также налаживание такой системы мониторинга, анализа и контроля, которая способна гибко и оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации
Список литературы:
- Николаева Т.П. Банковский маркетинг: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 224 с.
- Нистратова Е.А., Особенности банковского маркетинга ( На примере коммерческого банка). Колледж предпринимательства № 11 Москва, 2015-15 с.
- Никитина Е. М., Сотникова И. И. Проблемы управления банковским маркетингом // Академический вестник. – 2013. – № 2. – С. 79– 82
- Шубина Т.А. Реклама Финансовых продуктов и услуг в сети интернет //Банковский ритейл-2014-№1.- 89 с.[schema type=»book» name=»МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА» description=»Статья посвящена развитию банковского маркетинга в деятельности современного коммерческого банка. Исследуется развитие банковского маркетинга на основе современных технологий и использования социальных сетей. » author=»Михайлова Екатерина Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]