Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АПК

На сегодня потребительская кооперация является уникальной инфраструктурой, которая плодотворно работает, чтобы поддерживать сельскую экономику и при этом создавать условия для функционирования мелкого и среднего бизнеса, а так же личных подсобных хозяйств. [4]

В условиях кризи­са 90-х годов, когда большинство селян оказались за чертой беднос­ти, потеряли работу и были вынуж­дены жить за счет продукции своих личных подсобных хозяйств, потребительская коопера­ция, по сути, выступила одним из главных инструментов выживания российской глубинки, стала формой и средством самозащиты сельского населения.

К великому сожалению, потребительская кооперация уже не является той мощной силой, которой она когда-то была. Этому имеется много различных, как объективных, так и субъективных причин.

Но все же в после­дние годы кооперативный сектор эко­номики начал укреплять свои позиции и играет всё большую роль на российском рынке товаров и услуг. При этом имеющиеся на селе ресурсы уже сегодня позволяют многократно уве­личить закупки излишков сельхозпро­дукции у населения и за счёт этого со­ответственно повысить доходы сельчан от деятельности в собственном подсоб­ном хозяйстве в 2 — 3 раза. Потребкооперация, как никакая другая организация, имеет все пред­посылки и возможности широко и многогранно развернуть свою дея­тельность в сфере продовольствен­ного обеспечения населения стра­ны. В пользу такого заключения го­ворит опыт многолетней заготови­тельной деятельности потре­бительской кооперации через заготовительные пункты и коопера­тивные магазины. К сожалению, органы государ­ственной власти пока ещё слабо ис­пользуют потенциальный резерв по­требкооперации в формировании продовольственного фонда страны. Отсутствие государственного зака­за на поставку сельскохозяйствен­ной продукции предприятиями и организациями — заготовителями потребительской кооперации сдер­живает наращивание объемов заку­пок сельхозпродукции у населения.[2]

В национальном проекте «Разви­тие АПК» предполагается, что за­купкой излишков сельскохозяй­ственной продукции у населения должно заниматься Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. На наш взгляд, основ­ной задачей этого государственно­го федерального органа управле­ния должна быть, прежде всего, вы­работка аграрной политики, орга­низация производства продукции сельскохозяйственными предприя­тиями, а не посредничество между личными подсобными хозяйствами населения и рынком. Посреднические функции, зак­лючающиеся в организации закупок излишков сельскохозяйственной продукции у сельских жителей, вполне успешно могут выполнять заготовительные предприятия и организации потребительской коо­перации, которые имеют гораздо больший опыт и практику в реше­нии этих задач через заготови­тельные пункты и кооперативные магазины.

  Одна из глав­ных задач деятельности потреби­тельских кооперативов — это обес­печить малому бизнесу на селе сбыт продукции, в том числе через роз­ничные рынки. Кроме того необ­ходимо «отрегулировать» законо­дательную базу для обеспечения более льготного режима реализации сельхозпродук­ции на рынках, которые управляют­ся непосредственно сельхозкоопе­ративами, что станет дополнитель­ным стимулом для развития коопе­рации в стране и защиты экономи­ческих интересов малого бизнеса на селе. Это даст возможность ре­шать принципиально важную задачу — создание общероссийской систе­мы кооперации по сбыту сельхоз­продукции. [5]

Для того, чтобы сформировать самостоя­тельный кооперативный сектор экономики страны, который будет способен ус­пешно конкурировать на рынке, необходимо усилить и государствен­ную поддержку кооперативов. В стране ощущается острый дефи­цит современных научных раз­работок, глубоких теоретических и методологических исследований по проблемам кооперации. С на­шей точки зрения, настало время финансировать подготовку и пере­подготовку кадров для кооперации за счёт федерального и региональ­ных бюджетов.

  Полагаем, что пришло время со­здать в стране научный центр, кото­рый бы вёл все исследования по про­блемам кооперации за счёт средств федерального и региональных бюд­жетов. Кооперативные и другие вузы должны принять активное участие в инфор­мационной и методической поддер­жке приоритетных национальных проектов и Государственной Про­граммы развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельс­кохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.

Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации с одной стороны и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы с другой стороны приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.

Дезинтеграционные процессы могут привести к полному исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве.

Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложные комплексные проблемы, зачастую, вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов.

Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.

Потребкооперация может стать серьезной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укрепления их личного благосостояния и социальной защищенности, но и реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, решении проблем государственной безопасности нашей страны в сфере продовольственного обеспечения и занятости населения. Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей. [3]

Анализ различных фундаментальных подходов, а также практического опыта работы потребкооперации показывает, что одним из факторов, сдерживаю­щих развитие кооперации на селе, является недостаток квали­фицированных специалистов, способных профессионально занимать­ся организацией кооперативных пред­приятий, организаций, союзов, ассоци­аций и их управлением.

Так в системе потребкооперации Ростовской области  трудится свыше 7 тыс. человек, из которых 9,6 % имеют высшее образование, 31 % средне-специальное образование. К сожалению, даже в органах управления государ­ственной и муниципальной власти почти нет специалистов, которые владели бы приемами и методами кооперативного развития. [2]

Нехватка квалифицированных кадров, подготовленных для решения новых задач в современных условиях, является одним из основных ограничений развития потребительской кооперации. Качественное кадровое обеспечение многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации становится главным резервом развития системы.

Ключевыми проблемами, определяющими направления развития кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, являются:

  1. Высокий уровень ротации кадров, обусловленный недостаточной мотивацией труда, низким уровнем материального стимулирования и социального обеспечения.
  2. Отсутствие достаточного притока высококвалифицированных специалистов и молодежи. Ограниченные возможности карьерного роста молодых работников.
  3. Отставание в применении современных методов и инструментов работы.
  4. Отсутствие эффективного взаимодействия между системой кооперативного образования и организациями потребительской кооперации.

В их решении основной целью кадровой политики потребительской кооперации в соответствии с Концепцией развития потребкооперации РФ является — достижение высокой результативности труда, полноценное обеспечение потребкооперации квалифицированными кадрами различного профиля и уровня подготовки, развитие и обновление кадрового потенциала, создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, обеспечение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, необходимого для решения современных задач.

Основная цель развития системы образования потребительской кооперации – достижение высокой социально-экономической эффективности образовательной отрасли – составной части образовательной системы России,  развитие участия в кадровом и научно-методическом обеспечении потребительской кооперации. [1]

Для достижения этих целей основными задачами развития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительской кооперации, социального развития должны стать:

— создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями;

— содействие в обеспечении потребностей в жилье;

— создание условий для повышения оплаты высоко результативного труда;

— развитие социального обеспечения работников;

— развитие методов нематериального стимулирования работников, включая конкурсы, нематериальные награды, освещение успехов и достижений работников потребительской кооперации в средствах массовой информации и иные формы морального поощрения;

— обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала внутри организаций в течение всего периода профессиональной деятельности; использование современных форм обучения, таких как дистанционное, модульное и другие;

— анализ потребностей организаций потребительской кооперации в кадровом обеспечении и формирование заказов на обучение работников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в том числе, в образовательных организациях системы потребительской кооперации;

— практическое обучение кадров в организациях потребительской кооперации, развитие наставничества и стажировок;

— углубление профессиональной ориентации молодежи, особенно в сельской местности, с целью повышения информированности о возможностях обучения и карьеры в системе потребительской кооперации, создание позитивного образа работника потребительской кооперации.

Потребительская кооперация располагает уникальной системой собственных образовательных организаций, которые должны обеспечивать как наполнение квалифицированными кадрами системы потребительской кооперации, так и экономически эффективную деятельность, позволяющую на основе полной окупаемости оказывать образовательные услуги для широкого круга потребителей.

Решая основные задачи развития образовательной деятельности потребительской кооперации необходимо повышать качество образования и конкурентоспособность образовательных организаций, внедрять современные стандарты образовательной деятельности, широко использовать международный опыт, обеспечить единство методики и методологии образовательной деятельности. С этой целью необходимо усиление взаимодействия университетов, институтов, колледжей, техникумов с организациями потребительской кооперации, сближение обучения и практики деятельности, повышение качества образования, в том числе на основе развития практических навыков молодежи.

Создание кооперативных образовательных кластеров – совокупности взаимосвязанных организаций начального, среднего и высшего кооперативного образования и организаций потребительской кооперации в рамках заключаемых соглашений о партнерстве позволит решать проблемы совместного финансирования кооперативного образования (совмещать оплату обучения учащимися и организациями потребительской кооперации), развития материально-технической базы образовательных учреждений.

Кроме того необходимо повышение квалификации преподавателей, освоение новых направлений, форм и методов образовательной деятельности, регулярное проведение переаттестации работников образовательных организаций по результатам обучения. Работники  образовательных организаций должны проходить обучение основным принципам и подходам к управлению операционной деятельностью, финансами, маркетингом, правовым обеспечением, кадрами, которые они могли бы учесть в собственной педагогической деятельности.

Также следует формировать и реализовывать заказы организаций потребительской кооперации на целевую подготовку специалистов по востребованным специальностям.

Необходимо уделять особое внимание повышению экономической эффективности деятельности организаций высшего и среднего профессионального образования для решения проблем социальной защищенности работников, развития материально-технической базы образования, реализации льгот для системы потребительской кооперации. Здесь актуальным является успешная реализация новых образовательных стандартов, программ, отвечающих современным профессиональным требованиям и потребностям работодателя, выполнение научных исследований, разработок по заказам организаций потребительской кооперации на конкурсной основе.

Выполнение указанных задач требует организации мониторинга рынка труда и кадрового обеспечения, в первую очередь, потребительской кооперации.

Для этого необходима активизация использования научных разработок в практике деятельности потребительской кооперации. Следует формировать на конкурсной основе заказы на научные разработки, как в организациях потребительской кооперации, так и сторонних организациях. Требуется налаживание взаимодействия с научными организациями систем РАН, РАСХН, РАМН для обеспечения повышения качества стандартов производства, услуг, образования. [1]

При этом не следует забывать и о социальном развитии сферы потребкооперации. Для этого требуется развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения, повышение практической роли профсоюзных организаций потребительской кооперации по защите социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов работников, развитие взаимодействия с органами государственной власти для получения работниками потребительской кооперации прав на дополнительные льготы.

Создание достойных условий труда и отдыха работников, повышение жизни и социальной защищенности работников потребительской кооперации, в том числе во взаимодействии с негосударственными пенсионными фондами, развитие на программной основе системы дополнительных мер социальной защиты является важнейшим рычагом в решении насущных проблем потребкооперации. Кроме того, необходимо развитие и совершенствование социального партнерства, основанного на учете интересов работников и работодателей и осуществляемого в форме  коллективных договоров и соглашений.

Решив перечисленные задачи, по­требкооперация имеет все необходи­мые предпосылки, чтобы стать актив­ным элементом механизма реализации государственных программ и проек­тов развития сельскохозяйственно­го производства и возрождения села. Именно потребкоопера­ция при соответствующем к ней отношении может и должна стать на­дежным партнером власти по реше­нию многих социально-экономичес­ких проблем сельских жителей.

Список литературы:

  1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
  2. Гужвина Н. С. Состояние и перспективы развития органи­заций потребительской кооперации / Вестник аграрной науки Дона. — №3. — 2009. — С. 32-37.
  3. Гужвина Н. С. Роль потребительской кооперации в создании современной конкурентоспособной торговой системы / Вестник аграрной науки Дона. — №1. -2011. – С. 38-45.
  4. Гужвина Н.С. Сафронова Т. О развитии кооперации на селе / Евразийский союз ученых (ЕСУ): Сборник научных работ 9 Международной научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований», 2014. — №9. – С. 100-103.
  5. Ткач А.В., Жуков А.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. — №2. – С.38-41.[schema type=»book» name=»К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АПК» author=» Гужвина Наталья Сергеевна, Мисюра Игорь Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found