Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОСТИ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»

Философия выступает первоисточником при определении и изучении категории «качество». Первый, кто дал определение понятию «качество» был Аристотель, он отмечал: «Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто» [2, Т.2, с. 59]. Этим он подчеркивал, что о качестве можно говорить только применительно к определенному предмету. В этой же работе сказано об изменчивости качества, его «текучести» (способности предметов и явлений превращаться в свою противоположность). Аристотель писал: «Главная особенность сущности – это, надо полагать, то, что, будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности» [2, Т.2, с. 60], а также «…сущности принимают противоположность, меняясь сами…» [2, Т.2, с. 61].

Фундаментальное определение категории качества дано Гегелем: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность… нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть… [3, Т.1, с. 216]. Иначе говоря, качество – это  присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали.

Качество – одна из сложнейших категорий, с которой человеку приходится сталкиваться в его деятельности. К понятию качества приходится обращаться при выборе продукции и услуг для удовлетворения различных потребностей; при оценке результатов производственно-хозяйственной деятельности и т.д. Поэтому возникает необходимость определения термина качества в прикладном изложении. Термин качество в прикладном изложении, так например, качество продукции (работ, услуг), определен в стандарте:

— ГОСТ Р ISO 9000-2005: Качество – это  степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [1].

Общепризнанным определением, отражающим содержание понятия «качество» является: «Качество продукции – это  совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей» [4, c. 32].  В словаре Н. Уэбстера термин качество определен следующим образом: «Качество: особенные и существенные свойства: «природа» вещи; неотъемлемая черта: «свойство» вещи» [5]. Сравнивая вышеизложенные трактовки термина «качество» в науке с приведенным в международном стандарте (ISO 9000-2005) определением, обратим внимание, на имеющееся противоречие. То есть, несоответствие фундаментального, научного изложения прикладному, так как качество в прикладном варианте определяется не только как совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, но и как удовлетворение потребностей (соответствие требованиям). Безусловно, такое несоответствие в трактовках термина может привести к путанице, что и случилось в данном случае с термином «качество продукции». Еще Ф. Энгельс высказал критическое замечание в адрес Э. Хеккеля о том, что при «…терминологической путанице неизбежна бессмыслица».

В науке известно понятие термина полезность, которое означает способность товара или услуги соответствовать предъявляемым требованиям (удовлетворять потребности). Маркс писал: «… товар, есть, с одной стороны, потребительная стоимость, а с другой стороны – «стоимость» [6, с. 384] и «…товар – есть единство потребительной стоимости и стоимости» [7, с. 197].

В энциклопедическом словаре Н. Уэбстера качество, подходящее для применения, также определено как полезность [5]. Следовательно, когда мы говорим, способность качества предмета удовлетворять потребности потребителей не есть качество, мы определяем полезность предмета. В этом понимании выражаются не сами по себе свойства вещей, а отношения людей к этим свойствам. В соответствие с вышеизложенным, полезность предмета есть не что иное, как качество предмета, удовлетворяющее потребности потребителей. Таким образом, в стандартах произошла подмена понятий, вместо определения качества (внутреннего свойства продукции), дано определение её внешнего свойства – полезности. Приведенные в стандартах определения качества не только вносят путаницу в понимании сущности качества продукции, как таковой, но и привносят совершенно новое понимание качества.

Рассуждая логически, формально из определений, данных в стандарте, следует: если качество – это степень соответствия характеристик требованиям, то продукция, которая не соответствует предъявляемым требованиям, не обладает качеством. Но в природе нет вещей без качества, без каких-либо свойств и характеристик. В результате, качество становится абсолютно неопределённым понятием. Здесь также прослеживается противоречие со здравым смыслом, то есть, если продукция существует, то у нее есть вполне определённые характеристики, свойства, независимо от того удовлетворяют они чьи-либо потребности, или нет. Можно сделать вывод, что качество продукции, взятое само по себе, является нейтральным понятием или носит двойственную смысловую характеристику [8, с. 71]. И только потребитель, своим отношением к свойствам и характеристикам продукции, определяет уровень качества этой продукции. Допущенная в стандартах неточность, ошибочная связь качества с удовлетворением потребностей вполне  понятна и объясняется легко. Для производителей важно подчеркнуть в определении термина – качество продукции, — ее соответствие требованиям, как заказчиков, так и рынков сбыта. Но тогда соответствие требованиям (удовлетворение потребностей) нужно связывать не с сущностью категории качества, а с его уровнем, или набором требуемых характеристик (рис.1).

Рисунок 1 – Модель, отражающая проявление двойственной природы категории качества

С нашей точки зрения, необходимо рассматривать категорию качества как явление противоречивое, и чтобы разобраться в сути изучаемой категории необходимо обратиться к понятию двойственности. Двойственные понятия широко используются как в философии, так и различных отраслях специальных наук – в физике, химии, математике, экономике. В современной научной экономической литературе представлена систематизация представления удвоения, и наоборот, раздвоение – отношение в изучении категории качества. Вызывает интерес рассмотрение качества как категории с точки зрения двойственности.  Рассмотрение двойственности категории качества, на наш взгляд, должно, во-первых, выделить двойственность как предмет специального изучения, сформулировать основные положения, раскрывающие сущность двойственности и характер ее движения в экономических системах, и, во-вторых, обозначить контуры всеобщей теории двойственности, показать всю методологическую мощь и эвристическую ценность, заключенную в двойственном подходе в изучении категории качества. Конечной целью такого рассмотрения является попытка создать связную, логичную и необходимую систему общих идей, объединенных понятием «двойственность категории качества», в терминах которых можно было бы интерпретировать каждый элемент нашего исследования.

Таким образом, необходимо рассматривать категорию качества с точки зрения диалектики, противоречивости. В экономической и философской науках, считается одним из ключевых положений, — это  противоречие – источник всякого развития вообще, изменения, улучшения, совершенствования качества, в частности. Само понятие двойственности многолико и изменчиво, и в этом, заключается одна из главных трудностей в ее описании. Рассуждая с использованием двойственности необходимо «растягивать» мысль и ее вербальное выражение за пределы обычного унарного употребления. Таким образом, о чем-то рассуждая, мы концентрируем свое внимание на том, о чем мы думаем, и вынуждены игнорировать все, что не относится к делу. Но в любом рассмотрении отдельного факта присутствует в качестве скрытой предпосылки его координация с окружением, то есть внешнее воздействие, которое требуется для его существования. Поэтому, модальность мысли, рассуждений зачастую в обыденной жизни сопровождается употреблением таких выражений как «с одной стороны», «с другой стороны», а в философии этот путь размышления был назван Гегелем удвоением явления: «Мы, таким образом, удваиваем явление, ломая его надвое: на внутреннее и внешнее, на силу и проявление, на причину и следствие» [4, c. 276]. Человек удваивает любое явление, ломая его надвое. Одновременно, только человек удваивает себя таким образом, что он есть всеобщее для всеобщего» [4, c. 279]. В самом деле, человек в условиях неопределенного критерия рассматривает пару хорошее – плохое, как целое, в котором, в силу уже моральных установок хорошее должно быть больше плохого; — но насколько больше — это уже диктует «механизм» двойственности, заложенный в золотом сечении. На наш взгляд, рассуждая о качестве продукции (работ, услуг), невозможно разделить внутреннее содержание качества предмета от внешнего, — в этом и есть проявление двойственной природы категории качества.

Таким образом, двойственный подход к изучению природы категории качества выступает как инструмент исследования противоречий внешних и внутренний свойств предмета [8, с. 8]. Правильность принятого решения, как потребителем, так и производителем проверяется  практикой, фактическим состоянием экономической системы. Так в исходном состоянии развития экономиче­ской системы лежит такое особое отношение («системное качество»), которое связывает единством происхождения все остальные отношения, произрастающие из начального. Исследование экономической системы в развитии важ­но потому, что оно позволяет обозначить различия в отношении тех звеньев и элементов, которые на определенных этапах ее состояния могут обре­тать свойства системообразующих, и тем самым могут определять как тенденции, так и собственно характер ее развития.

Принцип двойственности для теории категорий утверждает, что некоторое высказывание истинно тогда и только тогда, когда в этой теории истинно двойственное высказывание, а также позволяет выделить формальные связи между понятиями и результатами, которые в конкретных категориях, кажутся не зависящими друг от друга.

Таким образом, главная особенность двойственности заключается в том, что без противоречия, единства противоположных определений в сущности категории качества, нет никакого возникновения, изменения, развития и его улучшения.

Список литературы:

  1. Международные стандарты. «Управление качеством продукции». ГОСТ Р ISO 9000-2005. – М.: Изд-во стандартов, 2005.
  2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975-1983. Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса. 1975. Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого в переработке М. И. Иткина. – 552 с.
  3. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. Т.1. 590 с.
  4. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие, 6-е издание, М.: Изд. «Дело и Сервис», 2009. – 304 с.
  5. Н. Уэбстер «American Dictionary of the English Language»: ADEL, 1928.
  6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т.19.
  7. Маркс 2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 23.
  8. Управление качеством : учебник / М.Б. Щепакин, А.С. Басюк, В.В. Янова. – Ростов н/Д : Феникс ; Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014. – 256 с. – (Высшее образование).[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОСТИ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»» author=»Басюк Анаит Сейрановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found