Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОРПОРАТИВНОЕ СТРАХОВАНИЕ В МОСКВЕ: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Корпоративное страхование как одно из ключевых сфер характеризуется значительным вкладом в устойчивый рост и развитие страхового рынка России. В территориальном аспекте корпоративное страхование практически сосредоточено в г. Москве, что вызывает настоятельную потребность и необходимость исследования московского рынка корпоративного страхования в современных условиях. Актуальность данного исследования возрастает и при решении задач по выявлению, установлению стратегических факторов роста всего страхового рынка в соответствии с разработанной Минфином РФ Стратегией его развития до 2020 г.

Москва представляет собой крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой центр и центр управления большей частью экономики страны, что объективно обуславливает здесь деятельность многих ведущих предприятий, организаций и корпораций, в том числе самых крупных страховых компаний. Именно Москва в связи с этим является генератором развития страхового рынка России и обеспечивает высокий спрос на страховые услуги сосредоточенных в ней крупнейших торговых, промышленных предприятий и корпораций. Так, исходя из расчетов авторов по данным [2, 4], объемы премий на московском страховом рынке в 2007-2014 гг. ежегодно возрастают: с 214 959 млн. руб. в 2007 г. до 262 114 млн. руб. в 2010 г. с темпом роста 104-124% и с 313 997 млн. руб. в 2011 г. до 486 734 млн. руб. в 2014 г. с темпом роста 110-125% (табл. 1). Наиболее высокими темпами московский рынок страхования развивается в посткризисные 2011-2012 годы: 119,8% и 124,6%, соответственно, что связано со стабилизацией макроэкономических условий в стране и ростом спроса на страховые услуги со стороны корпоративных клиентов.

Сфера корпоративного страхования характеризуется за данный период неравномерностью развития. Объем премий по корпоративному страхованию в кризисном 2008 г. снижается более чем на 1 млрд. руб. (на 1%) по сравнению с 2007 г, но в 2009 г. рынок восстанавливается и достигает 123 555 млн. руб. или 109,6% по сравнению с предыдущим годом (табл. 1). С 2010 г. в Москве наблюдается устойчивый рост страховых премий: в 2011 г. на 120,1%; в 2012 г. на 120,4%, т. е. в среднем ежегодный прирост составляет 24 млрд. руб., что свидетельствует об активизации страховой деятельности в посткризисный период. При этом для 2009 г., 2011 г. и периода 2013-2014 гг. характерна опережающая динамика роста по сравнению со сферой розничного страхования (табл. 1).

Таблица 1

Объемы и темпы развития корпоративного страхования в Москве

за период 2007-2014 гг.

 

Сферы страхования 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Московский стра-хов. рынок, всего:

— млн. руб.

— в % к пред. году,

в том числе:

 

214959

124,1

 

223041

103,8

 

236967

106,2

 

262 114

110,6

 

313 997

119,8

 

391 184

124,6

 

444 506

113,6

 

486 734

109,5

Корпоративное страхование:

— млн. руб.

— в % к пред. году

 

 

113928

124,4

 

 

112769

99,0

 

 

123 555

109,6

 

 

135 285

109,5

 

 

162 476

120,1

 

 

195 640

120,4

 

 

226 698

115,9

 

 

248 914

109,8

Розничное страхование:

— млн. руб.

— в % к пред. году

 

 

101031

120,3

 

 

110272

109,1

 

 

113 412

102,8

 

 

126 829

111,8

 

 

151 521

119,5

 

 

195 544

129,1

 

 

217 808

111,4

 

 

226085

103,8

 

На столичном рынке преобладающую долю в его объемах занимает сфера корпоративного страхования – более 50% (табл. 1), и тем самым определяется вектор развития всего московского рынка страхования за последние семь лет, который в свою очередь является генератором российского страхового рынка. Так, по расчетам авторов, на долю московского рынка приходится в структуре российского страхового рынка: в 2009-2011 гг. более 46% совокупных премий; в 2012 г. – 47,1%; в 2013 г. – 45,8% и в 1-м полугодии 2014 г. – 45,5% [1], что свидетельствует о прямом воздействии московского рынка на потенциал и динамику развития национального страхового рынка. В результате его опережающая динамика обуславливает тенденции роста страхового рынка московского региона и российского страхового рынка в целом (рис. 1).

Важным направлением анализа является оценка структуры рынка корпоративного страхования Москвы, позволяющая выявить его качественные изменения и особенности. Наибольшие сборы взносов, по расчетам авторов, отмечаются в сфере страхования имущества: в 2013 г. – 120 880 млн. руб.; в 2012 г. — 99 867 млн. руб. и в 2011 г. – 90 113 млн. руб. (табл. 2), что составляет 51-55% всего московского рынка корпоративного страхования.

Рисунок 1. Динамика развития страхового рынка в Москве, Московском регионе и России, премии в % к предыд. году

 

Ежегодный темп роста в данной сфере – более 110% по премиям и более 127% по выплатам. Коэффициент выплат по страхованию имущества возрастает с 27,2% в 2011 г. до 37,2% в 2012 г. и до 39,1% в 2013 г. (табл. 2), что свидетельствует о высокой эффективности страхования имущественных (материальных) объектов в корпоративном секторе экономики.

Таблица 2

Рынок корпоративного страхования Москвы в 2011-2012 гг.,

млн. руб. [1; 3, с. 646]

 

Вид страхования 2011 2012 2013
Премии Выплаты Премии Выплаты Премии Выплаты
Всего без ОМС 162 476 65 326 195 640 88 068 226 698 98 613
Страхование жизни 3 901 1 124 5 723 4 212 8 462 5 177
Личное страхование

(кроме страхования жизни)

54 492 38 022 62 864 43 859 71 484 42 883
Страхование имущества 90 113 24 514 99 867 37 162 120 880 47 311
Страхование ответственности (добровольное) 11 254 886 11 565 1 328 11 980 1 438
ОСАГО 321 62 389 79 482 101
Страхование финансовых и предпринимательских исков 7 725 719 10 316 1 427 13 410 1 703

Следующим весомым видом страхования на московском рынке корпоративного страхования является страхование работников организаций, включающее в себя страхование жизни и личное (кроме страхования жизни). Так, в 2011 г. премии по рисковому личному страхованию составляют 54 492 млн. руб. или 33,5% совокупных премий по рынку, в 2012 г. – соответственно, 62 864 млн. руб. или 32,1% и в 2013 г. —  71 484 млн. руб. или 31,5% (табл. 2). С учетом премий по страхованию жизни общие премии по личному корпоративному страхованию возрастают с 58 393 млн. руб. в 2011 г. до 79 946 млн. руб. в 2013 г. или на 136,9% (табл. 2 и рис. 2).

                                 Всего                                     Корпоративное страхование

Рисунок 2. Структура страхового рынка г. Москвы и рынка корпоративного страхования в 2012 г. [1; 3, с. 646]

С учетом премий по страхованию жизни общие премии по личному корпоративному страхованию возрастают с 58 393 млн. руб. в 2011 г. до 79 946 млн. руб. в 2013 г. или на 137% (табл. 2).

Сравнительная оценка структуры всего страхового рынка Москвы и столичного рынка корпоративного страхования, представленная на рис. 2, свидетельствует о прямом влиянии корпоративного страхования на формирование потенциала московского страхового рынка. Так, в структуре взносов, собранных на московском страховом рынке в 2012 г., наибольшую долю занимает страхование имущества (около 50%). Основными потребителями страхования имущества являются корпоративные клиенты, поэтому в структуре столичного рынка корпоративного страхования данная отрасль также имеет значительную долю, превышающую 50%. Помимо того, на страхование имущества в настоящее время приходится более половины рынка страхования юридических лиц Москвы, в его развитии наблюдается положительная тенденция. Услуги по страхованию имущества среди небольших компаний всегда были не настолько популярны, как среди крупных предприятий, но в последнее время компании малого и среднего бизнеса вынуждены приобретать полиса страхования имущества, поскольку активнее стали пользоваться лизинговыми услугами.

Значительное место на страховом рынке Москвы занимает личное страхование (около 37%). Примерно такая же доля приходится на личное страхование в объеме корпоративного страхования (рис. 2), что объясняется преобладанием корпоративных клиентов, среди которых большим спросом пользуются полиса ДМС (добровольного медицинского страхования). В 2012 г. ДМС занимает более 16% всего московского страхового рынка, и более 90% взносов по ДМС приходится на корпоративный сектор. Со стороны частных лиц, к сожалению, высокого спроса на полиса ДМС не наблюдается, что обусловлено низкими доходами населения и высокой стоимостью данного полиса.

На третьем месте по объему собранных премий на всем страховом рынке Москвы находится ОСАГО — 5,83%, а на рынке корпоративного страхования – страхование гражданской ответственности – 6,1% (рис. 2).

Достаточно высокая доля страхования рисков ответственности в корпоративном секторе обусловлена объективными процессами в отраслях экономики, при которых возникают риски законной ответственности перед третьими лицами при производстве тех или иных продуктов, товаров. Наличие у многих предприятий, компаний большого количества рисков ответственности в их деятельности вызывает необходимость их нивелирования посредством договоров по добровольному страхованию ответственности (страхование ответственности за неисполнение обязательств по договору, страхование строительно-монтажных рисков и т. д.) [5, c. 27].

По данным Росстата, в 2014 г. на территории Москвы действовало 253 страховых компаний (в 2012 г. – 264; в 2011 г. — 311) [4]. Тем самым, количество страховщиков на рынке ежегодно сокращается на 5-15%, что должно быть достаточно ощутимым. Но на функционирование московского страхового рынка это никак не повлияло, объем собранных страховых взносов даже увеличился на рекордное значение — на 24,6%. Это связано с тем, что в 2012 г. рынок потерял только небольших, слабых страховщиков, которые не смогли справиться с новыми требованиями по капитализации страховых компаний, вступившими в силу именно в 2012 г. Сокращение численности страховщиков происходит и по сей день, что, в принципе, считают позитивной тенденцией — с рынка уходят ненадежные компании, а остаются самые крупные и капитализированные, которые могут в полной мере отвечать по своим обязательствам, повышая доверие населения. Но такие сильные страховщики представляют друг для друга серьезную конкуренцию, поэтому, чтобы выжить, им приходится включаться в борьбу за клиента и повышать постоянно свой имидж. Возможно, значительная часть прироста взносов на московском рынке в 2012 г. объясняется именно усилиями страховых компаний, направленными на выживание в конкурентной борьбе. С другой стороны, тенденция к уменьшению количества страховщиков приводит к распространению недобросовестных методов конкурентной борьбы.

Проведенный анализ деятельности компаний-лидеров на московском страховом рынке свидетельствует о том, что эти же страховщики являются и лидерами корпоративного страхования в стране. По итогам 2014 г. лидером по собранным взносам на московском страховом рынке является группа компаний СОГАЗ (в 2014 г. — 72 409 125 тыс. руб.), второе место занимает группа компаний Ингосстрах (48 902 143 тыс. руб.) и третье – компания РЕСО-Гарантия (29 392 628 тыс. руб.) [4].

Лидирующее положение страховой группы СОГАЗ не случайно. Как уже было отмечено, московский страховой рынок является преимущественно рынком корпоративного страхования, а при исследовании выявлено, что основными направлениями деятельности СОГАЗа являются корпоративное добровольное медицинское страхование и имущественное корпоративное страхование (первое место в России по страхованию имущества предприятий) [6, с. 246].

Исходя из статистических данных, эффективно функционирующей на московском страховом рынке является группа компаний «Ингосстрах», у которой самый высокий коэффициент выплат – 68,7% при больших объемах страховых премий — 45 902 млн. руб. Коэффициенты выплат, близкие к значению , наблюдаются у таких страховщиков, как СГ «МАКС», группа компаний «Альянс», СОАО «ВСК». Деятельность остальных страховщиков можно признать не вполне эффективной, так как объем собранных ими взносов значительно больше, чем объем осуществленных выплат ( ). Это повлекло за собой рост недоверия со стороны страхователей, обвинения страховых компаний в мошенничестве и т. п. Об этом свидетельствуют многочисленные негативные отзывы, жалобы в официальные организации и поданные в суд заявления. Основные жалобы при этом связаны с отказами в выплате, превышением сроков рассмотрения заявлений об убытке, занижением размеров страховых выплат.

Имея сравнительно невысокий уровень выплат, московские страховщики имеют очень высокую прибыль. Из них 10 компаний занимают верхние строчки в рейтинге самых прибыльных страховщиков (агентства Эксперт РА). При этом лидер Московского региона СОГАЗ, имеющий почти самый маленький коэффициент выплат в 2014 г. — менее 30%, занимает первое место по чистой прибыли, которая в 2014 г. составила более 6 млрд. руб. Только 3 страховщика из лидеров по взносам, собранным в Московском регионе, получили в 2014 г. менее 1 млрд. прибыли, все остальные – «миллиардеры» [4].

Оценка компаний-лидеров страхового рынка Москвы, показывает, что московский страховой рынок и в том числе рынок корпоративного страхования стоит на пороге олигополизации (табл. 3).

Таблица 3

Компании-лидеры на московском страховом рынке в 2014 г. [4]

 

Страховая компания/группа Доля на рынке

Московского региона %

1 Группа СОГАЗ 13,64
2 Группа «Ингосстрах» 11,13
4 ОСАО «РЕСО-Гарантия» 7,03
5 Страховая группа «Альфастрахование» 5,83
6 Группа «Альянс» 4,66
7 ООО СК «ВТБ Страхование» 4,61
8 ООО «СК «Согласие» 4,41
9 СОАО «ВСК» 3,05
10 СГ «МАКС» 2,15
ИТОГО по 10 страховым компаниям 65,36
11 Другие страховщики

(около 243 компаний)

34,64
ИТОГО 100

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что для московского страхового рынка характерна высокая степень концентрации. Так, на топ-10 страховых компаний приходится более 65% премий. На долю остальных страховщиков, которых насчитывается около 243, в совокупности приходится менее 35% собранной страховой премии. Доля лидера корпоративного страхования СОГАЗ составляет на рынке 14%, т.е. почти четверть объема премий топ-10 страховых компаний приходится на него (табл. 4). Не отстает от него и страховая группа Ингосстрах, которая собирает 11% всего объема страховых премий на рынке, что дает двум ведущим компаниям концентрировать у себя 25% страхового рынка Москвы. Такая же тенденция превалирования их объемов, финансовых результатов, и соответственно, продуктово-финансовой политики, стратегических интересов сохраняется и на национальном рынке.

С учетом того, что в настоящее время сокращение числа страховщиков на рынке продолжается, существующая тенденция, по мнению авторов, создает серьезную угрозу конкуренции не только на московском рынке, но и в целом на страховом рынке России, и в конечном итоге, может привести к образованию олигополии.

Негативные характеристики олигополии проявляются в том, что компании олигополии не опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно (в данном случае барьером служит размер уставного капитала страховых компаний, установленный требованиями государства с 2012 г.), и поэтому они мало заинтересованы и не спешат с введением новых технологий, новых продуктов, и тем самым, существенно сдерживают научно-технический прогресс в страховом секторе экономики. В результате с приходом олигополии страховой рынок может быть подвержен процессам замедления, торможения в своем развитии. Увеличение объемов страховых премий будет происходить только за счет расширения страхового поля, а не за счет повышения качества страховых продуктов и внедрения страховых инноваций, которые всегда востребованы обществом и постоянно меняющимися потребностями рыночного спроса. В большинстве случаев члены олигополии заключают тайные соглашения, направленные на получение максимальной выгоды от покупателей, и одновременно повышая цены на свои услуги, напрямую ущемляют интересы покупателей, клиентов. В конечном итоге это приводит к падению объемов продаж и темпов развития национального страхового рынка.

Список литературы:

  1. Данные Службы Банка России по финансовым рынкам «Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 2009-2014 гг.» — табл. 8. URL: (дата обращения: 18.06.2015).
  2. Итоги 2012 года на страховом рынке: Пиррова победа. // Эксперт РА. — 2013. — № 5 — С. 6.
  3. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. – М., 2013. — С. 645-647.
  4. Рынок страховых услуг в России за 2007-2014 гг. – URL: (дата обращения: 18.06.2015).
  5. Сахирова Н.П. Стратегия управления развитием страхования предприятий в контексте реализации промышленной политики в России // Страховое дело. — 2009. — № 11. – С. 28-34.
  6. Сахирова Н.П. Теоретико-методологические аспекты управления развитием страхования в России. // Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия: Развитие отраслевого и регионального управления. — 2008. — №3 – С. 244-247.[schema type=»book» name=»КОРПОРАТИВНОЕ СТРАХОВАНИЕ В МОСКВЕ: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ» description=»Эффективная страховая защиты предприятий, организаций и корпораций от различных природных, техногенных и иных неблагоприятных событий в их деятельности позволяет минимизировать и исключить потери капитала, бизнеса, имиджа. В связи с этим возрастает актуальность исследования корпоративного страхования как одного из направлений развития страхового сектора экономики. С учетом высокой доли на российском рынке корпоративного страхования г. Москвы возникает настоятельная необходимость его самостоятельного исследования и оценки его влияния на функционирование всей страховой системы России. В статье представлен подробный анализ развития сферы корпоративного страхования в Москве за последние семь лет с охватом кризисного и посткризисного периодов, а также определены структурные его изменения, особенности и тенденции. Выявлены позитивные и негативные факторы и тенденции развития московского рынка корпоративного страхования. Обоснована его ключевая роль в развитии московского страхового рынка и сферы корпоративного страхования в России. Практическая ценность исследования заключается в определении потенциала московского рынка корпоративного страхования, его динамики, специфики, влияния на функционирование национального страхового рынка и проблем его развития в современных условиях.» author=»Легкая Анастасия Андреевна, Тимошенко Ксения Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found