Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

В современных условиях, когда наука фактически выступает в качестве производительной силы общества, значимость формирования научно-технического потенциала в границах любого административно-территориального образования существенно возрастает.

Переходя к рассмотрению концепции формирования научно-технического потенциала территории, следует, прежде всего, уточнить сущность самого понятия «научно-технический потенциал», поскольку (прежде всего, ввиду различной природы его составных компонентов) существуют разные теоретико-методологические подходы к его рассмотрению (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные теоретико-методологические подходы

к трактовке научно-технического потенциала

Наименование

подхода

Содержание научно-технического потенциала

в рамках данного подхода

1 2
Ресурсный

подход

Совокупность имеющихся в наличии ресурсов (определенным образом организованных и упорядоченных), необходимых для осуществления НИОКР, включая: кадры, занятые НИОКР; материально-техническую базу науки; финансовые ресурсы; организационную составляющую научно-технического потенциала
Ресурсно-результативный

подход

Наличная совокупность ресурсов, необходимых для осуществления НИОКР, включая реализацию полученных результатов в хозяйственной практике
Факторно-ресурсный

подход

Совокупность условий, факторов и ресурсов, в комплексе обеспечивающих осуществление НИОКР и их эффективность. При этом к условиям осуществления НИОКР относят организационные, экономические, институциональные; среди факторов научно-технической деятельности выделяют внешние (политико-правовые; социокультурные; природно-экологические; инфраструктурные) и внутренние (финансово-экономические, материально-технические, информационно-технологические, социально-управленческие)
Результативный подход Перспективы реализации (возможности осуществления) научно-технической деятельности, т.е. влияние результатов научно-технической деятельности на экономику и общество в целом
Деятельностный подход Способность к осуществлению научно-технической деятельности (способность к проведению НИОКР и готовность к их осуществлению)

Синтезируя приведенные в табл. 1 подходы, под научно-техническим потенциалом территории следует понимать совокупность необходимых для осуществления научно-технической деятельности условий, факторов и ресурсов, в комплексе обуславливающих достижение желаемого социально-экономического положения территории на основе генерации новых научных знаний и научно-технических идей и их использования для разработки и внедрения новшеств.

При этом, согласно российскому законодательству, научно-техническая деятельность представляет собой «деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы» [1].

Учитывая неразрывную взаимосвязь науки, техники и технологий (что отражено и в приведенном определении научно-технической деятельности), формирование научно-технического потенциала территории опосредовано функционированием научно-технического комплекса – как взаимосвязанной совокупности учреждений и организаций, занятых осуществлением, планированием, контролем и координацией научных исследований и технико-технологических разработок в соответствующих административно-территориальных границах.

По выражению директора Института статистических исследований и экономики знаний (г. Москва) Л.М. Гохберга, «именно в рамках организации все элементы научного потенциала (кадры, материально-техническая и информационная база, финансовые средства) интегрируются в едином научно-производственном процессе, создаются необходимые экономические, материальные, социальные и психологические условия, определяющие продуктивность труда ученых» [2, с. 116]. В то же время научно-технический комплекс следует рассматривать в качестве составного (и важнейшего) элемента в структуре инновационной системы соответствующего уровня, объединяющего важнейшие секторы науки – государственный, предпринимательский, сектор высшего образования, частный некоммерческий сектор).

Говоря об инновационной системе (страны, региона), обычно имеют в виду совокупность соответствующих институтов, которые обеспечивают инициирование, развитие, распространение научно-технических знаний и инноваций в обществе [3]. Само понятие инновационной системы было введено в 1987 г. К. Фрименом в его исследовании инновационной политики в Японии, с целью объяснения различий в уровне технологического развития разных стран [4]. Он понимал под национальной инновационной системой взаимодействующую совокупность организаций в частном и государственном секторе экономики, чья экономическая активность инициирует разработку, внедрение и распространение новых технологий.

В последние годы все большую актуальность вызывают вопросы формирования инновационных систем регионального уровня, поскольку, как подчеркивает К. Фримен в одной из более поздних публикаций (обобщая также взгляды ряда других зарубежных исследователей), «субнациональные образования – такие, как регионы, промышленные районы, города или территории интенсивного развития типа Силиконовой долины – становятся (или уже стали) более важными, чем нации-государства» [5, р. 191].

Объединяя взаимосвязанные институты создания, хранения и распространения знаний и технологий, региональная инновационная система призвана обеспечивать материально-техническую базу инновационного процесса, научно-технические кадры, инновационную инфраструктуру и функционирование рынка наукоемкой и инновационной продукции. При этом каждый регион страны вносит определенный вклад в инновационную составляющую общегосударственной инновационной системы [6], которую, однако, «ни в коем случае нельзя считать простой суммой региональных инновационных систем», поскольку социальные, институциональные и экономические структуры на региональном уровне имеют свою специфику, проявляясь на основе межрегиональных взаимодействий в национальном пространстве [7].

И наиболее важную роль в функционировании и развитии региональной инновационной системы играет научно-технический потенциал, формирующийся в рамках регионального научно-технического комплекса, поскольку именно научно-техническая деятельность обеспечивает основу для протекания инновационного процесса, направленного на разработку и реализацию (создание, освоение и распространение) результатов научных исследований и разработок.

Тем самым формирование в регионе инновационной системы невозможно при низком уровне научно-технического потенциала, обеспечивающего ресурсную базу и результативную содержательность научно-технической деятельности, которая, несмотря на развитие современных информационно-коммуникативных технологий, все же имеет территориальную ограниченность. В условиях же становления в России экономики знаний формирование научно-технического потенциала и повышение его уровня важно для всех без исключения регионов страны.

 Общей целью формирования научно-технического потенциала является обеспечение высокоэффективного технико-технологического базиса экономики, соответствующего требованиям инновационного типа развития и создающего возможности для сохранения и приращения научного знания. Формируясь в рамках научно-технического комплекса, ресурсные составляющие научно-технического потенциала при наличии определенных условий (в первую очередь, организационно-экономических) и под воздействием тех или иных факторов могут быть преобразованы в определенный (требуемый, желаемый, возможный) результат – новые научно-технические знания, технические средства, технологии производственно-хозяйственной деятельности.

Важное значение при формировании научно-технического потенциала имеет его воспроизводство, процесс которого обеспечивает непрерывность возобновления:

Таким образом, процесс формирования научно-технического потенциала региона должен быть сконцентрирован на следующих наиболее важных и взаимосвязанных направлениях:

  1. Кадровое обеспечение научно-технической деятельности, включая:
  1. Материально-техническое обеспечение научных исследований и технико-технологических разработок, что должно предусматривать:
  1. Обеспечение адекватного финансирования НИОКР, что предполагает:
  1. Повышение эффективности организации научно-технической деятельности в рамках регионального научно-технического комплекса: проведение инвентаризации организаций, занятых НИОКР; реструктуризация государственного сектора науки и высоких технологий, включая изменение в необходимых случаях организационно-правовых форм и форм собственности научных организаций [9]; развитие сетевых форм взаимодействий и пр.).

Реализация подобных направлений формирования научно-технического потенциала региона требует грамотного и взвешенного (дифференцированного) подхода к разработке и реализации государственной научно-технической политики – с учетом существующих особенностей, проблем и перспектив как научно-технического, так и социально-экономического развития территории.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (в посл. ред. от 23.12.2003 года № 186-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 31.01.2015 г.)
  2. Гохберг Л.М. Статистика науки. –  М.: Экон. фак. МГУ, 2003. – 538 с.
  3. Иванова Н. Национальные инновационные системы. – М.: Наука, 2002. – 244 с.
  4. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: Lesson from Japan. – London, Pinter Publishers, 1987. – 215 p.
  5. Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems – complementarity and economic growth // Research Policy. – 2002. – № 31. – Р. 191-211.
  6. Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Создание региональной инновационной системы – показатель устойчивого развития экономики региона // Инновации. – 2007. – № 7. – С. 59-63.
  7. Immarino S. On the definition of regional system of innovation (RSI): an application to the Italian case // Conference on «Regionalisation of Innovation Policy». – Berlin (Germany). – June 4-5, 2004. – [Электронный ресурс]. – URL: (дата обраще-ния: 08.01.2015 г.).
  8. Домнина И.Н. Частно-государственное партнерство в России и проблемы его практической реализации // Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели развития экономики России / Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – с. 131-150.
  9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Утверждены Президентом РФ 11 января 2012 года № Пр-83. – URL: (дата обращения: 08.01.2015 г.).[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ » author=»Золотухина Анна Витальевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found