Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Целлюлозно-бумажная промышленность – наиболее сложная отрасль лесного комплекса, связанная с механической обработкой и химической переработкой древесины. Сегодня мировая целлюлозно-бумажная промышленность динамично развивается, ежегодный прирост производства ожидается на уровне 2,5%, и к 2020 году общий объем выпуска бумаги и картона составит около 500 млн. тонн [8].

Вместе с тем, несмотря на богатство запасов леса, Россия имеет долю на мировом рынке целлюлозы, бумаги и картона менее 5 %. Если еще в недавнем прошлом Россия занимала по производству бумаги и картона четвертое место в мире, то к 2014 году она оказалась на восемнадцатом месте. Сегодня структуру мирового рынка производства ЦБП определяют ведущие страны-экспортеры — Финляндия, Швеция, Германия, США и Бразилия. Однако, по современным прогнозам целлюлозно-бумажная промышленность будет продолжать  успешно развиваться лишь в регионах, где есть большие запасы дешевого древесного сырья и низкие трудозатраты: Южная Америка и Юго-Восточная Азия.

Учитывая сложность и динамизм отрасли, текущее конкурентное положение российских производителей и глобализацию экономики в целом, встает необходимость выделения ключевых факторов риска, характерных для российских предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.

Главной тенденцией в российской деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в последние годы является консолидация капитала. В отрасли сформировались 10-11 крупных и стабильно работающих предприятий, производящих более 90% продукции [3].  Крупные российские предприятия целлюлозно-бумажной промышленности представляют собой вертикально интегрированные холдинги: производство сконцентрировано в дочерних структурах, в которых имеется контрольный пакет; сервисные, транспортные подразделения также контролируются через акционерный капитал. К таким крупнейшим вертикально интегрированным структурам относятся:

— группа «Илим» (ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» в г. Братске, ПО «Усть-Илимский ЛПК», Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат, предприятия по заготовке и переработке леса, макулатуры). Контролирует рынок целлюлозы, упаковочных материалов, картон. Годовой оборот около 1 млрд. долларов;

— группа предприятий «Титан» (ОАО «Архангельский ЦБК», компанию «Архбум» и еще порядка 27 предприятий). Контролирует рынок различных видов бумаг, картонно-транспортной тары, картона. Годовой оборот – около 600 млн долл.;

— лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент» (Байкальский, Енисейский, Селенгинский ЦБК, картонные и бумажные фабрики, ЛПК, лесозаготовительные предприятия);

— Северо-Западная лесопромышленная компания (на основе Неманского ЦБК);

— гиганты отрасли: ОАО « Кондопога», ОАО «Светогорск», входящий в крупнейшую в мире международную компанию «Интернейшнл пейпер», Соломбальский, Сегежский и Онежский ЦБК, ООО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО “Волга”, ОАО «Соликамскбумпром».

На российский рынок активно выходят иностранные производители бумаги и картона. Так, мировой лидер целлюлозно-бумажной отрасли — американская корпорация International Paper завершила сделку по приобретению половины бизнеса компании «Илим Палп», которая контролирует четыре крупнейших российских целлюлозно-бумажных комбината: Котласский ЦБК, Братский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК и Санкт-Петербургский КПК. Наиболее перспективное развитие сегодня получают компании с иностранным капиталом, в то время как российские производители, неохотно инвестировавшие средства в собственные  производственные мощности становятся неконкурентоспособными. В условиях обострения конкурентной борьбы под удар попадают именно эти сравнительно небольшие производства, часто находящиеся вдали от крупных промышленных центров и выполняющие градообразующие функции для своих муниципальных образований.  Технологическое оборудование на предприятиях на 70-90% закуплено в других странах и не обновлялось последние 15 лет. Около 80% варочных установок непрерывного действия находятся в эксплуатации свыше 25 лет, а половина варочных котлов периодического действия – свыше 45 лет. 40% установленного парка бумага — и картоноделательных машин эксплуатируется свыше 20 лет. И только 10% основного технологического оборудования соответствует современному уровню.

Таким образом, износ основных фондов, устаревшие технологии производства, узкая номенклатура выпускаемой продукции — первый фактор, определяющий рисковую составляющую отрасли.

Вместе с тем, удорожание кредитных средств и недостаток собственных финансовых ресурсов,  привело к тому, что было приостановлено выполнение инвестиционных проектов развития, не удалось выполнить мероприятия по программам модернизации и техперевооружения на ряде российских компаний.  В сложившихся условиях программы государственной поддержки перевооружения отрасли становятся жизненно необходимы.

Другой проблемой целлюлозно-бумажной отрасли является энергосбережение. ЦБП является энергоёмкой отраслью: затраты на электроэнергию составляют до 20% себестоимости продукции. Постоянное увеличение издержек целлюлозно-бумажного производства также связано с транспортировкой, как сырья, так и готовой продукции. Доля железнодорожных тарифов в стоимости продукции отрасли доходит до 26% [1]. Рост тарифов на топливные ресурсы, электроэнергию и транспортировку все больше увеличивают производственные риски предприятий.

Географическое положение также во многом определяет подверженность предприятий ЦБП риску. Так например, удаленность от европейских рынков позволяет минимизировать коммерческие риски, а близость к сырьевым ресурсам и наличие эффективных логистических цепочек поставок — транспортные риски. Кроме  того, для ЦБП принципиально важен водный фактор  – производство целлюлозы требует большое количество воды – неслучайно ЦБК стоят на реках или близ крупных водоемов. В этом случае Уральский регион предстает особо привлекательным для развития. Однако неизменными остаются такие факторы риска как сезонность производства и  плохое качество лесных дорог.

Целлюлозно-бумажная промышленность также характеризуется высокой материалоемкостью. Последнее время отмечена тенденция дефицита доступного древесного сырья, что связано, прежде всего, со снижением объемов лесозаготовительных работ, а также с инфраструктурными ограничениями и ростом стоимости транспортировки. Макулатурное сырье, используемое для производства картона, более дешево и доступно, чем первичная целлюлоза. Между тем, анализ ситуации и прогнозы на ближайшее будущее показывают, что увеличение темпов роста потребления в стране приведет к ускорению развития дефицита на рынке тарных картонов. Из макулатуры сегодня изготавливается около 45% тарных картонов для изготовления гофропродукции.  При этом сбор макулатуры в  стране  и области  остаётся на традиционно низком уровне. Если в Западной Европе собирается около 70% всей бумаги и картона, то в России – 25%.

Еще один фактор риска для российской ЦБП — колосальное отставание научных и опытно-конструкторских разработок от среднемирового уровня, нехватка профессиональных кадров в отрасли, отсутствие долгосрочного инвестирования в развитие науки. На предприятиях используются зарубежные технологии и оборудование, развитию персонала уделяется незаслуженно малое внимание [7].

В целом внутренний рынок целлюлозно-бумажной продукции достаточно рискованный. Это связано как в выше обозначенными факторами, так и с присутствием на российском рынке иностранных производителей, с которыми приходится конкурировать.

Прошедший 2014 год был насыщен важными для страны и промышленности событиями, которые во многом определили направления и условия работы предприятий. Целлюлозно-бумажная промышленность оказалась убыточной. Для ЦБП характерно максимальное среди подотраслей ЛПК снижение объемов инвестиций (-21,2%) и численности производственного персонала (-4,4%). Общий убыток предприятий ЛПК превысил 34,2 млрд. рублей.  Вместе с тем идет постоянное необоснованное повышение цен на бумагу отечественными производителями. В конце 2014 года пошла волна уведомлений от ведущих российских бумажных комбинатов о повышении цен на 20-30% на офсетные, писчие, типографские, а также мелованные бумаги. Тенденция роста цен наблюдается и сегодня.

Вместе с тем, изменение внешнеэкономических отношений позволяет российским предприятиям предложить свои варианты импортозамещения, открывая новые возможности для устойчивого роста в условиях кризиса.

Спрос на производимую продукцию также не стабилен. Так, развитие электронных технологий привели к снижению спроса на газетную бумагу, а изменение в логистики торговых  компаний к увеличению спроса на картон и гофротару взамен синтетических упаковочных материалов.

Перспективы посткризисного восстановления российской ЦБП в значительной степени зависят от внешнеэкономической конъюнктуры рынков волокна, газетной бумаги и крафт-лайнера, традиционно освоенных российскими производителями. На первые роли выходят проблемы расширения продуктовой линейки, выпуска импортозамещающей продукции, поиска новых рыночных ниш.

В целом, состояние мирового рынка ЦБП в настоящее время характеризуется такими тенденциями:

— монополизация отрасли (концентрация производства в руках нескольких крупных игроков);

— перенос сырьевых мощностей в низкозатратные регионы (преимущественно в страны Южной Америки и Китай);

— продажа непрофильных и даже лесных активов. Увеличение технологичности, модернизация производств.

Участие России на мировом рынке также сопряжено в рядом критических рисков. Главным потрясением российского рынка целлюлозы в 2013 году стало резкое сокращение объемов экспорта. Отметим, что экспорт целлюлозы по итогам 2013 года снизился в натуральном выражении на 26% (по данным ФТС).

Причина столь резкого спада объема экспорта заключается в снижении объемов поставок главному потребителю российской целлюлозы — Китаю. Российской продукции становится все труднее конкурировать на китайском рынке с дешевой эвкалиптовой целлюлозой из стран Южной Америки (Бразилии, Чили, Уругвая).

Учитывая, что российская целлюлозная промышленность является в высокой степени ориентированной на внешние рынки, а доля Китая в структуре российского экспорта превышает 50% от общего объема, снижение объемов экспорта в эту страну автоматически приводит к снижению отечественного производства целлюлозы.

Значительную угрозу для ЦБП России представляет замедление потребления целлюлозы в Китае до уровня 1,5-3% в год. В Китае взят курс на развитие плантационного лесоводства с применением быстрорастущих генномодифицированных саженцев. Если Китай в ближайшие годы достигнет успехов в обеспечении своей промышленности собственными волокнистыми полуфабрикатами, это может серьезно ударить по мировой ЦБП в целом и по сибирским комбинатам РФ в частности.

Для того чтобы преодолеть негативные тенденции, на уровне Правительства РФ были приняты следующие меры: отменены экспортные пошлины на продукцию глубокой переработки, а также импортные пошлины на деревообрабатывающее оборудование, введен механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на развитие предприятий лесного комплекса. Объем инвестиций в отрасль значительно вырос. Тем не менее, несмотря на принятые меры, на сегодняшний день экспорт лесных товаров из России в денежном выражении составляет совсем немного. По сравнению с 2005 годом этот показатель ухудшился почти вдвое. Таким образом, объем импортных операций абсолютно не соответствует потенциалу отечественных лесов.

Подводя итоги, отметим основные факторы риска, обусловившие появление системных проблем в развитии целлюлозно-бумажного производства:

  1. Монополизация отрасли;
  2. Устаревание и износ основных производственных фондов;
  3. Конкуренция со стороны крупных зарубежных компаний;
  4. Рост тарифов на энергию и транспортные перевозки;
  5. Дефицит сырья;
  6. Логистические риски;
  7. Нехватка квалифицированных рабочих кадров и современных отечественных научных разработок;
  8. Изменения в технологии производства и в структуре спроса на выпускаемую продукцию.

Осознание полного профиля рисков ЦБП позволит своевременно и полноценно использовать все возможности для их минимизации и успешной адаптации в современных условиях.

Библиографический список:

  1. Евдокимова М.А., Михайлова А.Е. Экономика и управление производством Учебное пособие для студентов факультета химической технологии и биотехнологии и слушателей факультета повышения квалификации СПб ГЛТУ. — СПб.: СПбГЛТУ, 2012. — 52 с.
  2. Деревянные холдинги//газета «Коммерсант» — 03.02.2000. — №30
  3. Концепция развития ЦБП России на период до 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 
  4. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. — Р76 М., 2014. – 693 с.
  5. Обзор возможностей в целлюлозно-бумажной промышленности Северо-Западной России [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  6. Перспективы развития лесопромышленного комплекса России [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  7. Российский рынок ЦБП ожидает серьезный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. papfor.com/ru/news/Russian_PPI_expected_to_grow_substantially/
  8. Российские ЦБК спасет только внутренний рынок [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  9. Тезисы доклада Председателя Правления РАО «Бумпром» Владимира Чуйко Состояние и перспективы развития российской целлюлозно-бумажной промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: type=»book» name=»КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» description=» Современное неустойчивое положение российских предприятий, занятых в ЦБП обусловлено объективными факторами в развитии технологии, обеспеченности сырьевыми ресурсами, доступности финансовых ресурсов. Кроме того, современный российский рынок ЦБП формируется при активном участии зарубежных производителей. Статья представляет анализ ключевых факторов риска для предприятий ЦБП как на внутреннем, так и на внешний рынках. » author=»Лебедева Анна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found