Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Главной задачей региональных органов власти является поддержка формирования сетевого взаимодействия высокотехнологичных отраслей промышленности, что обеспечит минимизацию издержек обмена информацией, разделения компетенций и развитием стартапов. Результатом станет активизация внедрения новых технологий (нано-, био- и др.) в традиционные отрасли промышленности и становление новых отраслей.

Региональные органы власти также ответственны за стимулирование роста высокотехнологичных производственных фирм за счет стратегического планирования в области высоких технологий, снижения административных барьеров и налаживания сотрудничества между наукоемким бизнесом и властью региона, что в перспективе может стать основой развития проектов государственно-частного партнерства в области высокотехнологичной промышленности [2, 3].

При этом крайне значимой представляется компетентность органов власти на региональном и местном уровне в области современной науки и новых технологий, а также механизмов и институтов их регулирования [2]. Работники специализированных структур региональных администраций или правительств (отделы, департаменты, комитеты по инновациям и инвестициям, стратегическому планированию и т.д.) должны регулярно проходить повышение квалификации в сфере высоких технологий, быть в курсе событий и тенденций научной жизни, особенно в ее передовых областях, а также детально разбираться в специфике законодательной базы построения инновационных систем на региональном мезоуровне. В противном случае именно недостаток компетенций может стать барьером взаимодействия бизнеса и власти в наукоемкой сфере.

Региональные органы власти также могут способствовать коммерциализацию результатов НИОКР научно-исследовательских институтов и вузов региона, в частности посредством формирования рабочих технологических групп, в которых объединяются ученые, изобретатели, представители промышленного бизнеса, маркетологи, эксперты, местные СМИ, сотрудники профильных административных структур. Такие рабочие технологические группы могли бы стать гибкими коммуникационными площадками кооперации различных субъектов (стейкхолдеров) инновационного процесса, позволив им соотносить свои интересы, ожидания и направления деятельности, при этом обеспечивая необходимую оперативность решения различных проблем коммерциализации инноваций.

Еще одной значимой проблемой развития новых высокотехнологичных индустрий является дефицит контактов и коммуникаций стартаперов (представителей малого инновационного бизнеса) и органов власти на местном и региональном уровнях. Наукоемкий бизнес имеет достаточно типичные проблемы и потребности в отношении сотрудничества с государственными структурами. К ним относятся: аренда производственных помещений, получение кредитов на развитие, участие в государственных проектах и конкурсах госзакупок и т.д. Не менее, а, возможно, и еще более важными являются проблемы маркетинга, особенно рекламы и продвижения региональных фирм и отраслей промышленности в национальном масштабе и за рубежом, что невозможно в целом без стратегии маркетинга региона.

Кроме того, региональные органы власти должны активнее поддерживать создание ассоциаций и иных форм объединения предприятий высокотехнологичных отраслей. Такие инновационные ассоциации могут, например, привлекать местных поставщиков для снижения своих затрат, делиться информацией о поставщиках и потенциальных потребителях и др. К участию в этих ассоциациях целесообразно привлекать и организации научно-образовательной сферы, как для непосредственного создания инновационной продукции, так и для обучения персонала необходимым в высокотехнологичном производственном бизнесе компетенциям. Целесообразной является поддержка ориентированных на практику учебных курсов для стартаперов, которые позволят повысить эффективность создания бизнеса и развить экономические навыки. Такие курсы могут быть связаны с корпоративным управлением, управлением малым бизнесом, финансами, риск-менеджментом, международным маркетингом, ведением переговоров, упаковкой и сервисом, логистикой и т.д.

Информационный вектор поддержки инновационной модернизации на региональном уровне связан с содействием развитию коммуникаций в области высоких технологий и распространению достоверной информации об их преимуществах и объективных рисках. Такие передовые технологии, как нано- или биотехнологии, характеризуются значительным улучшением функциональных и потребительских свойств продукции, производимой на их основе, но также определенными рисками, обусловленными недостатком исследований их отложенных эффектов [1]. В этой связи для массового вывода на потребительский рынок высокотехнологичных товаров требуется достаточно высокий уровень лояльности населения к передовым технологиям. Региональные органы власти могут инициировать широкое обсуждение передовых технологий в местных СМИ, школах, вузах и др.

Как показывает анализ зарубежного опыта, перспективным является внедрение службы поддержки инновационного бизнеса в регионе и формирование единого пакета информации для стартаперов о доступных формах господдержки.

Кроме того, органам власти региона важно своевременно и четко выявлять потребности производственных и инфраструктурных отраслей наукоемкой промышленности, в том числе при участии соответствующих отраслевых ассоциаций федерального уровня. Ключевая функция региональных властей состоит в налаживании коммуникации основных стейкхолдеров (заинтересованных групп субъектов) новой индустриализации, обеспечении их быстрого и эффективного взаимодействия с государственными органами, продвижения бренда региона как центра высоких технологий на федеральном и международном рынках.

Особое значение имеет лоббирование интересов высокотехнологичного бизнеса региона на федеральном уровне. Это предполагает, во-первых, предоставление федеральным органам власти четко структурированной и детализированной информации о потенциальных и реальных проектах в сфере высоких технологий, что требует наличия карты и стратегии развития новых технологий и модернизации промышленности региона. Во-вторых, важно координировать работу по участию в федеральных инновационных проектах, привлекать к размещению в регионе офисов различных институтов развития и наукоемких корпораций. В-третьих, целесообразно активное взаимодействие с российскими органами управления транснациональных корпораций с целью их привлечения для размещения своего бизнеса на территории региона.

В ходе государственного регулирования высокотехнологичной индустриализации на региональном уровне следует учитывать, что био- и нанотехнологические фирмы несколько отличаются от субъектов инновационного бизнеса в традиционных отраслях. В частности, нано- и биокомпании испытывают гораздо более сильную зависимость от научно-исследовательских структур (НИИ, контрольно-аналитические лаборатории, центры коллективного пользования и т.д.) и государства. Кроме того, сама природа прогрессивных технологий выражается в повышенном регулировании и, особенно, стандартизации, требуя специализированных навыков и предполагая высокий уровень формализации и секретности деятельности. В результате био- и нанотехнологические фирмы в значительной степени изолированы друг от друга, а их кооперация затрудняется необходимостью сохранения коммерческой тайны ведущихся разработок и проектов. Именно с этим связаны проблемы создания кластеров новых технологий как в регионах России, так и в зарубежных странах. Формирование центрального офиса кластера в регионе не означает автоматического привлечения малых инновационных предприятий и крупных промышленных фирм для реализации совместных проектов. Парадокс заключается в том, что именно такие крупные совместные проекты наиболее привлекательны для инвесторов и государства (с позиций осуществления государственно-частного партнерства), поэтому кооперация нано- и биофирм объективно необходима для их конкурентного успеха. Вместе с тем, опыт кластерных инициатив показывает, что объединение высокотехнологичных компаний в кластеры наиболее эффективно и оптимально вокруг ведущего регионального университета [3]. Университет играет центральную роль в инновационной системе региона как генератор знаний и инноваций, поставщик высококвалифицированных кадров и источник новых фирм (стартапов, учреждаемых выпускниками вуза). В этой связи крайне негативной является российская тенденция конкуренции вузов на образовательном рынке региона, которая деструктивно сказывается на перспективах создания кластеров и, в целом, на обеспечении секторно-сбалансированного развития экономики региона.

Список литературы:

  1. Латышевская Н.И. Экологические и гигиенические проблемы нанотехнологического прогресса / Н.И. Латышевская, А.С. Стрекалова // Гигиена и санитария. – 2012. — № 5. — С. 8-11.
  2. Фролов Д.П. Маркетинг наноиндустрии региона: принципы, концепция, механизм / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 22. – С. 16-28.
  3. Фролов Д.П. Теоретические основы устойчивого пространственного развития регионов Южного федерального округа / Д.П. Фролов, В.С. Трубина, Р.С. Мирзоев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 31. – С. 27-36.[schema type=»book» name=»КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» author=»Бабкин Максим Михайлович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found