Вовлеченностьэто наивысший уровень приверженности сотрудника компании, при котором он полностью «выкладывается», стараясь работать как можно лучше[4,c. 22-27]. Можно выделить три поведенческих индикатора, которые позволяют понять, вовлечён сотрудник в работу или нет[1]:
Во-первых, вовлечённый сотрудник всегда позитивно говорит о компании. Например, без сомнения рекомендует компанию своему другу, который ищет работу;
Во-вторых, вовлечённый сотрудник готов работать в компании продолжительное время, и допускает возможность её покинуть лишь в случае возникновения серьезных причин;
В-третьих, вовлечённый сотрудник стремится показывать исключительные результаты для успеха бизнеса. Иными словами, пытается делать больше, чем это необходимо для формального выполнения повседневных обязанностей.
На практике к инструментамвовлечённости персонала относятся различные методы и программы работы с персоналом, реализуемые как линейными менеджерами, так и сотрудниками служб управления персоналом. Например, такие как:
— адаптационная программа для новых сотрудников, которая позволяет в сжатые сроки узнать об истории компании, ее целях, задачах и ценностях;
— правильно организованная политика информирования персонала;
-регулярные собрания руководителей высшего менеджмента с сотрудниками подразделений, на которых обсуждаются проблемы и пути их решения;
-оказание помощи руководителями своим подчиненным в профессиональном развитии путем передачи имеющихся знаний, обучения на личном примере;
— участие сотрудников в проектных группах по различным направлениям совершенствования процессов, продукции и т.д.;
— предоставление сотрудникам возможности обучаться и развиваться – наличиев компании эффективных программ внутреннего обучения;
— наличие доброжелательной атмосферы в компании, где каждый готов помочь коллегам и каждый открыт для обмена опытом[2].
Говоря об инструментах вовлечённости персонала, стоит подчеркнуть особую роль кадровой политики, которая определяет содержательную структуру системы управления персоналом. Грамотно выстроенная работа в этой области позволяет повысить степень вовлечённости сотрудников в дела организации и эффективность деятельности компании в целом.
Рассмотрим и проанализируем кадровую политику как инструмент вовлечённости персонала на примере Компании LEGO.В основе кадровой политикиэтой Компаниилежат следующие цели[5]:
— Создание и поддержание профессиональной среды, привлекательной как для настоящих, так и для будущих сотрудников;
— Формирование постоянных и надежных рабочих мест для всех сотрудников путем тщательного планирования;
— Оплата труда надлежащим образом с учетом условий труда, личных достижений и результатов и в соответствии с местным уровнем оплаты аналогичных работ;
— Организация работы с учетом физических и умственных способностей сотрудников;
-Оказание активной помощи в деле профессионального роста персонала;
— Разработка и реализация кадровой политики в тесном сотрудничестве руководства компании и её сотрудников.
Как показал проведенный анализ, кадровая политика КомпанииLEGO включает основополагающие идеи и принципы по отдельным направлениям кадровой работы, краткая характеристика которых представлена ниже.
Организациявзаимодействия структурных подразделений и персонала Компании
Компания имеет эффективную и гибкую организационную структуру, которая дает возможность развиваться личной инициативе и сотрудничеству между отдельными структурными подразделениями. Выбранные представители сотрудников в комиссии по созданию в компании хорошей обстановки активно вовлекаются в это сотрудничество.Структура комиссии, занимающейся вопросами обстановки в LEGO, видоизменяется в соответствии с требованиями времени и потребностями организации.
Каждый сотрудникКомпании имеет четкие ориентиры относительно своей роли в организации, а также относительно ответственности и полномочий в виде рабочих инструкций. Каждый сотрудник имеет право, по меньшей мере, раз в год обсуждать со своим непосредственным начальником все аспекты своей работы и свои личные трудовые достижения.
Управление Компанией
LEGOGroup стремится к такому стилю управления, который способствовал бы созданию хорошего морального климата в организации и установлению хороших отношений.
Руководители всех уровней управления должны обладать хорошими профессиональными и личностными (деловыми) качествами. В первую очередь,в их обязанности входят:
— распространение информации между сотрудниками, что способствует возникновению атмосферы взаимопонимания и заинтересованности;
— создание необходимых предпосылок для выполнения индивидуальных заданий каждым сотрудником на своем рабочем месте;
— поощрение и стимулирование хорошей работы;
— создание условий для профессионального и личностного роста сотрудников;
— планирование, организация и контроль работы отдела, группы или отдельного сотрудника.
Окружающая обстановка, условия труда и безопасность
Приустройстве офисов и рабочих мест учитывается физическое состояние, интеллектуальный уровень и потребности сотрудников. Рабочие места сотрудников организованы в соответствии с современными требованиями эргономики.Насколько это возможно, рабочие места организованы таким образом, чтобы учитывались потребности сотрудников в общении между собой. Компания LEGO придает большое значение созданию спокойной рабочей обстановки, которая способствовала бы развитиюперсонала.
Прекрасные условия в Компании созданыи для творческой работы сотрудников, для генерации новых идей и реализации новых проектов. LEGO PMD стал уникальным центром инновационных разработок именно благодаря вниманию к таким ценностям, как общность интересов, творчество, сотрудничество, инновационное мышление и устойчивое развитие. Оригинальный дизайн рабочих мест и отделов создаёт прекрасный фон для создания новых инновационных игр.
Дизайнеры LEGO PMD трудятся сообща благодаря наличию в офисе открытого пространства (холла) для неформальных встреч и обмена информацией. В боковых зонах офиса располагаются комнаты для работы, требующей внимания и сосредоточенности, а особые подиумы и башни для демонстрации моделей, расставленные по всему помещению, дают возможность тотчас представлять готовые работы на суд коллег, обмениваться знаниями и опытом между отделами.
Планирование штата, обучение персонала
Разработка индивидуальных планов сотрудников основываются на долгосрочных планах компании.
Планирование штатных структур подразделений учитывает, в том числе и квалификационные требования к персоналу, что является гарантией качественного подбора сотрудников, способных справиться с задачами, стоящими перед LEGO.Планы по обучению персонала всех категорий разрабатываются на основании анализа потребностей в обучении.Администрация LEGOпомогает сотруднику в получении дополнительного образования, либо покрывая расходы на обучение, либо предоставив необходимое свободное время для повышения квалификации.
При разработке учебных программ учитываютсяквалификация, желания и интересы сотрудника. Частью работы руководителя является проведение собеседований с сотрудником с целью выявления его желаний пройти ту или иную программу развития. Эта информация и используется для составления программ обучения.
При планировании штатных структур учитывается, насколько это возможно, способности, образование и желание каждого сотрудникаповысить свой статус и изменить квалификационную категорию. Рост квалификации сотрудников и изменение (усложнение) их обязанностей рассматриваются как альтернатива возможному найму со стороны.
Поддержкой в компании, в первую очередь, пользуютсясотрудники старшего поколения, учитываются их желания и основные требования.
Прием на работу и увольнение
В случае найма нового сотрудника особое значение уделяется взаимосвязи между потребностями компании и квалификацией кандидата. Каждый новый претендент на рабочее место должен быть информирован об ответственности на занимаемой должности и о содержании работы. Информация об освобождающейся должности (вакансии) распространяется через службу информации LEGO или вывешивается на доске объявлений корпоративного сайта.
В первую очередь при наличии вакансий учитываютсяжелания сотрудников, работающих в Компании. При равной квалификации внутренний “кандидат” имеет приоритет перед кандидатом со стороны.При выборе кандидатов на руководящие должности помимо основных профессиональных качеств оцениваются способностик сотрудничеству, руководству и поддержки сотрудников.
Новым сотрудникам, помимо различных вводных курсов, уделяет целых полчаса лично генеральный директор, рассказывая о Компании и общаясь на тему целей и философии Компании.
При неспровоцированных увольнениях организация выплачивает выходное пособие в размере месячной зарплаты за каждые 3 года непрерывной работы в Компании.
Если сотрудник неудовлетворительно выполняет свою работу, он должен быть проинформирован своим наставником о возможном принятии срочных мер по исправлению создавшейся ситуации: предлагается либо дополнительное обучение, либо перевод в другой отдел. Факт увольнения не может быть неожиданностью для сотрудника.Только в серьезных ситуациях (несоблюдение обязательств в соответствии с трудовым соглашением или нарушение правил, принятых в Компании) может последовать немедленное увольнение.
Если нарушение считается случайным или не столь серьезным, сотрудник предупреждается (письменно или устно в присутствии свидетеля) о возможных последствиях для него в случае повторного нарушения.
В случае увольнения между сотрудником и руководством организацииобязательно происходит беседа, во время которой сотруднику объясняют причины увольнения.В случае каждого добровольного увольнения руководство Компании выясняет причины, по которым сотрудникувольняется.
Условия оплаты труда и социальной поддержки
Политика оплаты, проводимая Компанией, основана на соблюдении соглашений между головной организацией и местной организацией.
В соответствии с этим Компания ввела специальную тарифную систему оплаты различных должностей, охватывающую ряд должностей / категорий работ. Различные должности оцениваются в соответствии с профессиональными, образовательными и практическими требованиями. Зарплата каждого отдельного сотрудника внутри каждого уровня определяется на основании оценки личной квалификации и достижений.
Зарплата всех сотрудников пересматривается ежегодно. Что касается сотрудников с месячной оплатой, любое изменение зарплаты основано на принципиальном решении руководства по этому вопросу. Изменения в почасовой оплате устанавливаются в соответствии с основным государственным законом о заработной плате и местными трудовыми соглашениями.
В качестве конкретной гарантийной меры Компания разработала систему страхования для всех сотрудников. Сотрудники застрахованы с первого дня работы в Компании.В качестве дополнения к социальным пенсиям была введена пенсияLEGO.
Таким образом, проведенный анализ кадровой политики КомпанииLEGO показал, что принципы управления персоналом и осуществляемая кадровая работа действительно являются факторамивовлеченности и удержания персонала. Принципы кадровой политики повышают заинтересованность сотрудников в длительном сотрудничестве с Компанией. Как отмечает директор по маркетингу и связям с общественностью российского представительства ООО «ЛЕГО»ОльгаЛомбас, в Компании LEGO принято работать долго, есть люди со стажем больше тридцати лет, все они известны и уважаемы. Их портреты находятся на Доске почёта в центральном офисе в Дании.
Для LEGO характерен низкий уровень текучести персонала.Согласно отчёту Компании за 2014 год, коэффициент текучести персонала в целом по LEGOGroupсоставил 9% при численности сотрудников в 14762 человек, что говорит о высоком уровне приверженности персонала Компании [6, стр. 46].Лояльные работники в большей степени склонны к проявлению творчества и инициативы, что имеет решающее значение для роста и сохранения конкурентоспособности организации. В 2014 году Компания LEGOGroup стала мировым лидером по производству игрушек, обогнав американских производителей Mattel и Hasbro. Это достигается во многом благодаря правильно разработанной и грамотно реализованной кадровой политикеКомпании.
Список литературы:
- Вовлечённость персонала. [Электронный ресурс] // URL:https://peopleinvestor.podhod.ru/wp-content/uploads/2013/12/djswjo-okzded_ahwilg_juqzeipfxbc.pdf.
- Вовлечённость персонала. [Электронный ресурс] //URL:https://www.hr-portal.ru/blog/vovlechennost-personala.
- Илюхина Л.А. Управление персоналом организации в системе менеджмента качества / Материалы международной научно-практической конференции «Труд и общество в XXI веке: парадигмы рынка труда и занятости, управления персоналом и социальных отношений». Москва, 10 апреля 2015г. Изд-во Российского экон. ун-та имени Плеханова. Сборник научных статей. – С.74-80.
- Свергун О. Вовлечённость персонала: ценное преимущество. // Журнал «Справочник по управлению персоналом». 2012. №8. С. 22-27.
- Управление человеческими ресурсами. [Электронный ресурс] //URL:https://dps.smrtlc.ru
- The LEGO Group Responsibility Report 2014. С.46.[schema type=»book» name=»КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ «LEGOGROUP» КАК ИНСТРУМЕНТ ВОВЛЕЧЁННОСТИ ПЕРСОНАЛА» description=»Говоря об инструментах вовлечённости персонала, стоит подчеркнуть особую роль кадровой политики, которая определяет содержательную структуру системы управления персоналом. В статьерассмотрена и проанализированакадровая политика как инструмент вовлечённости и удержания персонала на примере Компании LEGO.» author=»Кузаева Екатерина Юрьевна, Илюхина Лариса Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]