Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Причины возникновения задолженности в РФ

Так как Россия приняла обязательства бывших Советских республик по погашении внешнего долга после распада СССР, то на 1992 год внешний долг составлял пятьдесят семь миллиардов долларов, однако в 1993 году он уже достиг отметки в девяносто шесть миллиардов долларов. Причины столь быстрого роста задолженности стали дефицит госбюджета и ухудшение условия внешней торговли.

Для оценки проблемностивнешнедолговой нагрузки обычно принято выделять два критерия: соотношение задолженности с уровнем экспорта, и сопоставление задолженности с уровнем ВВП. Именно от экспорта зависит наличие валюты в стране, в которой номинированы кредиты. Границей безопасности считается примерно 15-20% внешнего долго по отношению к экспорту, уровень же в 25-30% считается границей с повышенной опасностью.

Однако в основном приводят примеры, когда сравнивается отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту, так как ВВП является центральным показателем экономического развития страны. В двухтысячном году внешний долг сравнялся с уровнем ВВП. Была принята политика по обслуживанию внешнедолговых обязательств без использования новых займов, после происходило постепенное снижение задолженности, до 10 млрд. долларов в год.

Кредиторами России на тот момент стали следующие организации: Парижский клуб, Лондонский клуб, МВФ. Парижский клуб[1] – это неформализованное объединение стран развитых стран, куда входят Канада, Франция, Швейцария, Япония, Норвегия, Россия, США, Ирландия и др, созданное в 1956 году для урегулирования внешней задолженности развивающихся стран. Россия стала членом  Парижского клуба в 1997 году. К 1991 году долг СССР Парижскому клубу составил 37 млрд. долларов. В 1992 году Россия рассмотрела соглашение по пересмотру внешнего долга, после этого вплоть до 1997 года каждый год внешний долг России пересматривался и реструктуризировался . Однако договорившись с кредиторами об отсрочке оплаты и реструктуризации внешнего долга правительство России согласилось обслуживать внешний долг по ставе в 7% годовых, в то время как для развитых стран внешний долг предоставлялся по 1,5 – 2 процента годовых.

Лондонский клуб – это международное объединение коммерческих банков, сформированное в семидесятых годах для решения проблем, возникающих из-за невозможности стран обслуживать свои внешние долговые обязательства. В состав Лондонского клуба входит порядка 600 коммерческих банков. К 1992 году долг России Лондонскому клубу составлял 32 млрд. долларов. Как и в случае с Парижским клубом вплоть до 1997 году Россия вела переговоры о реструктуризации и списания долговых обязательств.

Последним кредитором выступил Международный валютный фонд – крупнейшая на сегодняшний день финансовая организация, целью которой является стабилизация международной валютной системы. Однако стоит сказать, что МВФ является своего рода последней инстанцией, к ней обращаются, когда другие организации отказываются предоставлять долг. Например, условия на которых выдавался внешний долг Аргентине способствовали усилению экономического кризиса[2].
 

Пути погашения внешнего долга Р

Обычно правительства используют все возможные меры для погашения кредита, чтобы не попасть в «черный список», так как это ограничивает дальнейшее получение кредитов в будущем. Для этого существуют следующие решения. Традиционным путем является выплата долгов за счет золотовалютных резервов (ЗВР). Однако для должников этот источник как правило очень ограничен, так как необходимо, чтобы в стране оставались внутренние ресурсы, без которых возможен экономический коллапс. Консолидация – это соглашение отсрочки или даже частичном списании долга при согласии кредиторов. Обычно к консолидации приходят лишь международные организации, такие как Лондонский и Парижский клуб, о которых мы говорили ранее. Также иногда прибегают к практике конверсии внешнего долга, то есть в трансформацию его в долгосрочные инвестиции. Это наиболее выгодный вариант для страны дебитора, так как взамен предоставленному кредиту предлагается приобрести ценные бумаги, недвижимость, участие в капитале и прочие активы. Но этот вариант возможен только при наличии у государства большого количества активов, которые оно может продать.

В России же погашение кредита в основном происходит за счет золотовалютных резервов. Сейчас активно ведется политика по погашению внутреннего долга. По последним данным задолженность перед Парижским клубом в марте уменьшилась на 7,2 млн. долларов до 880 млн. долларов. Общий же государственный долг сократился в марте на 787 млн. долларов, до 53,480 млрд.долларов. Однако увеличился внешний долг выраженный в евро на 931 млн евро до 49,340 млрд. евро[3].

В первом квартале нынешнего года отток капитала составил 33 млрд. долларов, что является рекордным показателем. Но данный отток капитала  практически полностью является результатом погашения российскими компаниями внешних долгов[4].

В долгосрочной перспективе погашение долгов является для России большой проблемой, так как для осуществления устойчивых выплат необходимо 4-5% рост ВВП, однако в 2015 по разным оценкам падение ВВП может составить от 2,5 до 4 процента[5], что очень негативно скажется на выплату задолженностей.

К тому же данный экономический кризис по самым скромным оценкам продлится до 2017 года, а некоторый эксперты утверждают, что стагнация может продлится вплоть до 2020 года. При таких условиях трудно рассчитывать на постоянное погашение внешнедолговых обязательств.

В приведенном ниже графике представлена динамика внешнего долга России в период с 1991 по 2015 год.

Рисунок 1. Динамика общего долга России с 1991 по 2015 гг.

Исходя из данных, предоставленных на графике мы можем сделать вывод, что с 2003 года внешний долг постоянно увеличивался, однако наблюдается ощутимый спад в 2015 году.

Помимо всего этого у России есть ряд иностранных государств, имеющих внешнюю задолженность. Россия начинает превращаться в страну кредитора. Например, в 2011 году Кипр получил от России кредит в 2,5 млрд евро на 4,5 года[6]. За прошедшие пять лет доля России на  рынке межгосударственных займов увеличилась с 0% до 3%, также Россия занимает восьмую позицию в мировом рейтинге, как держатель внешнего долга США.

Заключение

Получение кредитов за рубежом — явление полезное, если оно осуществляется в разумных количественных пределах и сопровождается рациональным и эффективным использованием, обеспечивающим необходимую прибыль для уплаты процентов, при точном и своевременном выполнении обязательств по возврату занятых средств. Этим критериям соответствовала займовая практика бывшего Советского Союза: выполнение обязательств по иностранным кредитам считалось важнейшим и безусловным государственным приоритетом.

Подход к решению проблемы государственного долга должен быть комплексным. Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных преобразований в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация данной программы должна содействовать поддержанию доверия кредиторов и инвесторов.

Необходимо извлечь максимальную выгоду из благоприятной конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках энергоносителей. Дополнительно получаемая экспортная выручка должна направляться на развитие производственных отраслей и укрепление экспортного потенциала страны. В России же, наоборот, практически вся выручка от экспорта направляется на покрытие долгов. Многое зависит от того, как быстро Россия сумеет начать получать ощутимую валютную выручку от традиционных экспортных отраслей России – аэрокосмической и военной.

Не следует также забывать о много миллиардных долгах развивающихся стран России, необходимо найти отдельный подход к каждому должнику. Промедление в этом вопросе ведет к серьезным потерям для нашего государства.

Должен быть выработан конструктивный подход в позиции с переговорами с нашими западными кредиторами. Важно стремиться к достижению реструктуризации российских долгов на наиболее выгодной основе. Наиболее привлекательным вариантом реструктуризации представляется схема «долг на экспорт». При этом важен качественный состав экспорта – экспорт не сырья и материалов, а машинно-технической и иной готовой продукции.

Разрешение проблемы внешнего долга является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для краткосрочного экономического подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

Список литературы:

  1. Kaufman, GG., Krueger, TH., Hunter, WC. (1999) The Asian Financial Crisis: Origins, Implications and Solutions.
  2. Акишев, Д. Платежные системы/Д. Акишев//Экономическое обозрение. -2009. -№4.
  3. Андрюшин С.А., Бурлачков В.К., Кузнецова В.В., Рогова О.Л., Шабалин А.О., Белова Г.И./Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса. М.: ИЭ РАН, 2009.
  4. Богомолов О.О.О воздействии глобального экономического кризиса на общетеоретические взгляды зарубежных и отечественных реформаторов//Российский экономический журнал. -2011. -№ 2.
  5. Глазьев С.Перспективы развития евразийской экономической интеграции//Российский экономический журнал. -2013. -№ 1.
  6. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина-М.: Дашков и Ко, 2010. -628 с.
  7. Гриценко А.Н.Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика//Проблемы современной экономики. № 1. 2012.
  8. Жукова С.С., Абышева А.В.Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие. -2-е изд., доп. и перераб. -Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2009. -164 с
  9. Кляхина, И. Стратегия развития платежной системы Казахстана в условиях глобализации/И. Кляхина//Финансы Казахстана. -2008. -№ 5-6.
  10. Шабалин А.Масштабы и динамика внешнего корпоративного долга//Экономист. № 4.
  11. Шабалин А.О.Формирование долговой экономики России//Банковское дело. № 1.
  12. Шиманович Г.Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран//Рабочий материал Исследовательского центра ИПМ, Минск, 2008.
  13. ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях 2011, обзор. Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, их развитие. Женева, 2011. 65 с
  14. Катасонов, В. Ю. Кредитно-долговой мазохизм / В.Ю. Катасонов // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». – 05.12.2011. – (https://ruskline. ru). 2.
  15. Катасонов, В.Ю. О нашей помощи западу / В.Ю. Катасонов // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». – 30.11.2011. – (https://ruskline. ru).

 

[1]https://www.clubdeparis.org/ Официальный сайт парижского клуба. Дата обращения: 25.06.2015

[2] Кортес-Конде Р. Экономический кризис в Аргентине: причины и последствия // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С. 180-182.

[3]https://www.vestifinance.ru/articles/56664 Сайт компании ВГТРК. Дата обращения: 25.06.2015

[4]https://www.vestifinance.ru/articles/55888 Официальный сайт компании ВГТРК. Дата обращения 25.06.2015

[5]https://www.vestifinance.ru/articles/55993 МВФ ожидает падения экономики РФ на 3,8%. Сайт компании ВГТРК, дата обращения 25.06.2015

[6] type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ» description=»Исследование внешней задолженности России. Исследования, Сравнение. Динамика внешнего долга России растёт. Получение кредитов за рубежом – один из рациональных инструментов погашения внешнего долга» author=»Галиев Ринат Габбасович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found