Снизить негативное влияние финансово-экономического кризиса — одна из наиболее важных задач Банка России. По данным ФСГС, I квартал 2015 г. завершился падением всех основных экономических показателей: реальных зарплат и доходов населения, инвестиций, строительства, промышленности. Инфляция в марте 2015 года составила 16,9%. [2] Падение было ожидаемым: первые два месяца 2015 г. показали, что кризис, спровоцированный взаимными санкциями России и стран Запада и падением цен на нефть, стремительно разворачивается.
Попробуем дать оценку применения Банком России регулятивных инструментов в условиях глобальной макроэкономической нестабильности. В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики в настоящее время Банк России использует ключевую ставку. Одной из причин применения режима инфляционного таргетирования явилось недостаточная эффективность традиционных методов регулирования инфляции в условиях глобализации мировой экономики. Важным параметром таргетирования является наличие пределов колебания целевого ориентира инфляции. Цель по инфляции, установленная Банком России на 2017 год, составляет 4,0%. [1]
С момента введения ключевой ставки в 2013г.- март 2015г. она увеличилась с 5,5% до 14% [1], что говорит об ужесточении денежно-кредитной политики Банка России. Резким повышением ключевой ставки Банк России снизил темп роста инфляции, хотя инфляционные ожидания все еще остаются очень велики. При этом на рост цен оказывает наибольшее воздействие резкая девальвация рубля.
В последнее время антиинфляционную политику Центрального банка России следует признать недостаточно взвешенной и системной, без необходимой четкости в методологических подходах. Это привело к неясному определению главных задач политики процентной ставки, отсутствии разработанной методики регулирования спроса на деньги и концептуального подхода к формированию денежного предложения, и проч. Факты несогласованности антиинфляционной и денежно-кредитной политики свидетельствуют об актуальности ее совершенствования.
Перспективы борьбы с инфляцией в будущем необходимо рассматривать в новых для российской экономики условиях. Российским компаниям и государству придется работать в условиях санкций со стороны западных стран, выражающихся в конечном счете в невозможности привлечения капитала из-за границы, слабого рубля, а так же низких цен на нефть. Новый виток санкций США и ЕС в отношении России требует еще больше повысить роль внутреннего рынка и Центрального банка для обеспечения бесперебойного экономического развития страны. Поскольку вводимые ограничения в большой степени касаются доступа на финансовые рынки, то необходимо активизировать внутренние механизмы формирования денежных ресурсов, которые восполнили бы сокращение внешнего финансирования.
Не удастся так же избежать падения ВВП. По разным прогнозам, оно может составить от 2% до 4,6% в 2015 году. Падение ВВП требует стимулирующей денежной политики, но при этом любое ослабление денежной политики приведет не столько к росту ВВП, сколько к падению рубля и росту инфляции. А борьба с инфляцией и девальвацией требует жесткой денежной политики, которая ведет к еще большему падению ВВП. Это предполагает значительную корректировку денежно-кредитной и финансовой политики. При этом Банк России предполагает ослабить контроль за стабильностью валютного курса и одновременно повысить устойчивость процентных ставок. Фактически наблюдаются и волатильность валютного курса рубля, и постоянный рост процентных ставок, который инициируется самим ЦБ РФ.
Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной эффективности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики.
Своевременное проведение разумной политики регулирования валютных курсов играет немаловажную роль для экономики всей страны, сказывается на стабильности банковской системы, движении финансовых средств и уровне жизни населения страны. Именно поэтому так важно, чтобы ситуация с валютными курсами всегда оставалась под контролем, отвечала необходимым условиям своего времени, что в будущем позволило выявить дальнейшие горизонты для развития экономического потенциала нашей страны, сделало возможным планирование дальнейшей стратегии роста и помогло выявить и устранить некоторые ныне существующие проблемы в системе.
Несмотря на то, что такое резкое прекращение искусственной поддержки рубля с помощью закупки иностранной валюты может в первое время довольно негативно воздействовать на положение рубля на международном рынке, в перспективе это приведет к постепенной стабилизации ситуации и укреплении позиций рубля. Стоит отметить, что новое преобразование в валютной политике повлияет на предсказуемость рубля, а это, в свою очередь, сможет помочь привлечь новых инвесторов и увеличить интерес к рублю со стороны международных агентов. Кроме того, столь стремительное расходование резервов при интервенциях ЦБ являются реальной угрозой для национальной экономики.
Теперь формирование курса рубля будет происходить под влиянием рыночных факторов, таким образом, существенно сократится спекуляция, повысится эффективность всей денежно-кредитной политики и сможет быть обеспечена стабильность цен. Тот факт, что ЦБ отказался от покупки валюты в прежнем размере, означает фактический уход его с валютного рынка.
Однако проведение валютной политики с учетом цен на энергоносители является довольно сложным и неоднозначным процессом, так как для принятия наиболее выгодных решений должно быть учтено огромное множество других факторов. Препятствие на пути внедрения такого нововведения является то, что ничего невозможно спрогнозировать с уверенностью, а риски очень велики. Поэтому такое нововведение может применяться с большой осторожностью, чтобы оно не навредило экономике, а в случае отрицательного исхода было возможным в наиболее краткие сроки устранить проблему и ее последствия для избежания валютного кризиса.
Итак, Банк России в качестве основного инструмента таргетирования инфляции использует ключевую ставку и снижение денежной массы. Однако, как показала практика, в применении этого инструмента допущены недостатки. Во-первых, ее частая неэффективность. Как проиллюстрировала политика сдерживания спекуляций и стабилизация рубля в 2014-2015 г.г., повышения ключевой ставки ведет к спаду производства. Во-вторых, ключевая ставка эффективна только тогда, когда в экономике наблюдается прирост денежной массы в реальном выражении, а не сжатие денежной массы. В-третьих, поставив во главу угла таргетирование инфляции, мегарегулятор не учитывает неденежный ее характер.
Сформулируем выводы. Банк России должен полностью перестроить арсенал регулирования: ввести новые методы валютного контроля и выстроить новую политику, состоящую из последовательных мер денежно-кредитного регулирования. Инфляционное таргетирование эффективно лишь в случае достижения экономического процветания, а не только при стабилизации инфляционных ожиданий и угнетения инфляции с помощью высокой ключевой ставки в ущерб развитию российской экономики. Введение эффективной модели таргетирования инфляции возможно при наличии возможностей у Центрального банка эффективно использовать рычаги управления финансовым рынком. Это, в свою очередь, является возможным только при наличии развитой банковской системы в стране. Именно поэтому Центральному банку следует обратить особое внимание на развитие банковской системы и финансовых рынков. В нынешних условиях важно, чтобы все участники рынка, а так же государство предельно четко и справедливо выполняли свои функции и обязанности. Необходимо создать такую ситуацию, при которой Центральный банк мог бы как можно быстрее доносить до участников рынка информацию. Важно так же, чтобы Центральный банк нес реальную ответственность в случае, если заявленная политика не будет выполняться.
Если эти условия будут соблюдены, то в ближайшее время Банк России сможет полноценно перейти к режиму таргетирования инфляции, который уже доказал свою эффективность на примере других стран.
Список литературы:
- URL: https://cbr.ru/ — Официальный сайт Банка России
- URL: Официальный сайт федеральной службы государственной статистики[schema type=»book» name=»ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ» description=»Актуальность темы настоящей статьи связана с тем, что от эффективности деятельности ЦБ РФ во многом зависит состояние всей финансовой системы страны. Использование тех или иных инструментов денежно-кредитного регулирования влияет на развитие экономики всей страны. Исследование эффективности проводимого инфляционного таргетирования ЦБ РФ особенно актуально в условиях текущего кризиса. » author=»Киреева Елена Вадимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]