В современных условиях глобализации и необходимости модернизации российской экономики важнейшим элементом «оздоровления» социально-экономической сферы является обеспечение устойчивости и внедрение инновационных направлений. Конкурентоспособность России в значительной степени зависит от научно-технического прогресса и интеллектуализации факторов производства. Данная проблема нашла свое отражение в Распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» . Стратегия призвана минимизировать угрозы в сфере инновационного развития, определить цели и направления государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки и управления реализацией интеллектуального потенциала экономики.
В широком смысле под термином «потенциал» понимаются средства, источники, запасы, которые есть в наличии и могут быть мобилизованы, использованы для достижения конкретной цели, решения стратегических задач.[2]
Рис.1 Формирование интеллектуального потенциала
Перемены, происходящие сегодня в экономической сфере, указывают на необходимость изыскания инновационных подходов, осознания необходимости полного и эффективного использования человеческих и интеллектуальных ресурсов.
Интеллектуальный потенциал — это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей и качеств работников, осуществляющих работы по созданию инновационных направлений в рамках деятельности компании. [3]
По имеющимся в литературе источникам, интеллектуальный потенциал организации предлагают оценить по количеству патентов, лицензий, торговых марок, удельному весу новой продукции в общем объеме продаж, уровню образования и квалификации сотрудников. Показатели стажа работы определяются по удельному весу работников, имеющих стаж работы по специальности: до одного года, от одного года до трех лет, от трех до пяти лет, от пяти до 10 лет, более 10 лет. Показатели квалификации рабочих определяются по удельному весу: основных и вспомогательных рабочих по разрядам. [2]
Также оценку интеллектуального потенциала можно осуществить по таким показателям, как уровень затрат на обучение и повышение квалификации персонала, уровень расходов на закупку периодических изданий, справочной литературы и других носителей информации в расчете на одного работника, уровень издержек на участие персонала в различных семинарах в расчете на одного работника. [4]
На сегодняшний день для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности компании необходимо уделить особое внимание интеллектуальному потенциалу как самостоятельному объекту бухгалтерского учета. Проблема состоит в том, как принять к учету и отразить в отчетности все расходы, связанные с этими неосязаемыми активами.
По действующему законодательству в области бухгалтерского учета свое отражение в отчетности находят только нематериальные активы и интеллектуальная собственность, на которые имеются правоустанавливающие документы[1].
Интеллектуальный потенциал не представлен в отчетности в связи с тем, что он состоит из множества неосязаемых компонентов. Для решения данной проблемы целесообразно результаты количественной оценки интеллектуального потенциала отразить в отчетности.
В Стратегии предприятия МУП г. Астрахани «Астрводоканал» утверждена инвестиционная программа бесперебойного водоснабжения и водоотведения в городе Астрахани, на основе использованию современных технологий очистки питьевой воды для населения и обеззараживания канализационных стоков. Одной из задач, которую можно решить при реализации данной инвестиционной программы, является замена существующих на очистных сооружениях систем обеззараживания питьевой воды жидким хлором на систему обеззараживания ее гипохлоритом натрия, который не является опасным веществом, так как входящий в его состав хлор находится в связанном состоянии. Данный проект достаточно трудоемкий и требует наличия на предприятии квалифицированного персонала.
Таблица 1
Структура производственного персонала МУП «Астрводоканал» по квалификации (разряду)
Наименование службы, отдела | Количество, чел. | Удельный вес, % |
Среднесписочная численность всего персонала | 2361 | 100 |
В том числе: производственный персонал, всего | 1580 | 67 |
Из них: — рабочих 6 разряда | 562 | 23,8 |
— рабочих 5 разряда | 954 | 40,4 |
— рабочие 3 разряда | 64 | 2,7 |
В таблице 1 приведена структура численности персонала МУП «Астрводоканал» на 2013 год. Более 67% численности составляют рабочие, из них более 40% — имеют 5 разряд, а 24% — 6 разряд.
Чтобы оценить интеллектуальный потенциал принимаемого работника нужно ввести новый показатель оценки интеллектуального потенциала, например, Индекс интеллектуального потенциала работника (ИИП), который будет складываться из стоимости так называемых «формальных» знаний, т.е. исходя из среднего балла квалификационного аттестата, диплома, умноженного на базовый коэффициент и из стоимости интеллектуальных способностей. Интеллектуальные способности рассчитываются исходя из оценок, полученных в ходе тестирования на профессиональную пригодность, так же умноженных на базовый коэффициент. (таблица 2)
Таблица 2
Базовые коэффициенты оценки интеллектуального потенциала персонала
Средний балл диплома / аттестата |
Базовый коэффициент | Средний балл за тестирование |
Базовый коэффициент |
5 | 2,0 | 5 | 1,0 |
4 | 1,8 | 4 | 0,8 |
3 | 1,5 | 3 | 0,4 |
Отразить эти результаты необходимо в виде обособленных статей. Например, удельный вес квалифицированного персонала можно объединить в статье «Интеллектуальный потенциал организации» по соответствующим подпунктам, в зависимости от вида деятельности организации. А усилия организации по повышению профессиональной подготовки персонала, включающие затраты на обучение работников, закупку информационного обеспечения, проведение семинаров целесообразно объединить под статьей «Расходы, связанные с повышением интеллектуального потенциала».
Расходы МУП г. Астрахани «Астрводоканал», связанные с формированием интеллектуального потенциала за 2013 год представлены в таблице 3.
Таблица 3
Расходы, связанные с формированием интеллектуального потенциала МУП г. Астрахани «Астрводоканал» в 2013г.
Наименование расходов |
Сумма, т.руб. |
Удельный вес, % |
Всего расходов МУП | 1248716 | 100 |
В том числе: — повышение профессиональной подготовки персонала (образование) | 354,3 | 0,028 |
— обслуживание компьютеров, покупка программного обеспечения (информация) | 227,6 | 0,018 |
— разработка и внедрение экологичных технологий очистки питьевой воды (НИОКТР) | 176,3 | 0,014 |
— проведение благотворительных мероприятий (культура) | 87,5 | 0,007 |
Из данных таблицы следует, что в организации на повышение интеллектуального потенциала расходуется 0,07% от всех расходов основной деятельности.
Расходы, связанные с повышением интеллектуального потенциала следует отразить в пояснительной записке к Отчету о финансовых результатах по статье «Прочие расходы». А расшифровать их можно в специальной форме Отчет об интеллектуальном потенциале предприятия.
Итак, в современной экономической системе такая категория, как интеллектуальный потенциал неразрывно связана с квалификацией, опытом, мотивацией персонала, с инновационными технологиями, что в совокупности способны обеспечить устойчивость предприятия на конкурентном рынке. Отсюда и вытекает необходимость его учета и отражения в отчетности, чтобы организация была конкурентоспособна с точки зрения своей инвестиционной привлекательности.
Список использованных источников:
- Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Аньшин В. М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие [Текст]/ В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. — М.: Дело, 2013 — С. 584. - Салахова Э.К. Современные проблемы организации социально-экологического учёта и составления отчётности [Текст]/Салахова Э.К. //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 120-128.
- Жулькова Ю.Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и методологии: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ю.Н. Жулькова, В.В. Синицын. — Н. Новгород: НГАСУ, 2012. — С. 178.[schema type=»book» name=»ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ОТРАЖЕНИЯ В ОТЧЕТНОСТИ» author=»Карнафель Клара Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]