Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В БИЗНЕС ОРГАНИЗАЦИИ

Результатом того, что внешняя среда современной организации меняется очень быстро, является необходимость в укреплении конкурентных преимуществ компании и в незамедлительной реакции на изменения технологий и ситуации на рынке. Таким образом способность организации постоянно обновлять свои продукты и бизнес-процессы, реализуя идеи и внедряя инновации, становится залогом успешной деятельности компании. Одной из составляющей инновационного потенциала являются трудовые ресурсы, то есть персонал с его знаниями, на основе которых генерируются новые идеи. Способность организации поддерживать постоянную инновационную активность напрямую зависит от способности непрерывной генерации новых идей и решений – креативности организации.

Устойчивое и инновационное развитие требует эффективного управления творческими процессами в организации, чтобы обеспечить поток идей, который питает инновационный процесс. Поэтому бизнес организации инвестируют средства в реализацию различных концепций управления, связанных с развитием и управлением творчеством, таких как: управление знаниями, управление талантами, дизайн менеджмент, креативный менеджмент и менеджмент креативности организации. Конкретные программы связаны с разработкой и реализацией модели корпоративной памяти компании, организацией мероприятий по командообразованию, обучению креативным техникам, развитию лидерских качеств и т. п. Все эти разрозненные и единичные управленческие инициативы не принесут должного эффекта, если не будут реализовываться на постоянной основе с использованием системного подхода. Например, создание корпоративной базы знаний не означает, что теперь в организации будут появляться новые идеи, потому что прежде необходимо понимать как и когда использовать эти знания. Также для разработки новых решений требуется соответствующая мотивация, чтобы стимулировать творческую деятельность. Однако мотивация окажется не состоятельной, если в компании нет талантливых людей способных к творчеству.

Интегрированный подход позволяет проанализировать взаимосвязь концепций управления творчеством и определить роль каждой из них в общей системе управления творчеством в бизнес организации. Далее в таблице 1приведены результаты систематизации концепций управления творческой деятельностью.

Таблица 1.

Виды менеджмента, связанные с управлением творчеством

в бизнес организации

Вид менеджмента Объект управления Содержание концепции Главная задача Роль в управлении творчеством
Инновационный менеджмент Инновационная деятель

ность

Управление процессами создания, освоения, распространения и использования инноваций Достижение прибыльности (выгоды) от осуществления инновационной деятельности Воплощение идей в инновациях
Управление знания

ми

Знания Управление процессами создания, накопления, распространения и использования знаний Обеспечение необходимыми знаниями в нужное время в нужном месте Формирование орг. памяти, создание самообучающейся организации и орг. культуры знаний
Управление талантами Талант

ливые сотруд

ники

Управление процессами привлечения, удержания необходимых сотрудников, развития и использования их талантов Обеспечить необходимыми людьми; раскрыть и реализовать профессиональные и личностные способности сотрудников Обеспечение организации субъектами творческой деятельности
Креативный менеджмент Процесс креативного мышле

ния менеджеров

Вид самоуправления, подразумевает разработку и использование нестандартных методов производства и управления, гибких стратегий, а также принятие решений на основе интуиции Развить способность стремительного реагирования на изменения и принятия эффективных решений в ситуации неопределенности Повышение креативности управленческой системы
Менеджмент креативности организации Креативная деятель

ность организации

Организация, обеспечение, и объединение всех видов и уровней творческой деятельности в компании Создание непрерывного потока новых идей в организации Создание условий для творчества в организации и регулирование направления творческих усилий
Дизайн-менеджмент Процесс дизайна Управление групповым процессом проектирования продуктов, услуг, процессов, окружающей среды, представления информации на основе методологии дизайн мышления Создание практического и привлекательного предложения для конечного пользователя Связывает креативный этап и этап коммерциализации в инновационном процессе, обеспечивая успешное воплощение идей в инновациях

Как уже ясно из вышесказанного, творчество в бизнес организации воплощается в ее инновационной деятельности, которая является объектом управления инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент появился раньше всех остальных рассматриваемых концепций управления творческой деятельностью, в середине ХХ века. Главной задачей данного вида управления является обеспечение эффективности инновационной деятельности организации. Результатом инновационной деятельности является воплощение новых идей, что определяет роль инновационного менеджмента в семействе концепций управления творческой деятельностью.

В Российской Федерации принято следующее понятие инновационной деятельности – «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [2]. Тем не менее творчество в организации получает воплощение не только в инновациях, которые компания выводит на рынок, но и в инкорпорированных внутренних нововведениях. Такое понимание инновации, на наш взгляд, отражено в законе от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».Инновация (технологическая, организационная, маркетинговая, экологическая) – «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2].

В 50-х годов прошлого века ведущие экономисты полагали, что инновационный процесс имеет линейный последовательный характер. С тех пор представление о содержании и характере инновационного процесса значительно изменилось. Современный инновационный процесс многоаспектен, имеет интегрированный и нелинейный характер[8]. Основными его чертами являются: мультиинституциональность и сетевой характер, что выражается в тесной связи с потребителями и различными организациями из внешней среды; увеличение использования экспертных систем и автоматизированного проектирования; межфункциональные связи внутри организации; параллельность процессов по разработке инновации. По сути, перечисленные черты отражают важную роль знаний и интеллектуального капитала организации в современном инновационном процессе.

Одним из направлений повышения эффективности и скорости воспроизводства инновационного процесса являетсяменеджмент креативности организации, главной задачей которого является создание непрерывного потока новых идей[7]. Менеджмент креативности создает условия для творчества в организации,контролирует и фокусирует как индивидуальную, так и групповую творческую деятельностьна достижении целей компании.

Творческая и инновационная деятельность сопряжена с высокой степенью неопределенности и риска и традиционный подход к управлению с детализированным планированием, повышенным контролем, только аналитическим способом принятия решений может сдерживать развитие организации. Креативный менеджмент позволяет управлять творческой деятельностью в организации, реализуя гибкий и интуитивный подход к принятию управленческих решений.

В отличие от креативного менеджмента и менеджмента креативности организации, которые сфокусированы на развитии у всех сотрудников способностей креативно мыслить, генерировать новые идеи, концепция управления талантами отвечает за обеспечение организации талантливыми сотрудниками, способными к творческой деятельности. Ведется поиск талантливых людей, осуществляется их карьерное планирование, обучение, мотивация[4].

Продуктивность творческой деятельности сотрудников компании напрямую зависит от существования в ней культуры знаний и практики управления знаниями. Знания, согласно модели креативности Т. Амабайл являются одной из главных составляющих креативности организации, основой создания инновационных идей[3]. Поэтому без провозглашения ценностей обмена знаниями, постоянного обучения, создания корпоративной системы управления знаниями, которая обеспечивает поиск, хранение и доступ к необходимой сотрудникам информации не возможна деятельность по созданию новых знаний, т. е. творчество.

Дизайн-менеджмент – концепция управления конкретным видом творческой деятельности в организации – дизайном. Он связывает креативный этап и этап коммерциализации винновационном процессе, обеспечивая успешное воплощение идей в инновациях [6]. Методика дизайн-мышления дает возможность разрабатывать концепции идей, используя различные источники знаний (сотрудники, клиенты, поставщики, научные исследования), а дизайн позволяет создать привлекательное предложение для клиентов за счет ориентации на их потребности, функциональность и эстетичность конечного результата. На оперативном уровне дизайн-менеджмент призван управлять процессом разработки концепции будущей инновации с использованием методики дизайн-мышления, а на стратегическом отвечает за разработку политики и стратегии в области дизайна товаров компании[5].

Целью управления творчеством в организации является развитие ее способности к постоянному системному обновлению бизнеса на всех уровнях и стремительному реагированию на изменения. По мнению М. С. Антропова, креативная организация – «это и условие формирования эффективного инновационного процесса и среда формирования уникальных креативных специалистов и особых технологий, особого организационного знания и ключевых компетенций, лежащих в основе конкурентного преимущества» [1].

Виды менеджмента, связанные с творчеством в организации, в общем и целом создают среду и возможности благоприятные для творческой деятельности. Они имеют некоторые пересечения в сферах управления, методах, но каждый из них имеет свой, конкретный объект управления, задачу, функции и роль в общей системе управления творчеством в организации.

Например, на формирование необходимой организационной культуры оказывает влияние и управление знания, создавая среду и условия обмена знаниями, и управление талантами, и менеджмент креативности, закладывая соответствующие ценности, принципы, практики осуществления творческой деятельности в компании.

Креативная организация постоянно изменяется сама, ее бизнес-процессы, методы работы, стратегии и т. д. Эффективное управление творческой деятельностью организации может быть достигнуто, когда все из описанных видов управления взаимоувязаны между собой. Тем не менее, подходы и методы в рамках каждой управленческой концепции могут быть разные, в зависимости от потребностей компании.

Список литературы:

  1. 4. Антропов М. С. Управление знаниями, креативностью и инновациями в мультинациональных организациях: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 190с.
  2. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. №254-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «о науке и государственной научно — технической политике»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – №30, ст.4602.
  3. 1. Amabile T. M. Componential theory of creativity [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/12-096.pdf (дата обращения: 26.02.2014).
  4. 5. Bersin J. Talant Management. What is it? Why now?[Электронныйресурс]. – Режимдоступа: (датаобращения: 01.06.2015).
  5. 3. Best K. Design Management: Managing Design, Strategy, Process and Implementation. – Lausanne: AVA Academia, 2006. – 215 p.
  6. 7. Cox G. Creativity in Business: building on the UK’s strengths[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://grips‑public.mediactive.fr/knowledge_base/view/349/cox-review-of-creativity-in-business-building-on-the-uk-s-strengths (датаобращения: 01.06.2015).
  7. 2. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship / E.G.Carayannis (Eds.). – New York et al.: Springer, 2013. – P.317-321.
  8. 6. ZizlavskyO. Past, Present and Future of the Innovation Process / O. Zizlavsky // International Journal of Engineering Business Management. –2013. –Vol.5, №47:2013. – Режимдоступа: (датаобращения: 16.07.2015).[schema type=»book» name=»ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В БИЗНЕС ОРГАНИЗАЦИИ» description=»Представлены результаты анализа и систематизации видов менеджмента, связанных с управлением творческой деятельностью, сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к управлению творческой деятельностью в бизнес организации.» author=»Михальченко Мария Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found