Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Малое предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта. Присущие малым предприятиям гибкость и высокая приспособляемость к изменению рыночной конъюнктуры, способствуют стабилизации экономических процессов как в регионах в целом, так и отдельно взятых областях. Вместе с тем, сектору малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе [2].

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, УФНС России по Костромской области, муниципальных образований на территории Костромской области осуществляют хозяйственную деятельность 23837 субъектов малого предпринимательства, из них:

1) 1011 — малые предприятия (с численностью от 16 до 100 человек);

2) 3588 — микропредприятия (с численностью до 15 человек);

3) 19238 — индивидуальные предприниматели.

В последние годы развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста производственных и финансовых показателей, относительно постоянной численностью занятых в малом бизнесе, а также колебаниями в количестве предприятий, обусловленными изменениями в Российском законодательстве, процессом ликвидации бездействующих предприятий и переходом части предприятий в категорию средних и крупных.

Обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года. Поэтому, для создания комплекса условий эффективного развития субъектов малого предпринимательства, администрацией Костромской области была разработана областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 гг. (далее – Программа). Основные задачи, решаемые данной Программой, сводятся к следующему (рис. 1) [3].

Рисунок 1. Задачи Программы

Комплексный и последовательный подход поддержки малого предпринимательства рассчитан на долгосрочный период, который предполагает использование программно–целевых методов, обеспечивающих увязку мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию управления и контроля. Общий объем финансирования Программы составляет 323 509,9 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 99 811,3 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 223 698,6 тыс. руб. Руководствуясь установленным порядком для предоставления субсидий по муниципальным образованиям, на основании критериев оценки подсчитывается итоговый балл, определяемый как средневзвешенная величина баллов по выделенным критериям.

Создание современных информационных ресурсов, которые позволяют быстро и точно оценивать развитие экономики субъектов малого предпринимательства, предусматривают нововведения в различных сферах мониторинга для оценки их деятельности. Одним из вариантов оценки развития субъектов малого предпринимательства является проведение интегральной оценки на основе совокупности частных интегральных показателей. Вопрос разработки системы индикаторов для предоставления субсидий на поддержания и развитие сферы малого бизнеса в Костромской области является недостаточно проработанным с позиции полного учета всех фактов, отражающих развитие и роль малого предпринимательства в экономике региона [4, 5]. Следовательно, при построении системы диагностических индикаторов необходимо провести отбор лишь тех показателей и характеристик, которые могут отражать самостоятельно или в сочетании с другими индикаторами социально-экономическую эффективность проводимых мероприятий в рамках реализации Программы. С этой целью предлагается учитывать следующие блоки для расчета  интегрального показателя: «Анализ развития малого предпринимательства» и «Анализ финансового состояния». Поэтому, авторами впервые проведена диагностика развития субъектов малого предпринимательства по основным признакам, представленных в таблице 1, в разрезе выделенных блоков.

Таблица 1

Основные критерии для анализа субъектов малого предпринимательства при расчете интегрального показателя

Показатель Условные обозначения

Анализ развития малого предпринимательства

Количество работников, чел. ЧР
Количество предприятий, ед. МП
Количество работников на 1 предприятие, чел./ед. ЧРМП
Средняя заработная плата, руб. ЗП

Анализ финансового состояния

Оборот малых предприятий на 1 работника, млн.руб./чел ОбЧР
Оборот малых предприятий на 1 малое предприятие, млн.руб./ед. ОбМП
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 работника млн.руб./чел. ИнЧР
Удельный вес прибыльных предприятий и организаций, % dn

Для определения интегрального показателя по распределению субсидий на развитие малого предпринимательства, расчет проводился с помощью четырех уровневой иерархии статистических показателей (рис.  2). Расчет интегрального показателя w–го вида экономической деятельности, занятого в сфере малого предпринимательства (), производился на основании аддитивной модели по следующей формуле [1]:

Рисунок 2.  Схема вложенности индикаторов при расчете интегрального показателя субъектов малого предпринимательства

По установленным расчетным методом пороговым значениям интегрального показателя, субъекты малого предпринимательства Костромской области, занятые в различных видах экономической деятельности, авторами впервые сгруппированы в 3 объединения (рис. 3). Первое объединение, характеризуется как «малоэффективное», и включает следующие виды экономической деятельности – добыча полезных ископаемых; финансовая деятельность; образование; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; гостиницы и рестораны; здравоохранение и предоставление социальных услуг; транспорт и связь. Второе объединение представляют «среднеэффективные» виды деятельности субъектов малого предпринимательства Костромской области, которые представлены – сельским хозяйством, охотой и  лесным хозяйством; операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; строительством; рыболовством, рыбоводством. Третье объединение – «высокоэффективные» субъекты малого предпринимательства, включают –  обрабатывающие производства; оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Рисунок 3. Группировка субъектов малого предпринимательства по

видам экономической деятельности на основе интегрального показателя

Руководствуясь методикой распределения субсидий, определенной в Программе развития малого и среднего предпринимательства, нами установлены баллы по выделенным критериям отбора за период времени с 2012 года по 2013 год.  На основании установленных баллов по критериям и рассчитанного интегрального показателя, для сравнительной характеристики распределения субсидий, авторами проведено ранжирование средств, выделенные из областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в 2013 году на сумму 24 120 тыс. руб. Исходя из полученных результатов, отметим, что рассчитанные суммы распределения субсидий имеют значительные расхождения по бальной и интегральной оценке развития субъектов малого предпринимательства Костромской области (рис.4).

Рисунок 4.  Распределение субсидий на развитие малого предпринимательства в 2013 году  по различным методикам, тыс. руб.

Особенно это наблюдается по группе «малоэффективных» видов экономической деятельности малого предпринимательства, распределяемая сумма по которым отличается в несколько десятков раз на основе бальной оценки по сравнению с интегральной оценкой развития субъектов малого бизнеса (исключение составляют такие виды деятельности, как гостиницы и рестораны; транспорт и связь,  отклонение сумм распределения субсидий по которым равна соответственно 2,7 раза и 3,5 раза). По «среднеэффективным» и «высокоэффективным» видам деятельности малого предпринимательства прослеживается обратная ситуация – сумма субсидий, рассчитанная по интегральной оценке больше суммы выделенных субсидий, рассчитанной по бальной оценке развития малого предпринимательства. Диссонанс распределяемых сумм четко выделяется по таким видам экономической деятельности, как – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в 8,5 раза), обрабатывающие производства (в 13,3 раза), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 8,9 раза).

Таким образом, каждый из представленных аспектов оценки развития субъектов малого предпринимательства имеет самостоятельное значение. Различные направления и методики дополняют друг друга, позволяя провести глубокое и разностороннее исследование изучаемого социально-экономического явления.

 

Список литературы:

  1. Иванова О.Е. Концепция построения интегральной оценки финансового состояния промышленного сектора экономики // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 5 (24).
  2. Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Экономические организации, как сфера формирования затратного механизма // European Social Science Joumal. –2012. – № 12-1 (28). – С. 278-285.
  3. Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 гг., Постановление администрации Костромской области от 31.03.2009 г. № 144-а (с изм. и доп.)
  4. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ затрат с целью оптимизации уровня себестоимости продукции // Международный научно – исследовательский журнал. – 2014. – № 2-2 (21). – С. 78-79.
  5. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ эффективности и учет производства продукции // Международный научно – исследовательский журнал. – 2014. – № 3-3 (22). – С. 68-69.[schema type=»book» name=»ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ » author=»Иванова Оксана Евгеньевна, Солдатова Александра Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found