На современном этапе развития осмысление новых аспектов в функционировании регионов требует специального анализа экономических и социальных проблем, свойственных экономике мезоуровня. Непоследовательность в проведении экономической реформы сказывается в частой несогласованности интересов государственных структур и хозяйствующих субъектов, инвесторов и пользователей, местных органов власти и проживающего населения. Каждый из этих участников потенциально может рассматриваться и как источник формирования конечного платежеспособного (или неплатежеспособного, но общественно необходимого) спроса, и как источник инвестиций, и как непосредственный организатор (исполнитель) достижения тех или иных целей.
Стратегические направления структурной перестройки экономики региона: совершенствование ее хозяйственной специализации, решение важнейших проблем регионального развития и рыночных преобразований в хозяйственном комплексе, требуют для их реализации довольно длительного времени, радикальных преобразований и значительных инвестиций [1, с. 167].
Методы стратегического управления начинают успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и муниципальных образованиях, при управлении инвестиционной деятельностью или масштабными инфраструктурными проектами. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы муниципальных органов управления.
Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.
Развитие регионов, необходимость их реструктуризации, представляя собой момент реализации общегосударственной стратегии управления, предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной региональной системы, но и внедрение в эту систему новых рыночных элементов при ликвидации старых административных звеньев.
Для управления развитием региона как территориальных экономических и социально-культурных систем всегда требуется дополнительная проработка механизмов сочетания экономических интересов всех составляющих его структурных элементов.
Рассмотрим функциональную схему механизма структурных преобразований, отражающего характер воздействия управляющей системы, принимающей решение о реструктуризации субъекта экономики (отрасли, предприятия, фирмы) на исполняющую систему управления, осуществляющую преобразования структуры субъекта (рис. 1).
Рисунок1. Функциональная схема управления структурными преобразованиями в экономике региона
По типу управляемости его можно отнести к механизму прямого воздействия [2, с. 85]. Командная информация (директива, приказ и т. п.) вышестоящей организации (ведомства, министерства) поступает в исполняющую систему управления нижестоящей организации (предприятия, группы предприятий, отрасли), где происходит корректировка цели преобразования и определяется роль реструктуризуемого субъекта, и, одновременно в блок контроля и учета, где отслеживаются все структурные преобразования.
Затем командная информация попадает в блок анализа, где реализуется подготовительная стадия структурных преобразований. При необходимости изменения структуры субъекта информация попадает в блок прогнозирования и планирования, где происходит реализация стадии вариантов программ структурных преобразований, при этом возможно применение межотраслевых моделей балансового типа.
На следующем этапе информация попадает в блок оперативного управления, где происходит реализация стадии организации процесса согласования интересов и непосредственно согласование интересов участников сторон, а также осуществление стадии практической реализации структурных преобразований с учетом командной информации, поступающей с блока контроля и учета и плановой информации с блока планирования и прогнозирования.
После осуществления структурных преобразований информация о состоянии объекта реструктуризации вместе с информацией о состоянии внешней среды поступает в блок контроля и учета, где анализируется, корректируется, а затем поступает в вышестоящую систему управления, принимающую решение о реструктуризации регионального субъекта, где цикл управленческих процедур по реструктуризации экономического субъекта завершается.
Литература:
- Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. – М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001.
- Маськов С.А. Научная мысль Кавказа: Приложение № 2 Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2004.[schema type=»book» name=»ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ» description=»В представленной статье изложена концепция применения инструментов стратегического управления региональной экономики на основе механизма структурных преобразований.» author=»Маськов Сергей Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]