Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ

Формирование в России рыночной экономики сопровождается не развитием конкурентной среды, а распространением модели неконкурентного поведения предприятий. По итогам 2013 года число случаев ограничения конкуренции, выявленных антимонопольной службой, превысило 9 тысяч, а количество обращений в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей составило более 300 тысяч, что свидетельствует о распространенности ограничивающего конкуренцию и нарушающего права потребителей поведения хозяйствующих субъектов. При этом по данным Всемирного экономического форума в рейтинге конкурентоспособности стран мира Россия характеризуется низким уровнем эффективности функционирования товарных рынков (126 место из 148 стран) [2].

Для компаний источниками необоснованного конкурентного преимущества являются использование коррупционных схем, уклонение от уплаты налогов, незаконный доступ к бюджетным средствам в рамках государственного заказа, нарушение прав потребителей. А следствием неконкурентного поведения фирм становятся не только рост цен, ограничение конкуренции, но и неэффективное расходование бюджетных средств, неравномерное распределение доходов, снижение качества производимой продукции.

Реализуемые меры антимонопольной политики не способствуют уменьшению склонности предприятий к использованию нечестных и незаконных практик, а статистика Федеральной антимонопольной службы России не подтверждает снижение степени концентрации на рынках и формирование культуры конкуренции. В связи с этим актуализируется поиск причин и факторов неконкурентного поведения, а также определение направлений корректировки антимонопольной политики.

Экономическое поведение хозяйствующих субъектов определяется следующими институциональными факторами: наличием или отсутствием государственной поддержки, нормами и институтами, структурой прав собственности и контрактов, эгоистическими интересами собственников и менеджеров, а также зависит от траектории предшествующего развития. Использование институционально-эволюционного подхода к объяснению природы фирмы позволило выделить неконкурентное поведение – поведение, нацеленное на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ или выживание фирмы в кризисных условиях, а не на удовлетворение нужд и запросов потребителей.

Анализ модели пяти сил конкуренции Майкла Портера [3, с. 44‑56] приводит к выводу о том, что наличие асимметрии во взаимоотношениях между поставщиками, производителями и покупателями создает возможности и стимулы к неконкурентному поведению фирмы. Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения отражена в табл. 1.

Критериями отнесения поведения предприятия к неконкурентному могут быть: ограниченная мобильность ресурсов и неэффективность производства; направленность на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ; незаинтересованность в качестве продукции и инновациях; нарушение прав потребителей; использование нечестных или незаконных тактик; осуществление хозяйственной деятельности под влиянием других хозяйствующих субъектов или органов власти.

В переходный период российской экономики можно выделить два этапа: 1992-1995 гг. и 1996-2002 гг. Если на первом этапе преимущественной целью фирмы является выживание, то на втором – приобретение необоснованных преимуществ, доходов с помощью государства.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения фирмы

 

Поведение фирмы

конкурентное неконкурентное
Цель удовлетворение запросов, интересов потребителей выживание, стабильность;

получение необоснованных конкурентных преимуществ

Принципы эффективное использование ресурсов извлечение экономической ренты;

использование административного ресурса

Условия ‑ большое число участников;

‑ низкие барьеры;

‑ отсутствие ограничений при заключении контрактов;

‑ отсутствие влияния третьих лиц

‑ наличие ограничений при заключении контрактов и пересмотре соглашений о ценах с другими лицами;

‑ влияние третьих лиц при пересмотре и заключении контракта

‑ небольшое число участников;

‑ информационная и властная

асимметрия между участниками сделок

Преимущественное влияние третьих лиц потребители, конкуренты партнеры, органы власти
Методы ценовые и неценовые недобросовестные; незаконные

Источник: сост.автором.

Исследование опыта функционирования фирм в переходной и современной российской экономике свидетельствует о закреплении следующих моделей неконкурентного поведения: рентоориентированное поведение (включающее уклонение от уплаты налогов, недобросовестное поведение поставщиков в рамках государственного контракта), ограничивающее конкуренцию (злоупотребление доминированием), а также оппортунизм по отношению к покупателям.

Институциональными факторами неконкурентного поведения фирмы являются: наличие или отсутствие государственной поддержки; сохранение «привычки» компаний взаимодействовать с органами власти при осуществлении хозяйственной деятельности; преобладание суверенитета производителя над суверенитетом потребителя; наличие информационной и властной асимметрии между участниками рынка; накопление власти фирм в таких секторах, как розничная торговля и сфера услуг.

Механизм конкурентной политики представляет собой воздействие на стимулы участников рынка. А цель ее состоит в установлении порядка, когда каждый участник рынка, включая предпринимателей и потребителей, имеет возможности наилучшим образом использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. С этой точки зрения, можно выделить две ключевые составляющие конкурентной политики: антимонопольная и политика по защите прав потребителей. В табл. 2 представлены некоторые показатели деятельности антимонопольного органа в России, Европе и США.

Таблица 2

Сфера ответственности антимонопольных органов:

 Россия и зарубежные страны

Сфера ответственности/страна Россия ЕС США
Антимонопольный орган Федеральная антимонополь

ная служба

Competition Commission European Union Federal Trade Commission & Antitrust Department, Ministry of Justice
Ограничение конкуренции со стороны крупных продавцов + + +
Ограничивающие конкуренцию соглашения + + +
Предварительный контроль слияний + + +
Ограничение конкуренции +    
Недобросовестная конкуренция +   +
Государственные закупки, помощь +    
Защита прав потребителей     +
Законодательство о рекламе +    
Количество сотрудников 3079 749 1043+721
Бюджет антимонопольного органа (млн.долл.) 36 н/д 291

Источник: составлено по: [1, 4]

Анализ государственной политики ограничения неконкурентного поведения фирм позволил выявить противоречивость и несогласованность целей и инструментов ее реализации. Особенности российской системы государственного регулирования заключаются в масштабном нарушении экономическими субъектами установленных правил конкуренции и прав потребителей, а также неизменной структуре нарушений антимонопольного законодательства. Низкий уровень штрафных санкций не способствует снижению склонности предприятий к неконкурентному поведению. Модель работы антимонопольного органа в России можно охарактеризовать как модель «работы по жалобам» [1, с. 129], цель которой – рассмотрение заявлений в установленный срок, а не развитие конкурентной среды на товарных рынках.

Институциональными ограничениями эффективной реализации конкурентной политики являются: незначительные санкции за нарушение правил, низкие издержки обращения экономических субъектов в органы власти; аутсайдерская позиция чиновников по поводу развития конкурентной среды и формирования культуры конкуренции.

В качестве направлений преодоления указанных ограничений можно обозначить следующие: 1) корректировка существующей модели работы антимонопольного органа: от реагирования на жалобы к установлению критериев их отбора; ужесточению санкций для нарушителей; переходу к оценке деятельности чиновников на основе эффектов инфорсмента; исключению предприятий малого бизнеса из объекта внимания антимонопольного органа; 2) развитие деятельности общественных организаций с целью обеспечения эффективного взаимодействия органа власти и хозяйствующих субъектов.

 

Список литературы:

  1. Авдашева С.Б. Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже: экономический анализ применения административного права в России / С.Б. Авдашева, П.В. Крючкова // ЭКО. – 2013. – №4. – С. 119–133.
  2. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2013 год. – Электрон.текст.дан. – Режим доступа: — Загл. с экрана.
  3. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. ‑ 608 с.
  4. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: Доклад / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. Науч. ред. Авдашева С. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 112 с.[schema type=»book» name=»ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ » author=»Карагезьян Ульяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found