Формирование в России рыночной экономики сопровождается не развитием конкурентной среды, а распространением модели неконкурентного поведения предприятий. По итогам 2013 года число случаев ограничения конкуренции, выявленных антимонопольной службой, превысило 9 тысяч, а количество обращений в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей составило более 300 тысяч, что свидетельствует о распространенности ограничивающего конкуренцию и нарушающего права потребителей поведения хозяйствующих субъектов. При этом по данным Всемирного экономического форума в рейтинге конкурентоспособности стран мира Россия характеризуется низким уровнем эффективности функционирования товарных рынков (126 место из 148 стран) [2].
Для компаний источниками необоснованного конкурентного преимущества являются использование коррупционных схем, уклонение от уплаты налогов, незаконный доступ к бюджетным средствам в рамках государственного заказа, нарушение прав потребителей. А следствием неконкурентного поведения фирм становятся не только рост цен, ограничение конкуренции, но и неэффективное расходование бюджетных средств, неравномерное распределение доходов, снижение качества производимой продукции.
Реализуемые меры антимонопольной политики не способствуют уменьшению склонности предприятий к использованию нечестных и незаконных практик, а статистика Федеральной антимонопольной службы России не подтверждает снижение степени концентрации на рынках и формирование культуры конкуренции. В связи с этим актуализируется поиск причин и факторов неконкурентного поведения, а также определение направлений корректировки антимонопольной политики.
Экономическое поведение хозяйствующих субъектов определяется следующими институциональными факторами: наличием или отсутствием государственной поддержки, нормами и институтами, структурой прав собственности и контрактов, эгоистическими интересами собственников и менеджеров, а также зависит от траектории предшествующего развития. Использование институционально-эволюционного подхода к объяснению природы фирмы позволило выделить неконкурентное поведение – поведение, нацеленное на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ или выживание фирмы в кризисных условиях, а не на удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Анализ модели пяти сил конкуренции Майкла Портера [3, с. 44‑56] приводит к выводу о том, что наличие асимметрии во взаимоотношениях между поставщиками, производителями и покупателями создает возможности и стимулы к неконкурентному поведению фирмы. Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения отражена в табл. 1.
Критериями отнесения поведения предприятия к неконкурентному могут быть: ограниченная мобильность ресурсов и неэффективность производства; направленность на приобретение необоснованных конкурентных преимуществ; незаинтересованность в качестве продукции и инновациях; нарушение прав потребителей; использование нечестных или незаконных тактик; осуществление хозяйственной деятельности под влиянием других хозяйствующих субъектов или органов власти.
В переходный период российской экономики можно выделить два этапа: 1992-1995 гг. и 1996-2002 гг. Если на первом этапе преимущественной целью фирмы является выживание, то на втором – приобретение необоснованных преимуществ, доходов с помощью государства.
Таблица 1
Сравнительная характеристика конкурентного и неконкурентного поведения фирмы
Поведение фирмы |
||
конкурентное | неконкурентное | |
Цель | удовлетворение запросов, интересов потребителей | выживание, стабильность;
получение необоснованных конкурентных преимуществ |
Принципы | эффективное использование ресурсов | извлечение экономической ренты;
использование административного ресурса |
Условия | ‑ большое число участников;
‑ низкие барьеры; ‑ отсутствие ограничений при заключении контрактов; ‑ отсутствие влияния третьих лиц |
‑ наличие ограничений при заключении контрактов и пересмотре соглашений о ценах с другими лицами;
‑ влияние третьих лиц при пересмотре и заключении контракта ‑ небольшое число участников; ‑ информационная и властная асимметрия между участниками сделок |
Преимущественное влияние третьих лиц | потребители, конкуренты | партнеры, органы власти |
Методы | ценовые и неценовые | недобросовестные; незаконные |
Источник: сост.автором.
Исследование опыта функционирования фирм в переходной и современной российской экономике свидетельствует о закреплении следующих моделей неконкурентного поведения: рентоориентированное поведение (включающее уклонение от уплаты налогов, недобросовестное поведение поставщиков в рамках государственного контракта), ограничивающее конкуренцию (злоупотребление доминированием), а также оппортунизм по отношению к покупателям.
Институциональными факторами неконкурентного поведения фирмы являются: наличие или отсутствие государственной поддержки; сохранение «привычки» компаний взаимодействовать с органами власти при осуществлении хозяйственной деятельности; преобладание суверенитета производителя над суверенитетом потребителя; наличие информационной и властной асимметрии между участниками рынка; накопление власти фирм в таких секторах, как розничная торговля и сфера услуг.
Механизм конкурентной политики представляет собой воздействие на стимулы участников рынка. А цель ее состоит в установлении порядка, когда каждый участник рынка, включая предпринимателей и потребителей, имеет возможности наилучшим образом использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. С этой точки зрения, можно выделить две ключевые составляющие конкурентной политики: антимонопольная и политика по защите прав потребителей. В табл. 2 представлены некоторые показатели деятельности антимонопольного органа в России, Европе и США.
Таблица 2
Сфера ответственности антимонопольных органов:
Россия и зарубежные страны
Сфера ответственности/страна | Россия | ЕС | США |
Антимонопольный орган | Федеральная антимонополь
ная служба |
Competition Commission European Union | Federal Trade Commission & Antitrust Department, Ministry of Justice |
Ограничение конкуренции со стороны крупных продавцов | + | + | + |
Ограничивающие конкуренцию соглашения | + | + | + |
Предварительный контроль слияний | + | + | + |
Ограничение конкуренции | + | ||
Недобросовестная конкуренция | + | + | |
Государственные закупки, помощь | + | ||
Защита прав потребителей | + | ||
Законодательство о рекламе | + | ||
Количество сотрудников | 3079 | 749 | 1043+721 |
Бюджет антимонопольного органа (млн.долл.) | 36 | н/д | 291 |
Источник: составлено по: [1, 4]
Анализ государственной политики ограничения неконкурентного поведения фирм позволил выявить противоречивость и несогласованность целей и инструментов ее реализации. Особенности российской системы государственного регулирования заключаются в масштабном нарушении экономическими субъектами установленных правил конкуренции и прав потребителей, а также неизменной структуре нарушений антимонопольного законодательства. Низкий уровень штрафных санкций не способствует снижению склонности предприятий к неконкурентному поведению. Модель работы антимонопольного органа в России можно охарактеризовать как модель «работы по жалобам» [1, с. 129], цель которой – рассмотрение заявлений в установленный срок, а не развитие конкурентной среды на товарных рынках.
Институциональными ограничениями эффективной реализации конкурентной политики являются: незначительные санкции за нарушение правил, низкие издержки обращения экономических субъектов в органы власти; аутсайдерская позиция чиновников по поводу развития конкурентной среды и формирования культуры конкуренции.
В качестве направлений преодоления указанных ограничений можно обозначить следующие: 1) корректировка существующей модели работы антимонопольного органа: от реагирования на жалобы к установлению критериев их отбора; ужесточению санкций для нарушителей; переходу к оценке деятельности чиновников на основе эффектов инфорсмента; исключению предприятий малого бизнеса из объекта внимания антимонопольного органа; 2) развитие деятельности общественных организаций с целью обеспечения эффективного взаимодействия органа власти и хозяйствующих субъектов.
Список литературы:
- Авдашева С.Б. Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже: экономический анализ применения административного права в России / С.Б. Авдашева, П.В. Крючкова // ЭКО. – 2013. – №4. – С. 119–133.
- Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2013 год. – Электрон.текст.дан. – Режим доступа: — Загл. с экрана.
- Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. ‑ 608 с.
- Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: Доклад / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. Науч. ред. Авдашева С. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 112 с.[schema type=»book» name=»ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НЕКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В РОССИИ » author=»Карагезьян Ульяна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]