Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Инновационные бизнес модели в стратегии организации

Важнейшим звеном для построения мировой системы инновационной экономики является планомерный подход в разработке новых бизнес моделей. Ежедневно ученные и изобретали, по всему миру, создают множество новаций, которые, к сожалению, остаются невостребованными из-за сложностей позиционирования, стандартизации и отсутствия планомерного подхода по их использованию. Прорывные инновации последних лет обязаны своим появлением не технологии породившей, а экосистемой, в которой они были созданы. Поэтому построение правильной бизнес модели первопричина успешного становления и прогрессирования продукта или организации в целом.

Изначально  следует разобраться, в чем разница между стандартными бизнес моделями и инновационными. Само понятие бизнес модель начало употребляться в период роста западной экономики после 40-х годов и долгое время представлялось как корпоративная стратегия. Интерес к бизнес-моделям как инструменту для описания отличий новых интернет-компаний друг от друга и от традиционного бизнеса проявился во время Бума домкомов, а бизнес-моделирование стало подходом к представлению проектов незнакомым с новым рынком инвесторам[1]. С развитием интернет технологий и ускорением экономики 90-2000х годов, термин бизнес модели стал обширно применяться для описания различных направлений. В наше время бизнес модель позиционируется как концептуальное описание предпринимательской деятельности. Бизнес-модель описывает обоснование того, как организация создает, обеспечивает и фиксирует значение в экономических, социальных, культурных и других контекстах. Процесс создания бизнес-модели является частью бизнес-стратегии[2].

Так что же такое инновационная бизнес модель? Это модель, которая относится к созданию или переосмыслению самого бизнеса, построению новой модели управления с меньшими издержками и большей ориентацией на предпочтения потребителя. Минимизации издержек на ресурсах и процессах предприятия для повышения ценности, а не цены предлагаемого продукта или услуги. Следовательно, развитие инновационных бизнес-моделей (БМ) обеспечивает компании ряд преимуществ перед конкурентами. Например, снижение цены отпускаемой продукции, уменьшение рисков, снижении сопутствующих затрат и т.д.

Эффективность применения инновационных БМ доказана множеством компаний такими как: eBay, Wal-mart, IKEA, Lending Club, Lolly Wolly Doodle.

При анализе инновационных бизнес-моделей можно выявить характерную общую черту-это удовлетворение потребностей потребителей, которых не обслуживают существующие на рынке компании. Они нашли свободные сегменты рынка и воспользовались ими, в качестве хорошего примера выступает компания Lolly Wolly Doodle. Компания начала с пошива одежды для детей и продажи ее через eBay. Они воплотили идею конструирования товара непосредственно потребителями под свои нужды. На примере как это делает Dell но не с компьютерами, а с детской одежной. С запуском собственного сайта и предложениями на мобильных платформах они позволяют потребителям самостоятельное проектирование товара из стандартных элементов. Информация о данном продукте молниеносно распространилась между пользователям  социальных сетей. Показателем эффективности за 2013 год можно считать прибыль в размере $11,6 млн[3].

Так что нужно для создания эффективных инновационных БМ?

Диагностика текущей модели. Проблемы многих организаций заключаются в отсутствии бизнес модели как таковой или ее не функционировании. Выявление несовпадений, ошибок или неэффективности текущей модели. Анализ систем функционирования менеджмента и маркетинга.

Разработка новой модели по средствам мозгового штурма. Один из самых эффективных методов для создания новых идей. По мнению Алекса Осборна, мозговой штурм-это группа или индивидуальный метод творчества, с помощью которых делаются попытки найти вывод для конкретной задачи[4]. Или 635 метод направленный на оказание помощи в разработке инновационных процессов, стимулируя творчество. Он состоит из 6 участников, подконтрольных модератору, которые обязаны записать 3 идеи на конкретном листе в течение 5 минут, после 6 туров, в ходе которых участники обменивают свои листы передавая их друг другу. Благодаря такому подходу за 30 минут можно сгенерировать 108 идеи[5].

Реализация выбранной модели. Опасный этап в жизни организации, который может привести к необратимым последствиям функционирования и существования организации. Поэтому здесь необходима особая осторожность. И понятие того что инновационная БМ это модель которая должна постоянно изменяться и улучшаться следуя изменениям рынка. Продолжительное внедрение инновационной БМ опасно тем, что она может перестать быть инновационной. На данном этапе многое зависит от скорости и оригинальности встаиваемых решений.

Расширение. После внедрения БМ необходимо начать быстрое расширение компании, освоение новых рынков. Это способствует диверсификации рисков и усиление позиции на рынке. Данный подход позволяет привлечь наибольшие количество материальных ресурсов за короткое время.

Использование готовых Бизнес идей. В связи со свободным доступом к большой информационной базе, множество людей генерируют и безвозмездно предлагают различные идеи в теории никак не связанные с бизнесом. В глобальной сети находится множество решений, которые можно применить в условиях рынка, идеи на которые будет огромный спрос. Подход сложен в выборе подходящего решения.

Также Создание инновационной БМ можно достичь путем, применения комплекса Реинжиниринга Бизнес Процессов (РБП). РБП-это способность достичь тех целей, которое долгое время считались теоретически достижимыми, но на практике у большинства организаций не доставало, ни технологий, ни мужества их воплотить. РБП-это достижение выгоды как с точки зрения лучшего удовлетворения заказчиков, так и с точки зрения улучшения результатов работы компании[6]. Основной идеей проведения РБП является создание более эффективных и менее затратных новых процессов без учета предыдущих.

Концепция эмпатии. Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[7]. Данное понятие пришло из медицины, но оно как нельзя лучше объясняет подход по созданию Инновационной БМ. Это технология, благодаря которой создатель товара или услуги может представить себя потребителем этого товара. Понять, как сделать лучше, как не просто удовлетворить потребность, но и создать потребность, жаждущую удовлетворения. Сопоставить себя с потребителем. У потребителя появится ощущение практически телепатического подхода со стороны организации в необходимости данного товара.

Следовательно, применение подходов инновационных БМ может в корни изменить ситуацию на национальных и международных рынках. Сделать товары более доступными и привлекательными. Задать инновационный вектор развития экономики в целом. Но применение инновационных БМ также несет и множество рисков для уже существующих организаций. Применение новых БМ могут оказаться разрушительны для организации и скорее всего, будут иметь большое сопротивление со стороны сотрудников фирмы. Поэтому в данном подходе большую роль играю личностные и лидерские качества руководителя организации.

Список литературы

  1. Rozeia Mustafa, H. Werthner. Business Models and Business Strategy – Phenomenon of Explicitness (англ.). International Journal of Global Business & Competitiveness (January 2011).
  2. Business Model Generation, Alexander Osterwalder, Yves Pigneur, Alan Smith, and 470 practitioners from 45 countries, self published, 2010.
  3. По материалам интернет журнала INC. https://www.inc.com/jill-krasny/5-most-innovative-business-models-inc-500.html
  4. Alex F Osborn. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving New York: Charles Scribner’s Sons, 1953.
  5. Rohrbach, Bernd (1969). «Kreativ nach Regeln – Methode 635, eine neue Technik zum Lösen von Problemen». (Creative by rules — Method 635, a new technique for solving problems)».Absatzwirtschaft 12: 73-53.
  6. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес процессов. Пер. с англ. под ред. НД. Эриашвили. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.
  7. Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.[schema type=»book» name=»Инновационные бизнес модели в стратегии организации» description=»В данной статье рассматривается необходимость инновационных бизнес-моделей на пути построения инновационной экономики. Изложены технические составляющие для формирования инновационных бизнес-модельей. Рассмотрены такие составляющие на пути создания и внедрения, инновационных бизнес моделей как: диагностика текущих бизнес-моделей, разработка инновационных бизнес-моделей по средствам мозгового штурма, реализации бизнес моделей, расширения после внедрения инновационной бизнес модели, использование готовых бизнес идей, применение комплекса реинжиниринга бизнес процессов, концепция эмпатии.» author=»Шерстюк Сергей Олегович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found