Россия обладает большим ресурсным потенциалом для развития АПК: владея 9% мировой площади пашни, 20% запасов мировой пресной воды, являясь крупнейшим экспортером минеральных удобрений, страна производит только 2,5% мирового объема мяса, 3,2 % — зерна, и 4,3% — молока. В системе международной торговли Россия выступает крупнейшим экспортером зерна и импортером продовольствия.
Современное состояние продовольственного рынка (зависимость от импортных поставок), ввод эмбарго на поставку продовольствия из ряда стран ставят перед АПК России новые задачи, важнейшей из которых является задача импортозамещения.
Основными целями политики импортозамещения являются: обеспечение продовольственной безопасности страны, сокращение доли импорта и наращивание экспорта, укрепление отечественного сельхозтоваропроизводителя, стабильное функционирование продовольственного рынка.
Импортозамещение в России наблюдалось в начале 2000-х гг. после девальвации рубля. В период кризиса 2008-2009 гг. отмечалось замещение продовольственного импорта на ряд продуктов (мясо, подсолнечное масло, сахар). В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности, которая определила целевые ориентиры импортозамещения. Ослабление курса рубля, кризис в международных отношениях активизировал проблему импортозамещения. В 2014 г. вышел Указ Президента РФ №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».[3] Правительство Российской Федерации постановило ограничить ввоз сельскохозяйственной продукции из стран Европейского союза, США, Канады, Норвегии, Австралии, сроком на 1 год. В перечень запрещенных продуктов вошли мясо КРС, птицы, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, колбасы. Проблема импортозамещения стала рассматриваться как элемент национальной независимости страны.
Доля отечественного продовольствия в общем объеме потребления составляет 66 %, т.е. 1/3 потребления приходится на импортную продукцию. В 2013 г. импорт сельскохозяйственной продукции составил 43,1 млрд. долл., превысив показатели прошлых лет (40,7 млрд. долл. в 2012 г.), экспорт составил 16, 3 млрд. долл. На протяжении ряда лет сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса (рис. 1).[6]
Отечественное производство может обеспечить продовольствием около 95 млн. человек из 143 млн. населения. Объем импорта превышает в 1,5 раза порог продовольственной безопасности страны.[1, с. 31]
Рисунок 1. Экспорт и импорт продовольственных товаров сельскохозяйственного сырья (млрд. долл. США)
После ввода эмбарго закупки продовольственных товаров в стоимостном выражении сократились на 3%. Объем ввоза свежемороженого мяса сократился на 23,7%, птицы – на 17,6 %, рыбы – на 7,9%, сыров и творога – на 29,9%.[7]
Сельскохозяйственные производители заявили о своем стремлении, решить проблему недостатка продовольствия. На современном этапе АПК не в состоянии полностью обеспечить страну продовольствием. После ввода санкций и эмбарго на сельскохозяйственную продукцию проблемы АПК существенно обострились.
Нестабильная и низкая доходность сельского хозяйства существенно тормозит развитие АПК. Доход производителя напрямую зависит от дотаций и субсидий государства, без которых некоторые отрасли сельского хозяйства были бы убыточны.
Наблюдается инновационное и технологическое отставание АПК от уровня развитых стран. Без применения современных технологий и научных разработок нельзя обеспечить дальнейшее развитие сельского хозяйства, его конкурентоспособность. Невозможность использования достижений научно-технического прогресса также связана с нерентабельностью сельского хозяйства и сложностью привлечения заемных средств.[2, с. 7]
Неразвитая инфраструктура ограничивает доступ производителя к рынку сбыта. В цепочке производитель-потребитель существует большое число посредников, в результате происходит дисбаланс при распределении конечной прибыли. Большую часть прибыли получают торговые организации. Издержки производства в сельском хозяйстве несопоставимы с прибылью организации.[5, с. 5]
Уровень государственной поддержки сельского хозяйства существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. При этом доступ к государственной поддержке получает только 1/3 производителей. Недостаточное финансирование АПК, низкая доходность, трудности получения кредита способствуют снижению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.[1, с. 35]
Сельскохозяйственные предприятия сильно закредитованы: задолженность хозяйств перед банками увеличилась на 5 % и достигла 2 трлн. рублей, просроченная задолженность выросла на 20 %. Упали объемы кредитования фермеров. При этом основные фонды предприятий требуют обновления.
Низкий жизненный уровень населения в сельской местности также оказывает негативное влияние на развитие АПК. Средняя заработная плата почти вдвое ниже, чем в среднем по России. Имеет место отток трудовых ресурсов из сельской местности.
Проблемы АПК взаимосвязаны: не решив одну проблему – невозможно решить другую. Необходим системный подход к стратегии развития АПК. В современных условиях развития сельского хозяйства Россия не готова полностью отказаться от ввоза продуктов из-за рубежа. Часть импорта восполнят Белоруссия, Казахстан, Аргентина, Турция, Китай и другие страны.
Несмотря на проблемы, сельское хозяйство обладает большим потенциалом и планирует в ближайшие годы обеспечить себя необходимыми продуктами питания. Сельхозпроизводители уже компенсировали часть продовольствия. Индекс производства хозяйств вырос на 5%.
Мясо и мясопродукты сегодня страна производит на 80% от потребности. К 2020 г. планируется выйти на 85% (1% в год). Прирост на 2014 г. веса скота и птицы составил более 400 тыс. т. – этот объем покрывает половину мяса, попавшего под эмбарго. В ближайшее страна сможет обеспечить замещение части импорта по мясу птицы (13% импорта) и свинине.[8]
Уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией составляет 76,4%. Государство планирует поддержку молочной отрасли: предприятиям выделится 1,7 млн. рублей в текущем году и 11,7 млрд. в 2015 г. К 2020 г. необходимо достичь 90% самообеспеченности.[4]
Программа импортозамещения в сфере производства продовольствия в России, по предварительной оценке, потребует ежегодно около 40 млрд. рублей. Согласно расчетам, Россия сможет выйти на полную самообеспеченность через 7-8 лет.
Импортная зависимость создает угрозу продовольственной и национальной безопасности страны. Задача государства – увеличение производства отечественного производителя, достижение продовольственной независимости. Политика импортозамещения поможет решить проблемы продовольственной безопасности и стагнации экономики.
Список литературы:
- Алтухов А. России необходима новая аграрная политика //Экономист. – 2014. — №8.
- Милосердов В.В. Мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности //Экономика сельского хозяйства России. – 2014. — №8.
- Президент России. URL: (дата обращения: 21.12.2014)
- РоссельхозБанк. URL: https://www.rshb.ru/download-file/13241/AGROkredit3-15.pdf (дата обращения: 21.12.2014).
- Ушачев И.Г., Серков А.Ф, Папцов А.Г., Тарасов В.И., Чекалин В.С. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС //АПК: экономика, управление. – 2014. — №10.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: (дата обращения: 21.12.2014).
- Федеральная таможенная служба. URL: (дата обращения: 20.12.2014).
- Центр политического анализа. URL: https://tass-analytics.com/stories/otechestvennoe-selskoe-hozyaystvo-garantiruet-importozameschenie (дата обращения: 21.12.2014).[schema type=»book» name=»ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АПК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» author=»Игнатьева Татьяна Станиславовна, Карташова Ирина Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]