Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ

Анализируя самые доходные виды деятельности в мире, приходим к выводу, что в мировой экономике игорный бизнес является серьезной отраслью. Основываясь на некоторых оценках доход от всех казино в мире собирается в сумме, исчисляемой в сотнях миллиардах долларов [5].

В российском государстве налоговая нагрузка на игорный бизнес ни столь значительна, поступления в бюджет за последнее время совершенствования его налогообложения имеют серьезные колебания, анализ которых приобретает особую значимость.

Для осознания современных взглядов на роль налогообложения в развитии предпринимательства необходимо прибегнуть к краткому экскурсу в историю развития игорного бизнеса и выявить его реальные перспективы.

Датой первого законодательного акта в области игорного бизнеса можно считать 1698 год, когда Петр I издал Указ о лотереи. Это была первая российская лотерея, по результатам проведения которой существенно обогатилась государственная казна. Правда в последствии через 19 лет, 1717 год, Петр I издает другой Указ о запрете игорных игр, штраф установлен в 3-х кратном размере «обретающихся в игре денег» [2], но, к сожалению, впрочем, как и сегодня законотворческие действия в области игорного бизнеса, Указ полного действия не получил.

Уже в царствование Екатерины II, убеждаясь в бесполезности запрета азартных игр, была установлена государственная монополия на производство и продажу игральных карт, за счет чего значительно пополнилась госказна. Кстати сказать, данная монополия сохранялась до 1917г., было бы неплохо и сейчас воспользоваться уроком прошлого.

Китай считается Родиной карточной игры Кено, она зародилась в 2-х сотых годах нашей эры. За счет поступлений от этого вида деятельности построилась Великая китайская стена. В настоящее время Китай и Сингапур являются лидерами в азартных играх, оставив за собой Соединенные Штаты Америки. Как доходы от игорного бизнеса пополняют бюджетную систему нашей страны рассмотрено в статье ниже.

В России на долгий советский период про налог на игорный бизнес не вспоминалось, государство полностью контролировало данную отрасль путем выпуска государственных лотерей.

Новый этап развития государства российского – с 1991 года.

Вступает в действие федеральный закон о налоге на прибыль предприятий, в соответствии с которым доходы от казино и иного игорного вида предпринимательства, облагались по ставке 70%, но уже с середины 1992 года произошло увеличение ставки до 90%. Понятно, что чрезмерное налоговое давление вынуждало игорный бизнес значительно скрывать суммы получаемого дохода. Получалось, что при масштабных денежных оборотах и высоком уровне доходности игорных заведений, финансовые поступления в виде налоговых платежей от данной деятельности были незначительны. Контролировать реальные доходы казино было практически невозможно, было признано, что система налогообложения игорного бизнеса малоэффективна, было необходимо пересмотреть подход к системе налогообложения данной отрасли.

С середины 1998 года вступает в действие Федеральный закон №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», действие его распространялось до 2004 года, в соответствии с данным законом, устанавливалась фиксированная ставка налога на каждую единицу игорного оборудования (игорный стол, игорный автомат, букмекерская касса и касса тотализатора). Ставки налога были привязаны к МРОТу (минимальный размер оплаты труда), причем федеральный уровень предусматривал только размер минимальной ставки, но субъекту Федерации предоставлялось право на установление единой ставки налога, превышение которой над минимальной предназначалось республиканскому бюджету.

Изменения 1998 года по изменению законодательной базы, упрощению порядка налогообложения, снижения налоговой нагрузки, позволили существенно поднять налоговые доходы, создали условия развивать игорное предпринимательство в России, не преступая законов страны.

Данная система налогообложения приносила ощутимые плоды и следующий этап ее реформирования приходится на 2004 год, когда вступает в силу глава 29 «Налог на игорный бизнес» второй части Налогового кодекса.

Щадящая система налогообложения игорной деятельности в очередной раз приносит свои результаты, но, развитие данной отрасли принимает размеры, способные нанести вред в социальном и морально-этическом плане. Контролировать широко развитый игорный бизнес государство не в состоянии, наступает очередной этап реформирования данной сферы деятельности.

С середины 2007 года вступают определенные ограничения на осуществление деятельности, связанной с игорным бизнесом, в частности чистые активы игорной организации должны составлять не меньше, чем 600млн.руб., минимальные размеры казино и залов игровых автоматов должны быть не менее 800 кв.м. и 100 кв.м. соответственно, оборудование для игр: игровые столы и автоматы должны быть в собственности организации, причем минимально их количество должно было быть: столы 10 единиц, автоматы 50 единиц. Выигрыш в процентном выражении должен закладываться не меньше, чем 90 процентов. К игре, как и к работе в игорном заведении должны допускаться лица старше восемнадцатилетнего возраста. Те организации, которые не соответствовали выше обозначенным требованиям, должны закрыться.

По данным статистики за 2008 год произошло сокращение числа игорных заведений по Москве на 20%, в Санкт-Петербурге около 50% (осталось около одного десятка казино, 280 залов с игровыми автоматами). Нижний Новгород и Самарская область насчитывали только 20 казино, Ростов-на-Дону и Саратов 8 и 6 казино. Также большое количество официально прекратили свою деятельность залы игровых автоматов. Российская организация развития игорного бизнеса опубликовала данные по увольнению сотрудников, дабы не нарушать закон – 350тыс.человек! [6]

Данные изменения существенно повлияли на начисления налога на игорный бизнес. Проанализируем налоговые начисления налога на игорный бизнес.

Таблица 1.

Анализ налоговых начислений налога на игорный бизнес

по состоянию на Начислено к поступлению всего по России налоговых доходов, тыс.руб. из них налог на игорный бизнес,

тыс.руб.   

доля в общем    доходе,

%

темп роста,

%

01.01.2007г. 4 482 549 856 33 659 001 0,8
01.01.2008 г. 5 149 777 610 34 856 530 0,7 103,5
01.01.2009 г. 6 098 524 807 28 146 315 0,5 80,7
01.01.2010 г. 4 713 122 237 14 146 054 0,3 50,3
01.01.2011 г. 5 876 734 123 278 198 0,005 2,0
01.01.2012 г. 7 419 934 529 104 155 0,001 37,4
01.01.2013 г. 8 653 842 673 348 928 0,004 335,0
01.01.2014 г. 7 863 966 570 448 747 0,006 128,6

Источник: [4]

Как видим, резкий спад поступлений приходится на 2009 год. Вспомним, что с 1 июля 2009 года запрещается на территории РФ организация азартных игр, за исключением особых игорных зон, на сегодня это: Алтайский край («Сибирская монета»), Приморский край («Приморье»), Калининградская область («Янтарная») и Краснодарский край («Золотые пески»).

Такое ограничение по распространению казино и автоматов правительство обуславливало мировым опытом. Якобы, это позволит облегчить контроль за игорным бизнесом, к тому же может способствовать привлечению богатых игроков как российских, так и зарубежных.

Кассы тотализаторов и букмекерские конторы продолжают действовать по всей территории страны, но они действую только при наличии лицензии, с суммой чистых активов не меньше 100млн.руб. и должны располагаться в капитальных строениях, запрет на жилые дома, детские, образовательные, медицинские учреждения, нельзя осуществлять деятельность на вокзалах, аэропортах, на остановках, где останавливается общественный транспорт. За год действия закона, число зарегистрированных касс сократилось с 367 до 96 единиц.

О социальном вреде чрезвычайного увлечения объектами игорных заведений заговорили довольно давно, в связи с этим, по утверждению Правительства России и принималось решение о запрете игорного предпринимательства на территории нашего государства, за исключением определенных игорных зон.

Сложно однозначно определить причину данного решения, запретить бизнес без создания условий его развития в указанных зонах: либо это хорошо продуманное лоббирование, либо ошибка, либо запланированная акция. Представители игорного бизнеса предлагали разные варианты реформирования игорного бизнеса (РАРИБ предлагали шесть законопроектов) в том числе и голландский опыт, где игорный бизнес полностью принадлежит государству, и британский, при котором происходит усиленный контроль за данным бизнесом, но выбран самый радикальный – запрет, законопроект по которому разрабатывался целых два года, потом еще полгода дорабатывался. Что принесла эта реформа?

Рассмотрим последствия реформы для бюджетов субъектов федерации на примере двух регионов: Краснодарского и Ставропольского краев. Эти оба региона курортно-рекреационные, сюда приезжают, чтобы отдохнуть и развлечься.

Количество налогоплательщиков игорного бизнеса за время его реформирования с 2008 года сократилось по Краснодарскому краю с 771 единиц до 14, то есть в 5500 раз, по Ставропольскому краю в 3550 раз, по состоянию на 01.01.2013 года только 10 налогоплательщиков представляют налоговые декларации по налогу на игорный бизнес [4].

В связи с этим, последствия для бюджетов тоже впечатляющие. По Краснодарскому краю на 01.01.2008 год было начислено налога на сумму 1439207 тыс.руб, а на 01.01.2014г. только 160856 тыс.руб,, сокращение суммы налога составило 89 процентов. При чем, в Краснодарском крае разрешена игорная деятельность (игорная зона «Золотые пески»). По Ставропольскому краю бюджет потерял 95 процентов налога на игорный бизнес [4].

Но на самом ли деле игорный бизнес перестал существовать после ввода в действие запретительного закона? К сожалению, игорные заведения в большем своем количестве перешли на подпольный режим функционирования с использованием конспиративных домов, квартир, вход в которые осуществляется по паролям, рекомендациям. Нередко коррумпированные представители властных структур оказывают покровительство данного нелегального бизнеса.

За долгое время существования игорного бизнеса должны были бы научиться его контролировать, но преступления, присущие данному предпринимательству, высоко латентны, поэтому и борьба с ними вызывает определенные сложности, к тому же несовершенные формы статотчетности не дают возможности в полной мере оценить деятельность правоохранительных и контролирующих структур, информацию черпаем из публикаций и из сети интернета.

По словам Ивана Соловьева, руководителя аппарата комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции за период с июля 2009 года по конец 2012 года, правоохранительные органы выявили и пресекли незаконное предпринимательство в 40630 игорных заведений, где под вывеской лотерейных клубов осуществлялись азартные игры, 457 заведений подпольного казино. Изъяли более 620 тысяч разного вида игорного оборудования. Штрафов по статье УК РФ за незаконное предпринимательство наложено только на сумму 92млн.рублей [7], в то время как бюджет «недосчитался» порядка (по самым скромным подсчетам автора, за основу взяты среднегодовые налоговые начисления за период 2007 года по 2009 год (смотри таблицу выше)) 145777млн.рублей!

За период с 2009 года совместными проверками МВД и Прокуратуры РФ удалось пресечь незаконное предпринимательство в 75 тыс. заведений игорного бизнеса, возбудить уголовные дела в 1722 случаях, в том числе за последние три года только в 408 прецедентов [3].

Ни штрафы, ни наказание по УК РФ не останавливают от желания заниматься незаконным предпринимательством в виде игорного бизнеса, так как ежемесячный доход в сфере данного бизнеса только по одному игорному залу от 3 до 25млн.руб., а штраф – от 30 до 50тыс.руб. [7], как видим, прослеживается прямая финансовая заинтересованность… и по сегодняшний день, незаконный игорный бизнес продолжает процветать на всей территории РФ, способствующий получать неконтролируемые доходы, которые впоследствии могут использоваться в финансировании преступной деятельности, тем самым подрывая основы экономической безопасности нашего государства.

Так что же мы выиграли от закрытия игорного бизнеса?

В соответствии с Федеральным законом №244-ФЗ запрет вызван с целью «защиты нравственности, прав и законных интересов граждан», чтобы ограничить осуществление игорной деятельности, остановить распространение игромании. То есть решили бороться посредством запретительных мер. Разве решена проблема? Ведь бизнес процветает…, только лишь «в тени».

Кроме того, обозначились еще большие проблемы: лишение налоговых поступлений. Ранее «легальный игорный бизнес» перекочевал в статус «криминального», появилась коррупционная составляющая, ведь нелегально существовать игорное заведение может лишь имея «административную либо силовую крышу», состоятельные люди, желающие испытать игорный азарт, поставлены в рамки нарушителей закона, ибо утолить свой интерес игрок не поедет, например, из Москвы в Сочи, а найдет игорное заведение где-то поближе, но тем самым мы его «толкаем» на нарушение закона.

Буквально 24 февраля 2015г. было опубликовано сообщение, что в центре Москвы очередной раз ликвидировано подпольное казино, с посетителями в количестве 20 человек. По данным проверки установлено, что чистый доход казино в месяц составлял 50млн рублей [8]. Часть которого, в случае легального бизнеса, могла бы поступить в бюджет.

Кроме того, налоговым органам дается право проводить проверки предприятий и индивидуальных предпринимателей только по истечении трех лет со дня их создания, так что государство «дает фору» игорному бизнесу, как минимум, три года.

Ранее упоминалось, что на территории России разрешен игорный бизнес только в 4-х особых игорных зонах. Значит данные регионы должны пополнять свой бюджет и за счет игорного бизнеса, как было и до запрета. А что же на самом деле?

Единственно на сегодняшний день работающая игорная зона Краснодарского края «Азов-Сити», которая хоть как-то давала прибавку краснодарскому бюджету, прекратит свое существование с апреля 2015 года ввиду того, что не оправдала экономического эффекта. Игорная зона «Сибирская монета» только в конце 2014 года открыла свое первое казино, остальные зоны находятся либо в стадии строительства («Приморье») или в стадии оформления («Янтарная»), игорные зоны в Сочи и в Крыму только обсуждаются [1]. Когда они начнут пополнять бюджеты вряд ли кто сможет сказать.

Однако, нельзя не отметить и положительный факт по урегулированию игорного бизнеса в России, в частности лотерейного бизнеса, который, правда, не входит в объект налогообложения по налогу на игорный бизнес, это введение в действие с 1 июля 2014 года нового закона «О лотереях». Контролировать данную отрасль будет легче, так как разрешение на занятие данным видом деятельности дано только трем ведомствам (государственным): Минфину РФ, Минспорта РФ и Спецстрой России. Кроме того, с 2015 года ужесточили уголовную и административную ответственности за незаконное игорное предпринимательство [3].

По результатам исследования напрашивается следующий вывод:

Государственное регулирование игорного бизнеса в РФ все еще осуществляется неэффективно. Пороки невозможно искоренить насильственным путем, следует создавать условия для их уничтожения, либо научиться управлять ими во благо общества (установлена зависимость между уровнем доходов населения и уровнем развития игорного бизнеса [9]). Возможно следует дать субъектам федерации (до того времени как начнут работать особые игорные зоны) самим определиться в необходимости в дополнительных доходах в бюджет в виде налога на игорный бизнес, нельзя наказывать за желание работать и приносить доход, следует более жестко спрашивать с чиновников за несоответствующий контроль в области игорного предпринимательства. Желательно установить монополию на производство и продажу игральных карт и объектов игорного бизнеса: игровые столы и игровые автоматы.

Список литературы

  1. Алексей Пастушин Новые игорные зоны появятся в Большой Ялте и олимпийском Сочи
  2. Вопросы теории и практики современного налогообложения. Сборник научных статей преподавателей кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при правительстве РФ. / Под ред. проф. Л. И. Гончаренко.– М.: ФА, 2004.– 376с.
  3. Генпрокуратура РФ за 5,5 лет пресекла деятельность 75 тыс. незаконных игорных заведений
  4. Данные ФНС РФ
  5. Игорный бизнес в мире: интересные факты https://www.liveinternet.ru/users/emmainna/post336670235
  6. Игорный бизнес
  7. Игорный бизнес: нужны новые законодательные инструменты
  8. Подпольное казино работало в семикомнатной квартиреhttps://www.rg.ru/2015/02/24/kazino-site.html
  9. Саморуков Д. И. Анализ развития игорного бизнеса в России type=»book» name=»ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ» author=»Носолева Любовь Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found