Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЗНАЧИМОСТЬ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС – ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

До сих пор в основе производственных процессов большинства  современных фирм лежат принципы, сформулированные Адамом Смитом в 1776 г. Производственный процесс, исходя из этих принципов, делился на элементарные, простые работы, которые по силам неквалифицированным рабочим, специализировавшимся на одном или нескольких простейших заданиях. Но за последние 10 лет мир, в котором существуют предприниматели, существенно изменился, и  принципы, сформулированные Смитом и революционные для его времени, неэффективны для современной индустрии. Рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за потребителя — более агрессивной, потому и продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей, а  исполнители хорошо образованны, не боятся ответственности.

В сегодняшних обстоятельствах все стало непостоянным и непредсказуемым: рост рынка, потребительский спрос, темпы технологических изменений и характер конкуренции. Но цель предпринимателя осталась прежней,  достижение максимальной прибыли при минимальных затратах. А в условиях рыночной экономики и ограниченности ресурсов, всё это актуально как никогда.

Деятельность каждой компаний состоит из большого количества различных бизнес-процессов, направленных на достижение цели. Вполне очевидно, что эффективность деятельности компании, ее прибыльность, конкурентоспособность и стоимость в значительной степени определяется эффективностью реализации этих бизнес-процессов. Но в большинстве случаев  на предприятии процессы реализуются настолько неэффективно, что затраты времени и ресурсов преумножаются в десятки раз, что приводит к низкой конкурентоспособности, а в последствии и разорению фирмы. Современному предпринимателю необходимо постоянно стремиться к развитию своего бизнеса, чтобы он оставался конкурентно способным и приносил прибыль в условиях современной экономики.

Именно реинжиниринг бизнес-процессов стал одним из важнейших рычагов для достижения эффективности,  конкурентоспособности и обеспечения роста и развития предприятия.

Реинжиниринг бизнес-процессов или BPR (Business Process Reengineering) является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности — управления (менеджмента) и информатизации. Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем [3]. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга.

Одной из основных особенностей BPR является ориентация реинжиниринга не на функции, а на процессы. Причем из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, BPR рассматривается как наиболее эффективная, революционность которой обусловлена современным состоянием информационных технологий.

BPR, по мнению М. Хаммера, является революцией в бизнесе, которая заменяет отход от архаичных базовых принципов и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность [1]. Такая революция стала возможна, в первую очередь, благодаря новейшим достижениям в области информационных технологий, специалисты которой играют ведущую роль в конструировании современного бизнеса.

Мы выяснили, что реинжиниринг — это революционный метод конструирования бизнеса. Существуют и другие методы, которые можно рассматривать либо как частные случаи BPR, либо как автономные концепции (см. рис.1).

Рисунок 1. Методы построения бизнеса

Из рисунка 1 видно, что реинжиниринг бизнес-процессов затрагивает перестройку всего предприятия, переосмысление бизнеса, а не частичные изменения в той или иной сфере управления.

Применение реинжиниринга наиболее необходимо в трех основных ситуациях. Предприятие находится в глубоком кризисе, который может  выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы. Текущее положение предприятия может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными: предприятие сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса. Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации, задача которых состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ [1].

Согласно экспертным оценкам, только 50% проектов реинжиниринга заканчиваются удачно. На процесс реинжиниринга оказывают существенное влияние факторы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Факторы риска, оказывающие влияние процесс реинжиниринга

Некоторые из этих факторов, например стиль отношений в коллективе, требуют долго формирования, поэтому требуется запастись терпением и энтузиазмом. Реинжиниринг влечет за собой изменения во всём, не только в бизнес-процессах предприятия: обязанности работников, организационные структуры, системы управления.

Одним из главных факторов  успешного реинжиниринга является — высшее руководство, наделенное воображением. Если поддержка высшего руководства проживет дольше, чем цинизм скептиков, плоды реинжиниринга будут видны на лицо, в противном случае это пустая трата денег.

Несколько лет назад для проведения реинжиниринга бизнес-процессов компании нанимали специалистов в этом деле. Сегодня компании стали выполнять большую часть  подобной  работы собственными силами, поэтому возникло ошибочное мнение, что реинжиниринг не дает стоющих результатов и не является эффективным. На самом деле реинжиниринг с каждым годом приобретает все большую популярность, и в ближайшие годы будет приобретать всё больше и больше сторонников.

Так же на развитие реинжиниринга сегодня влияют   еще два фактора, первый — рост электронной коммерции,  второй – стремительное развитие ERP-систем (системы планирования ресурсов предприятия). Как правило, предприятие самостоятельно, рассчитывает и анализирует инвестиционные бизнес-проекты, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывает стратегический план развития. Для того чтобы делать это эффективно, сотрудники предприятия должны быть обучены современным методам инвестиционного и бизнес проектирования и вооружены современными программными средствами [4, с. 275].

В настоящее время российский рынок ERP -систем становит­ся все более зрелым. Крупнейшие мировые производители про­граммного обеспечения отмечают рост своих доходов в России. Отечественные предприятия поняли, что могут работать эффек­тивнее, используя информационные технологии, и готовы ин­вестировать в автоматизированные системы управления [4, с. 282-283].

В целом необходимость применения реинжиниринга для роста и развития компании очевидна и связывается с высокой динамичностью современного делового мира.

Безусловно, реинжиниринг не единственное средство из комплекса мер по поддержанию или восстановлению конкурентоспособности предприятия или страны в целом. Он также не так прост, как может показаться, в нем много подводных камней и препятствий. Но опыт большинства американских корпораций, показал, что реинжиниринг может быть одним из тех приемов, который может помочь, когда бизнес находится в глубочайшем кризисе, перестроиться и восстановить свою конкурентоспособность, а также конкурентоспособность всей экономики страны.

Сегодня большинство промышленных предприятий, а так же средний и малый бизнес, нуждается в коренной перестройке своей работы. Грамотно проведенный реинжиниринг, совместно с другими мероприятиями по улучшению бизнеса, способен вывести их из кризиса и заложить основу конкурентного производства в будущем.

Реинжиниринг достаточно дорог, что является для большинства предприятий существенным недостатком. Но тем не менее практика показывает, что затраты, вложенные в реинжиниринг сегодня — это успех бизнеса завтра!

Список литературы:

  1. Гиматов М. Р. Реинжиниринг бизнес-процессов // Управленческий учет и финансы. 2013. № 2. С. 94-103.
  2. Информационные технологии в экономике и управлении : учебное пособие для вузов / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко. М.: КноРус, 2012. 154 с.
  3. Калиновский В. А. Реинжиниринг бизнес-процессов как стратегия успешного развития организации // Методы менеджмента качества. 2011. № 9. С. 16-19.
  4. Филиппова О. А. Применение информационных систем для развития и поддержания бизнеса // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2012. № 1. С. 274-283.[schema type=»book» name=»ЗНАЧИМОСТЬ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС – ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ» author=»Ключук А.Ю., Лабыскина К.Ю., Ракитина Т.С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found