Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЗНАЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА

В настоящее время в Российском высшем образовании учебный процесс нуждается в постоянном совершенствовании, так как научно-технический прогресс модифицирует уровень производства, увеличивая и видоизменяя потребности человека. Поэтому подготовка специалистов в современной ситуации требует изменения стратегии и тактики обучения в вузах. Выпускники любого образовательного учреждения должны обладать компетентностью и мобильностью, которые зависят от познавательной активности самого студента.

В 2003 году Российской стороной было подписано Болонское соглашение, в соответствии с которым Российские вузы  с 2011 года перешли на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратуру.  Это означает, что формально российские дипломы теперь должны признаваться на Западе. Но как все обстоит на самом деле?

Существуют международные рейтинги, например рейтинг стран БРИКС, в который в 2014 году вошли 20 российских вузов, 19 бразильских, 40 китайских, 15 индийских. Первые два места заняли университеты Китая, а третью строчку в списке занял МГУ имени Ломоносова [2].

В рейтинге QS World University Rankings 2014/2015, представляющий топ-200 вузов мира МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 114-е место, оставаясь единственным российским университетом. При анализе результатов рейтинга были использованы ответы 63 676 ученых и 28 759 работодателей, что говорит о масштабности данного исследования. Массачусетский технологический институт возглавляет рейтинг третий год подряд.

При составлении международных рейтингов учитываются: число нобелевских лауреатов, количество научных публикаций, качество инфраструктуры, соответствие  учебных программ их запросам и требованиям. Методология рейтинга QS  состоит из шести индикаторов: академическая репутация (40%), репутация среди работодателей (10%), соотношение доли преподавателей к учащимся (20%), индекс цитируемости (20%), доля международных студентов (5%) и международных преподавателей (5%).

В рейтинг QS в указанный период попал 21 российский университет. Санкт-Петербургский государственный университет занял 233-е место, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана —322-е место, а Новосибирский государственный университет — 328-е. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ впервые вошел в рейтинг и занял 490-е место. Саратовский национальный исследовательский университет оказался в зоне 601-650-го мест, а МИСиС — в категории 701+ [4].

Составители рейтинга считают, российским вузам, чтобы исправить ситуацию, надо стимулировать рост цитируемости своих публикаций и развивать сотрудничество с работодателями, так как целью образования является успешное трудоустройство.  Проанализировав  данные рейтингов можно выявить причины невысоких позиций российских вузов:

  1. В проводимой российскими вузами научной работе невысокая практическая ценность, так как обучение в основном акцентируется на теории.

Основными направлениями деятельности западных университетов являются исследования и внедрения. Например, от успешности научных разработок влияет на размер бюджета университетов Великобритании. В США  существует степень Мастера Профессиональных наук (Professional Science Master’s — PSM), включающая 2 года последипломной подготовки по техническим специальностям и дополнительное изучение таких дисциплин, как управление проектами, бизнес-процессы, экономика и финансы, интеллектуальная собственность.

  1. Недостаточное финансирование российских вузов.

Например, Гарвардский университет со своими 2 миллиардами долларов  в год может позволить самую современную материально-техническую базу и любого специалиста.

  1. Неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе, которую можно обозначить как «неприменение знаний».

В применении на практике нуждаются все теоретические знания, получаемые в процессе обучения. Это необходимо для их закрепления, а также понимания отклонений от теории, для того, чтобы сократить ошибки в будущей работе. Недостаток практики является для студентов серьезной проблемой, решать которую необходимо на уровне разработки образовательных программ.

  1. Отсутствие программы подготовки на английском языке, что значительно снижает международную конкурентоспособность наших дипломов и студенческую мобильность.

Главной целью Болонского процесса является трансакадемичность. В любом вузе Европе присутствуют программы на английском языке, также в Азии появляются англоязычные программы. За счет иностранных студентов это позволяет пополнять бюджет учебных заведений, расширяются перспективы трудоустройства своих собственных  студентов, повышается престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров.

  1. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения.

В современном мире стремительно развиваются технологии, на которые рынок труда реагирует мгновенно: требуются новые специалисты, навыки и умения и профессии. Западные образовательные учреждения достаточно быстро подстраиваются под спрос на рынке труда, открывая новые дисциплины и направления подготовки. Например, в Англии,  в последние годы появились такие дисциплины, как «информационные технологии для здравоохранения»,  «новые медиа» (совмещение трехмерной графики, музыки и анимации),  «джи ар» — специалист по связям с госорганами и так далее. В  российских вузах учебные программы модернизируются медленно, и не каждый специалист, освоивший новые технологии и направления, стремится работать в вузах. 5. Недостаточный уровень развития инфраструктуры и сервиса.

Многие европейские и западные современные университеты размещены в учебных кампусах, обеспечивающих компактные и удобные условия как для работы, так и для проживания студентов и приглашенных ученых и преподавателей, а многие университеты в России находятся в зданиях  разных концов города. В зарубежных университетах создана и информационная инфраструктура, не только обеспечивающая доступ к информационным ресурсам, но и предоставляющая возможности для индивидуальной самостоятельной работы студентов в учебном кампусе [5].

 Но в то же время российское высшее образование имеет и конкурентные преимущества: невысокая стоимость образовательных услуг, опыт обучения иностранных студентов, фундаментальность русского образования.

Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что для внедрения гибких автоматизированных производств необходим дополнительный объем знаний, как для инженеров, так и для менеджеров. Поэтому существует нехватка высококвалифицированных специалистов, в том числе и в сфере управления. Одной из основных причин этого является постоянное повышение требований к их компетенции.

Специалисты определяют компетентность как совокупность следующих факторов:

За рубежом большие средства тратятся на подготовку менеджеров, которая проводится в соответствии с концепцией непрерывного обучения, определяемую как комплекс мер, дающий возможность обучения на протяжении всей жизни.

Программы подготовки в области психологии позволяют усвоить навыки формирования сплоченных групп. Обострение конкурентной борьбы требует от менеджеров навыков предпринимательства, нацеленных на поиск новых нестандартных путей решения различных задач[6].

На Болонскую систему образования одной из первых европейских стран перешла Германия. Необходимость вступления в Болонский процесс была связана с созданием единого рынка труда, обеспечением мобильности граждан с возможностью обучения и трудоустройства в любой стране Европейского союза, формированием стандартов транснационального образования. В Германии студенту предоставлена свобода в обучении, используя принцип «академической свободы», когда в вопросах управления вузы обладают автономией. При этом обучение зависит от выбранных дисциплин, самостоятельности студента и его ответственности.

Отличительная особенность системы образования Германии – широкое развитие и распространение «дуального образования», когда система профессионального образования развита институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Обучение в высших учебных заведениях не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенью на пути к успешной карьере. В дуальной системе образования предусмотрены периоды производственной деятельности в сочетании с обучением. Таким образом будущий специалист получает обучение в двух организациях: теоретические знания – в профессиональной академии и практические знания на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции и навыки. Очень важный момент – студенты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Университеты Германии большое внимание уделяют практикоориентированному и проектному обучению студентов, как одному из основных эффективных методов обучения. Метод проектного обучения помогает студентам овладеть необходимыми знаниями, навыками и компетентностью для непосредственной работы на практике, являясь одним из инструментов привлечения студентов к научной и инновационной деятельности. В данной ситуации преподаватель выступает в роли наставника, помогая студенту самосовершенствоваться. Основным принципом обучения студентов является совмещение учебного процесса с научными исследованиями и инновационными разработками.  Цель системы образования Германии – дать студенту профессиональные знания и навыки, необходимые и реально применимые на практике, которые будут способствовать построению его успешной карьеры [3].

Система образования разных стран имеет свои особенности и складывается на протяжении многих лет под влиянием запросов рынка труда, уровня профессорско-преподавательского состава, потребности общества в научной элите и т. д. Отметим, что перенос опыта зарубежных систем образования на российскую систему без учета исторического аспекта ее развития не всегда достигают желаемого результата.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [1].

Для России это особенно важный момент, так как сегодня страна сочетает уникальный, сравнительно высокий уровень интеллектуального развития человеческого капитала с недостаточно развитыми экономическими, социальными и управленческими институтами и практиками.

Список литературы:

  1. Голубчиков Е. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: опыт японских корпораций [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: (дата обращения: 23.01.2015)
  2. Ивойлова И. Россия стала второй в международном рейтинге вузов стран БРИКС [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.rg.ru/2014/06/19/brics-site-anons.htm(дата обращения: 23.01.2015)
  3. Исалдаева С. Инновационные методы и технологии обучения в университетах Германии [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: intamt.de›tl…Innovacionnye metody i…obuchenija (дата обращения: 13.02.2015)
  4. Малыхин М. Российские вузы существенно улучшили свое положение в международном рейтинге [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vedomosti.ru/career/news/33441091/mgu-rastet-na-glazah(дата обращения: 13.02.2015)
  5. Недостатки российского образования [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.education-medelle.com/articles/nedostatki-rossijskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 15.02.2015)
  6. Родченко В. В. Подготовка управленческого персонала за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: (дата обращения: 15.02.2015)[schema type=»book» name=»ЗНАЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА» author=»Кауфман Наталья Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found