В логистическом менеджменте на региональном рынке товаров и услуг необходимо планировать и контролировать не только объемы товарооборота, но и затраты, возникающие в региональных системах товародвижения. Достаточно успешную попытку развернутой классификации логистических издержек по основным логистическим операциям и функциям предприняла Барбара Геттинг [1, с.209]. Структура затрат существенно отличается от традиционной, т.к. логистические издержки сгруппированы не по объектам, а процессам. В качестве основных приняты затраты на следующие логистические процессы:
- транспортные затраты на поступающие детали;
- затраты на поступление товаров;
- складские затраты;
- затраты на подготовку материалов;
- затраты на пересылку;
- затраты на управление;
- затраты на связанный капитал суммарно.
Возможно такая система учета логистических затрат достаточно продуктивна, если на предприятии проведена радикальная реформа системы бухгалтерского учета.
Отечественная практика говорит пока о прямо противоположном: зачастую не удается дифференцировать учет затрат не только по процессам, но и даже по объектам.
Логистические издержки товародвижения в регионе объективно не могут быть ограничены только издержками предприятий-производителей. Полные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе можно представить следующей формулой [3, c.87]:
Зотр = Зтп+ Зкп+Зпт+ Зтр+Зхр+ Зус+Пу, (1)
где: Зотр – совокупные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе;
Зтп — логистические затраты товаропроизводителей, поставляющих товары на рынок региона;
Зкп — логистические затраты коммерческих посредников региона (в основном издержки обращения оптовой и розничной торговли);
Зпт — логистические затраты потребителей (покупателей) региона на закупки товароматериальных ценностей;
Зтр — логистические затраты специализированных транспортных предприятий региона, обслуживающих процесс товародвижения;
Зхр — логистические затраты специализированных предприятий и организаций складского и тарного хозяйства, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей в процессе хранения;
Зус — логистические затраты на оказание логистических услуг и организацию логистического сервиса специализированными предприятиями на рынке региона;
Пу — возможные потери и убытки, возникающие в процессе товародвижения из-за низкого качества логистического обслуживания.
Предложенная нами группировка логистических затрат на организацию товародвижения в регионе не может считаться полной, т.к. в каждом товарном потоке и в каждом регионе существуют свои специфические виды логистических затрат, которые в формуле 1 не нашли отражение. Из-за неотработанности методологии и методики учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе, неизбежны как повторный счет, так и недоучет каких-то расходов и потерь. Поэтому, мы считаем целесообразным активизировать научный поиск в направлении методологии и методики бухгалтерского учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе.
Частично эта проблема сегодня уже решается в области учета издержек товарного обращения в отдельных отраслях экономики и на отдельных предприятиях коммерческого посредничества. Не затрагивая все аспекты перечисленных методик, остановимся только на относительных показателях, т.е. на оценке уровня издержек обращения.
Наиболее общим показателем уровня издержек обращения в сфере товарного обращения является:
Уи = (И/Р)×100 (2)
где Уи — уровень издержек обращения, выраженный в % к товарообороту;
И — сумма издержек обращения за отчетный период, руб.;
Р — сумма реализации товаров за тот же период, руб.
Еще большей универсальностью обладает оценка уровня издержек обращения к определенным результатам деятельности коммерческих посредников.
Представим уровень соответствующей группы издержек обращения (Уи) в виде отношения средней суммы этих издержек на единицу соответствующего ресурса (
где =И÷МР, МР – масса соответствующего ресурса;
РО=Р÷МР, Р — объем реализации.
Последнее выражение для сравниваемых периодов (предприятий, отраслей) имеет следующий вид:
а) в базисном периоде:
б) при удельных издержках базисного периода и ресурсоотдаче отчетного периода:
в) в отчетном периоде:
Исследование логистических издержек вне связи с конечными результатами логистической деятельности мало продуктивно. Поэтому в логистическом менеджменте необходимо оценивать не только затраты и результаты, но и уровень оптимизации логистических систем товародвижения [4, c.202].
Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж.ван Гигом [2, с.246], можно оценить уровень оптимизации логистической системы товародвижения в регионе, на основе следующих утверждений:
- Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:
[SSi]* < [SSi]** (7)
где SSi*– субоптимальное состояние подсистемы SS;
SSi** – оптимальное состояние системы в целом.
- Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:
Таким образом, основным критерием эффективности логистического менеджмента в региональных системах товародвижения следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состояний, входящих в нее подсистем.
Список литературы.
- Геттинг Б. Международная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур.- М.:Дело, 2000.-216с.
- Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ.-М.: Мир, 1981.-Кн.1-341 с.
- Стаханов Д.В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Ростов-на-Дону, 2002.
- Стаханов Д.В., Мамонтова К.А. Использование логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013.№ 1 . С. 201-207.[schema type=»book» name=»ЗАТРАТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» description=»В статье рассмотрены основные подходы к учету, анализу, оптимизации затрат в региональных системах товародвижения. Предпринята общая классификация логистических издержек. Дана экономическая оценка применения оптимизационных моделей в процессе реализации инструментария логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Сделаны выводы как о реализации предложенной структуры логистических затрат, так и об оптимальном состоянии региональных логистических систем товародвижения.» author=»Стаханов Дмитрий Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]