Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

На данный момент развитие сферы физической культуры и спорта (ФКС) в большинстве регионов России тормозиться отсутствием развитой спортивной инфраструктуры. Неравномерность социально-экономического развития субъектов РФ, сложность, ресурсоемкость и длительные сроки окупаемости спортивных инфраструктурных проектов, дефициты бюджетов, ограничения по привлечению заемного финансирования приводят к тому, что проблемы развития и управления спортивной инфраструктурой существуют во всех регионах страны.

В условиях инвестиционного кризиса существенно возросли экономические и политические риски реализации социально значимых проектов, в большей степени это касается сфере ФКС. Федеральный и региональные бюджеты с ранее принятыми инвестиционными программами не справляются. Отсутствие стабильного и достаточного бюджетного финансирования, приводит к ухудшению качества и доступности услуг ФКС. При этом растут потребности населения в данных услугах, соответственно растут и требования государства к уровню качества предоставляемых услуг ФКС и социально-экономической эффективности деятельности физкультурно-спортивных учреждений (организаций). В этой связи становиться актуальным вопрос поиска новых источников внебюджетного финансирования, подкрепляемые бюджетными обязательствами и внедрения современных методов развития и управления спортивной инфраструктурой.

Повышение эффективности управления ресурсами сферы ФКС возможно на основе комплексного внедрения инновационных, организационных и экономических механизмов управления. Применение механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в области совместного возведения и управления спортивными объектами может быть использовано в качестве решений обозначенных проблем.

Существует много различных дефиниций ГЧП. Наиболее общее из них определяет ГЧП как партнерство между представителями публичного и частного сектора, в целях решения задач в сфере общественных интересов. Партнерство, как правило, осуществляется на основе юридически закрепленного соглашения по поводу оказания инфраструктурных услуг (проектирование, финансирование, строительство, восстановление, реконструкция, управление, техническое обслуживание, предоставление публичных услуг и пр.), заключаемое для привлечения дополнительных инвестиций и/или повышения эффективности бюджетного финансирования в целях реализации общественно значимых проектов [2, с. 18].

К основным плюсам применения ГЧП в области ФКС относят:

Участие в ГЧП позволит региональным властям получить доступ к альтернативным финансовым источникам, что делает реальным реализацию важных и срочных проектов, которые было бы невозможно реализовать при других условиях. Это позволит уменьшить нагрузку на бюджеты всех уровней и одновременно увеличить ассортимент оказываемых населению физкультурно-спортивных услуг, повысить их качество и доступность. Конкурсный процесс отбора частного партнера позволяет предъявить высокие требования к уровню компетенций его участников. Ожидаемая эффективность достигается за счет более низких издержек, более высокого уровня качества услуг ФКС и снижения рисков. А заинтересованность частного партнера обеспечит надежность результата сотрудничества.

Самой распространенной формой реализации ГЧП проектов в России является концессия – 53% всех реализуемых проектов [3, с. 10]. Под концессией понимается договор о передаче правообладателем (концедентом) комплекса исключительных прав на возмездной основе. Классическое понимание концессионного соглашения предполагает вовлечение частного сектора (концессионера) в эффективное управление публичной собственностью и оказание социальных услуг на взаимовыгодных условиях. При этом объект соглашения остается в публичной собственности, а частный партнер осуществляет регулярные платежи концеденту за владение и эксплуатацию.

На территории России реализуется 10 концессионных соглашений в области спорта и туризма из 79 соглашений [4, с. 22]. Данную форму ГЧП достаточно сложно реализовать в сфере ФКС, где услуги для отдельных категорий граждан предоставляются на льготной или бесплатной основе. Законом № 115-ФЗ закреплено обеспечение окупаемости инвестиций частного партнера и получение им дохода от оказания платных услуг в объеме не менее объема, изначально определенного на конкурсной основе концессионным соглашением, но не предусмотрено возмещение упущенной выгоды [1]. Данный механизм взаимодействия не является мотивирующим для вложения частных инвестиций в сферу ФКС.

Наиболее перспективным механизмом реализации ГЧП проектов является концессия в форме контракта жизненного цикла (КЖЦ), предусматривающего плату концедента. КЖЦ предполагает платежи частному партнеру из бюджета за соответствие требованиям к качеству и потребительским свойствам на протяжении всего срока проекта. Объект по-прежнему остается в публичной собственности, а концессионеру переходят права владения и пользования. В сущности государственный сектор берет на себя обязательство по возмещению частному инвестору затраченных средств на основании гарантированных платежей на протяжении всего срока, установленного концессионным соглашением, за эксплуатационную готовность объекта. Обеспечивает предоставление социальных услуг населению концедент, он же и получает плату с потребителей. В России в 2014 г. на основе КЖЦ было всего 5 проектов, 4 из которых в социальной сфере [3, с. 10].

Для региональных органов управления такая форма реализации ГЧП-проектов позволяет избежать крупных, единовременных отвлечений бюджетных средств. Платежи производятся в течение всего срока эксплуатации объекта и могут быть уменьшены, если концессионер не выполняет требования к качеству и доступности объекта. Это позволит региональным властям реализовывать крупные инвестиционные проекты в сжатые сроки и выполнять социальные программы. Частный сектор получает понятную модель вложения инвестиций и гарантированный возврат инвестированных средств.

Существенным недостатком такого механизма реализации ГЧП проектов является то, что единственным источником возмещения затрат частного партнера являются бюджетные средства. В этой связи за весь период концессионного соглашения стоимость проектов для регионов увеличивается, а интерес инвесторов к отрасли снижается. Для решения этой проблемы следует использовать модель реализации проекта с помощью концессионного соглашения, в которой одновременно увязаны возможность получения частным партнером платы с потребителей услуг и платы концедента (рисунок 1).

Рисунок 1. Механизм организации ГЧП в области ФКС

Концессионеру передаются риски проектирования, строительства, изменения рыночного спроса, управления и обеспечения доступности спортивных объектов для населения на протяжении всего срока реализации проекта, за что региональные власти гарантируют плату достаточную для возврата вложенных инвестиций. Концессионные платежи уменьшаются в случае, если объект или оказываемые услуги ФКС не соответствуют согласованным параметрам, что мотивирует частного партнера качественно выполнять работы и услуги и использовать современные и инновационные технологии. Концессионер самостоятельно предоставляет физкультурно-спортивные услуги населению, в том числе на платной основе. Платежи потребителей услуг покрывают операционные издержки, и на их основе выплачивается дивиденды. Такая форма реализации ГЧП проектов позволит снизить бюджетную нагрузку за счет получения дохода частным партнером при профессиональном управлении спортивной инфраструктурой и оказании качественных и доступных услуг ФКС населению. Повышение эффективности достигается путем соблюдения принципа жизненного цикла спортивного объекта, правильного распределения задач и рисков, улучшения механизмов стимулирования.

Применение механизма ГЧП в области ФКС решит проблемы субъектов РФ по финансированию данной сферы, что позволит ликвидировать дефицит спортивных сооружений и обеспечить их доступность для граждан. Но дело не только в финансах. Профессиональное управление спортивной инфраструктурой и применение передовых технологий, свойственные для частного сектора, позволит увеличить предложение и повысить качество оказываемых физкультурно-спортивных услуг. Это приведет в конечном итоге к росту численности населения систематически занимающихся ФКС.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, №30 (ч. II), ст. 3126
  2. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 287 с.
  3. Долгов А.А., Конгулов А.С., Ткаченко М.В. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. – 13 с.
  4. Селезнев П.Л. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в РФ. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. – 31 с.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ» author=»Дроботов Станислав Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found