Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ГЛОБАЛЬНЫЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОМПАНИЙ

Цель. Одной из общемировых тенденций является интенсивное развитие информационно-телекоммуникационной сферы, которая характеризуется динамичностью конкурентной среды. В процессе конкуренции компании переходят к экономически более выгодному ведению бизнеса, к так называемому э-бизнесу, т.е. ведению бизнеса через электронные сети, при этом одним из определяющих факторов как автоматизации процессов управления, так и удешевления ведения бизнеса, становится информатизация компаний. В этой связи целью исследования является выявление особенностей функционирования компаний информационно-телекоммуникационной сферы и определение глобальных синергетических эффектов информатизации компаний.

Метод. Теоретическую и методологическую основу исследования составили аналитические и обзорные труды по развитию стратегического партнерства в международном бизнесе, информационная база исследования основывается на данных Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также исследовательских компаний в сфере информационных технологий. Для обработки данных были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результат. Мировые и локальные тенденции развития отрасли информационных технологий обуславливают необходимость информатизации компаний, увеличения расходов на поддержку функционирования сетей, наем квалифицированного персонала, способного работать в сети и т.д. С помощью сетей захватываются новые рынки, значимость компетенции менеджмента растет при работе в сетях очень быстро. Одним и тем же ресурсом на протяжении фиксированного промежутка времени могут пользоваться разные компании с разным эффектом. Сети помогают доставлять к пользователю беспрерывный поток информации об экономическом состоянии компании, предоставлять в автоматизированном режиме новые показатели. Это приводит в свою очередь к росту скорости принятия решения на разных концах сети.

Ведущей компанией в области развития сетей  является компания Cisco. Это высокодоходная компания с высоким ежегодным приростом. Отличительные особенности компании − функционирование всех участников процесса в едином информационном пространстве, поступление всех сигналов без каких-нибудь задержек, работа без посредников, контроль продукции поставщиков, сокращение времени выхода на рынок нового продукта с помощью специальных автоматизированных средств и т.п.[2].

Процессам глобализации содействует развитие и распространение мировых сетей. Возрастает качество и возможности этих систем. Сегодня этому содействует дальнейшее развитие серверных технологий, технологий построения веб-приложений, Интернет-телевидения. Основной операционной системой, под которой работают серверы, на сегодняшний день является Windows. Согласно данным компании IDC, за последние 10 лет доля серверов под управлением операционной системы Windows в мире возросла с 23 % до 68 % [4]. Приблизительно 40 % Windows-Серверов  (что составляет 2 млн. систем), работают для поддержки ІТ- инфраструктуры компаний, которые работают в разных сегментах экономики. Также серверы поставляются под управлением операционных систем Unix, Netware, Linux.

На рынке систем доставки веб-приложений лидирующие позиции занимает компания Citrix  Systems. Продукты этой компании выделяются надежностью, производительностью, ростом доходов и уровнем взаимодействия с торговыми партнерами. Основатели услуги Интернет-телефонии Skype запускают первое, по их заявлению, Интернет-телевидение профессионального качества. Программное обеспечение даёт зрителям возможность доступа к любому виду телевидения через Интернет.

Согласно материалам ПРАЙМ-ТАСС, объем мирового телекоммуникационного рынка в 2015 году возрос на 12 % в сравнении с 2014 годом до 3 трлн. долл. В 2015 году телекоммуникационный рынок США возрос на 9,3 % и достиг 923 млрд. долл.  Объем Европейского рынка в 2015 году составил 1 трлн. долл., а рынок Азиатско — Тихоокеанского региона – 715 млрд. долл. По прогнозам  Telecommunications Industry Association, в 2020 г. объем мирового рынка составит 4,3 трлн. долл.[5]. Мобильная связь распространяется с большей скоростью в странах Азии, Центральной и Восточной Европы, Африки и Латинской Америки, чем в Японии, Северной Америке и Западной Европе. В перспективе тенденция сохранится. В таблице 1 показано производство мобильных телефонов разными компаниями мира [5]. Однако рынок мобильных телефонов разделён на 2 рынка − рынок мобильных устройств и рынок предоставления услуг мобильной связи. При этом рынок провайдеров услуг отличается меньшей монополизацией.

Таблица 1

 Производство мобильных телефонов ведущими компаниями мира

Производитель

 2015 г., млн. шт.  2010 г., млн. шт.

Прирост, %

Nokia 347,5 264,9 31,2
Motorola 217,4 146 48,9
Samsung 118 102,8 14,8
Sony Ericsson 74,8 51,1 46,4
LG Electronics 64,4 54,9 17,3
Другие 197,8 213,1 -7,2
Всего 1019,9 832,8 22,5

 В условиях глобализации  связи между компаниями мира усиливаются. Популярным становится использование программного обеспечения для обеспечения работы всех участников бизнес-процессов независимо от них территориального расположения в мире. Например, программное обеспечение немецкой компании Seehafen Transportkontor Gildemeister Gmbh занимается глобальной логистикой и с внедрением своего программного обеспечения в компаниях увеличивает объемы перевозок приблизительно в 10 раз [5].

Так, компания Cisco, один из мировых лидеров по производству сетевых технологий для Интернета, продолжает наращивать свое присутствие по всему миру. Сейчас ее деятельность развивается особенно высокими темпами в странах Восточной Европы по предоставлению услуг сервисной поддержки и технического консалтинга.

Наблюдается процесс увеличения рынка программного обеспечения компании Microsoft, от которой старается не отставать такой поставщик, как Apple, который внедрил  около 150 новых разработок в операционную систему MAC OS X, а также усовершенствованный веб-браузер Safari RSS. Длительное время существовало противостояние двух руководителей  этих компаний – Билла Гейтса и Стива Джобса на предмет принадлежности интеллектуальной собственности. Другой компанией, которая старается конкурировать с Microsoft, является компания Novell, которая благодаря разработкам руководящего программиста Линуса Торвальдса, выпустила операционную систему Linux. Инструментами борьбы за рынок Linux является ее открытое распространение [5].

Вопрос распространения своего влияния в мире ТНК решают, выполняя шаги маркетинговых мер, мер в сфере продаж, прибегают к разным структурным изменениям [1]. Примером этих мер служит компания Corel,  которая сейчас имеет около 1 млн. 200 тыс. сотрудников во всем мире. В этой компании иногда один сотрудник выполняет несколько направлений в результате использования структурированной системы маркетинга. Её офисы размещены по всему миру. Например, главный европейский офис находится в Великобритании, отделение, которые отвечает за Центральную Европу, − в Германии. Кроме того, есть еще  три подраздела, которые находятся в Мадриде,  Милане,  Париже. Все это содействует повышению эффективности работы компании.

Глобальный характер процессов в сфере телекоммуникации подтверждается ростом объемов компаний, что достигается, в частности, слиянием и поглощением компаний (рисунок 1). Хотя наблюдается очень резкое падение активности рынка слияния и поглощения по обоим показателям после рекордного 2010 г., стабильная положительная тенденция к росту все-таки восстановилась  в 2014 г. и длится до сих пор, однако лишь по показателю общей стоимости соглашений. Объем же заключенных соглашений стабильно уменьшается. Из этого можно сделать вывод о росте в общей структуре количества относительно больших по размеру соглашений. В 2016 году телекоммуникационный сектор прогнозирует 6%-ное падение по количеству соглашений с 1,1 в 2015 г. до 1,05 в 2016 г. Однако, общая стоимость соглашений возрастает на 10% с 206 млрд. долл. в 2015 г. до 226 млрд. долл. в 2016 г.[5].

Рисунок 1.Тенденции развития рынка слияния и поглощения в секторе телекоммуникации

Сектор информационных технологий после 2010 г. также демонстрирует резкое падение показателей активности рынка слияния и поглощения. Однако уже с 2012 г. восстановилась положительная тенденция и в 2016 г. активность рынка по обоим показателям достигла 55% от уровня 2010 г. [5].

Крупными соглашениями по поглощению стали приобретения компанией Cisco ведущего поставщика устройств для защиты сетевых сообщений и борьбы со спамом и шпионскими программами Ironport.  Компания Motorola приобрела 100%  акций компании Symbol Technologies, которая станет частью подраздела по производству оборудования для операторских и корпоративных сетей Motorola Networks & Enterprise. Компания Seagate Technology, которая за последние годы соблюдает стратегии относительно расширения своей клиентской базы и увеличения возможностей роста за счет выхода за границы основной деятельности компании по производству жестких дисков и перехода в более широкую категорию решений для сохранности данных,  приобрела компанию Evault – лидера в сфере предоставления услуг резервного копирования данных онлайн [7].

Расширение влияния компании возможно при наличии большого объема ее оборота. Это достигается укрупнением компаний, с помощью покупки новой компании посредством слияния или поглощения, выкупом акций компании. Последняя операция используется компаниями для противодействия со стороны конкурирующих компаний, которые также могут стараться завладеть активами этой компании. К этой операции, например, неоднократно прибегала компания Symantec, что помогло ей повысить мощность своей деятельности.

Другим примером укрупнения является приобретение других компаний [2].  В последнее время, как упоминает главный аналитик компании Forrester Research, Роб Уайтли, Citrix является одним из наиболее быстрорастущих поставщиков приборов SSL VPN для отдаленного доступа [5]. Это произошло благодаря использованию технологий, которые были разработаны несколькими приобретенными ею компаниями. К аналогичным мерам прибегла и компания Cisco, которая, начиная с 1993 года,  приобрела около 120 компаний.

Очень эффективными являются соглашения нескольких компаний по созданию новой независимой компании [3]. В этом случае средства на создание компании  выделяются из основных производственных фондов компаний-организаторов. При этом могут привлекаться ключевые исследования, разработки этих компаний, методы производства и сбыта.

Объединение производственных мощностей компаний ведет к дальнейшему слиянию. Это происходит путем общего изготовления продукции. Одним из  примеров такого объединения является учреждение компаниями Hitachi, Samsung, Seagate, Toshiba альянса Hibrid Storage Alliance, что ставит перед собой задачу создания накопителей на основе традиционных жестких дисков и флеши-памяти. В результате конечные пользователи получат такие преимущества, как быстрая загрузка, низкое энергопотребление, высокая надежность, высокая стойкость к ударам, простота установки, защита данных.

В  компании Novell свыше 27 тысяч торговых партнеров, около 40 тысяч компаний активно работают с Novell в области совместных разработок или принимают участие в двусторонних соглашениях [7].

Одним из способов слияния является изготовление общей продукции несколькими фирмами для одного заказчика [1]. Такой общей продукцией может быть автоматизированная система управления на основе нескольких информационных систем, например, постоянная система управления на основе информационных систем Ifor ERP Syteline и Microsoft Dynamics AX, которая введена в одной из крупнейших компаний России − холдинговой компании «Готэк». Концепция использования двух программных продуктов в едином информационном пространстве  выгодна тем, что позволяет получить эффект от внедрения лучших решений в каждой из автоматизированных областей с учетом специфических особенностей деятельности компании.

Компании могут объединять свои усилия также для выпуска продукта с более высокими технологическими характеристиками, что дает возможность продажи этот продукта на более выгодных условиях. Результатом такого партнерства между компаниями Cisco Systems и Videotron стала разработка новой технологии Videband, которая резко увеличивает скорость передачи данных через Интернет и в будущем может иметь значительное влияние на весь южноамериканский телекоммуникационный рынок. Таких же результатов стараются добиться компании Nokia, Siemens, Networks и Cisco, которые заключили соглашение о разработке системы управления телекоммуникационными сетями, основанной на совместно принятых стандартах, что поможет операторам улучшить управляемость сложными сетевыми ресурсами и ускорить внедрение новых услуг [4]. Таким образом, сетевые функции и расходы могут быть лучше увязаны с потребностями бизнеса.

Специфика продуктов программного обеспечения состоит в самой большой их незащищенности как объектов интеллектуальной собственности. Поэтому часто решением этой проблемы является создание условий для установки лицензионного программного обеспечения, произведенного одной компанией, на компьютеры, произведенные другой. Так,  компания  Lenovo еще в 2005 году стала первой компанией, которая устанавливала операционные системы Windows компании Microsoft на все компьютеры, предназначенные для продажи в Китае. Это дало возможность двум компаниям совместно построить в Китае центр по исследованиям и инновациям. Сотрудничество в этой сфере между двумя компаниями длится до сих пор: сейчас Lenovo продает компьютеры с установленным программным обеспечением компании Microsoft в 65 странах мира.

Научные исследования являются неотъемлемой частью деятельности компаний в сфере информационных технологий. Но финансирование научно-технических разработок является сложным вопросом, успешно решаемым, как правило, крупными компаниями, которые охватывают своей продукцией весь мир. Эти компании заинтересованы в разветвленной  сети научно-исследовательских организаций, где сотрудничают специалисты разных стран. К таким компаниям принадлежит компания Cisco, специализирующаяся на разработке унифицированных коммуникаций. Она имеет центры НИОКР в Европе, Азии, Северной Америке, Израиле.

Однако руководство компаний, принимая решения об укрупнении, понимают, что этот процесс имеет ряд недостатков. Прежде всего, компании не сразу могут получить запланированные прибыли. Это связано с некоторым временем, необходимым для приспособления к новым условиям деятельности, с  изменением стратегии компании, реструктуризацией компании, списанием стоимости активов, решением внутренних конфликтов. Так, анализируя состояние французско-американской телекоммуникационной компании, которая возникла в результате слияния французской Alcatel и американской Lucent 1 декабря 2006 года, очевидно, что прибыли этой компании находятся на низком уровне. Руководство компании старается выйти из этого кризиса, в том числе непопулярными методами, а именно сокращением штата на 12500 рабочих мест [5].

Выводы. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений заключается в стремлении получить и усилить синергетический эффект. Возникающая при этом новая корпорация может использовать ряд преимуществ (синергий), которые появляются в результате объединения ресурсов компаний: сокращение затрат на НИОКР, расширение ассортимента выпускаемой продукции (услуг), устранение дублирующих функций при сохранении общих объемов производства, отсутствие необходимости инвестиций в развитие сбытовой сети и продвижение продукта и других. Информатизация компаний способствует получению глобальных синергетических эффектов, так как позволяет автоматизировать процессы управления, обеспечивает функционирование всех участников процесса в едином информационном пространстве, позволяет дистанционно контролировать  и координировать бизнес-процессы. Однако, несмотря на получаемые положительные синергетические эффекты, укрупнение компаний ведет к исчезновению условий для эффективного осуществления конкуренции.

 

Список литературы:

  1. Eiteman D.K., Stonehill A.I., Moffett M.H. Multinational Business Finance. 12-th ed. Boston: Addison-Wesley, 2012. – 628 р.
  2. Mytelka L., Delapierre M. Strategic partnerships, Knowledge-based networked oligopolies and the state // Private Authority and International Affairs / c.Culter, V.Haufler, T.Porter, eds. Binghamton, 1999. — P. 129-149.
  3. Wilson J.O. The Power Economy Building an Economy that Works / J.O. Wilson. – Boston, 1995. – 226 р.
  4. С помощью решения Cisco Wideband канадская компания Videotron установила рекорд скорости передачи данных в Интернете [Электронный ресурс] / Cайт компании Cisco Systems. – Режим доступа: https://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/1049.html.
  5. Business Leaders [Electronic resource] / Gartner. – URL: .
  6. Сайт онлайнового издания «Открытые системы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.osp.ru/.
  7. Портал Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»ГЛОБАЛЬНЫЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОМПАНИЙ» description=»В статье исследованы особенности функционирования компаний информационно-телекоммуникационной сферы. Установлено, что процессы их укрупнения являются последствием слияния и поглощения, что приводит к монополизации рынка. Выявлено, что информатизация становится фактором расширения влияния компаний и способствует получению глобальных синергетических эффектов.» author=»Кирильчук Светлана Петровна, Наливайченко Екатерина Владимировна, Кирильчук Анна Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found