Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛОГПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Государственная налоговая политика формируется исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. Планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, в ред. Приказа ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ введены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок [4]. Первый критерий оценки риска  налоговая нагрузка. Чтобы определить, не попадает ли налогоплательщик в зону риска по критерию низкой налоговой нагрузки, необходимо рассчитать налоговую нагрузку. Налоговой нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов, представляемой в налоговые органы, и оборота (выручки).

При расчете налоговой нагрузки в сумму уплаченных в течение года налогов не включаются страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ [4].

Например, организация в течение 2012 года уплатила налоги в общей сумме 7 750 140 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 67 560 300 руб. Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2012 года равна 11,47% (7 750 140 руб. / 67 560 300 руб. x 100%).

Налоговую нагрузку организации необходимо соотнести с налоговой нагрузкой, соответствующему виду деятельности. Вид деятельности следует определять в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, то следует ориентироваться на среднестатистические показатели по основному виду деятельности согласно данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В Таблице 1 отражены результаты сравнения налоговой нагрузки налогоплательщика и средней налоговой нагрузки по виду экономической деятельности.

Таблица 1.

Результаты сравнения налоговой нагрузки налогоплательщика

и средней налоговой нагрузки по виду экономической деятельности

 

Если…

То…

НН < СрНН высока вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок
НН >= Ср.НН показатель налогоплательщика по данному критерию не заинтересует налоговый орган

где: — НН — налоговая нагрузка налогоплательщика;

— Ср.НН — средняя налоговая нагрузка по виду экономической деятельности

Налоговым органам мониторинг и предпроверочный анализ рекомендуется осуществлять в пределах определенной группы организаций, имеющих схожие признаки экономической деятельности, что позволяет наиболее корректно оценить налоговый риск организации в ходе проведения сопоставительного анализа. Расчет налоговой нагрузки  за 2012 и  2013 годы, по основным видам экономической деятельности по Оренбургской области и по России представлен в Таблице 2 [1].

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

— показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;

— признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;

— наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Таким образом, наблюдается увеличение положительных показателей налоговой нагрузки, в 2013 году налогоплательщиков,  относящихся к категории крупнейших, увеличилось по сравнению с 2011 годом на 13 организаций, а налогоплательщиков с отрицательной налоговой нагрузкой уменьшилось на 9. Если сравнивать 2013 год с 2012 годом, то число налогоплательщиков увеличилось на 8, в то же время с отрицательной налоговой нагрузкой уменьшилось на 1.

По всем отраслям производства, кроме отраслей производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2012 году и 2013 году; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) среднеотраслевая налоговая нагрузка по Оренбургской области в 2012 и 2013 годах ниже среднеотраслевой нагрузки по России. Можно отметить положительный темп роста по некоторым отраслям производства среднеотраслевой нагрузки по  Оренбургской области в 2013 году по отношению к 2012 году.

Таблица 2.

Налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности

по Оренбургской области и России

В  процентах

Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка по Оренбургской области

Средняя налоговая нагрузка по РФ

2012 г. 2013 г. 2012 г.

 

2013г.

 

максималь

ная

средняя максимальная средняя
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 36.9 1.6 34.7 1.2 3.6 2.9
Добыча полезных ископаемых 79.9 29.3 62.4 20.4 33.2 35.2
Обрабатывающие производства 28.9 2.1 41.3 2.5 7.1 7.5
Производство пищевых продуктов, включая напитки 37.8 1.6 41.3 0.8 14.9 16.6
Производство кокса и нефтепродуктов 6.9 2.5 2.2 1 6 6
Химическое производство 6.7 2 10.7 3 4.3 4.3
Прочие производства 6.2 0.2 17 3.9 4 4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 27.5 7.1 20.8 7.4 4.8 4.2
Строительство 36.1 0.7 34.4 3.1 12.2 13
Деятельность  ж/д транспорта 1.6 1.6 19.3 6.1 11.4 11.4
Деятельность воздушного транспорта 8.2 8.2 2.3 2
Связь 27.5 5.5 26.9 8 14 14.2
Операции с недвижимым имуществом 71.6 1.4 82.1 1.7 22.2 18.6

Таким образом, налоговая нагрузка является индикатором фактического уровня (меры, степени) уплаты налогов и может сопоставляться между налогоплательщиками, а также со средним уровнем по отрасли (группе). Кроме того, можно провести  детализацию показателя налоговой нагрузки, что  позволяет выявить конкретные направления налоговых рисков и отбросить безрисковые направления. В этом случае  возможно выявление наиболее характерных финансово-хозяйственных операций, способствующих возникновению угрозы занижения налоговых обязательств. Например, занижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций. Налоговый риск связан с искажением (сокрытием) доходов организации и завышением, необоснованным учетом расходов. Для оценки рисков необоснованного занижения доходов и завышения расходов целесообразно рассчитывать аналитические показатели на основании декларации по налогу на прибыль организации [2].

Показатель налоговой нагрузки по НДС характеризует влияние специфики деятельности налогоплательщика на коэффициент налоговой нагрузки (масштабы деятельности на внутреннем рынке); по налогу на имущество налоговый риск связан с занижением стоимости налогооблагаемого имущества и необоснованным применением налоговых льгот; по налогу на доходы физических лиц не участвует в расчете интегральной налоговой нагрузки, поскольку этот налог организация уплачивает в качестве налогового агента. Однако в связи с тем, что налоговой базой для НДФЛ является заработная плата, которую начисляет предприятие, возможны налоговые риски. Эти риски связаны с занижением реальных сумм оплаты труда наемных работников; фактической заменой части сумм оплаты труда на другие виды выплат, которые по факту являются той же оплатой труда, но не формируют налоговую базу; выводом части финансового результата с целью дальнейшего обналичивания и выплате части заработной платы в конвертах.

Вторым важным критерием для оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок это  значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность[2].

Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в разделе «Налоговый контроль» опубликовывает средние показатели рентабельности и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности,ориентируясь на эти цифры, налогоплательщики самостоятельно могут оценить риск назначения выездной налоговой проверки.

 Также, к основным критериям для оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, относят:

Таким образом, основной и наиболее эффективной формой государственного контроля налоговых правонарушений являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; предупреждение налоговых правонарушений. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков. В целях эффективного решения всех этих задач рассмотрен новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

 

Список литературы:

  1. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов / Форма 2-НК // 2011-2013 гг. Режим доступа: https://www.nalog.ru/
  2. Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
  3. Постановление Пленума ВАС РФ от 07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
  4. Приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»[schema type=»book» name=»ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛОГПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ» author=»Хмеленко Светлана Ивановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found