Современные тенденции развития финансового менеджмента как научной дисциплины определяются следующими ключевыми задачами: студенту необходимо изучить не только базовые аспекты финансового менеджмента, такие как основные термины и определения, но и прикладные инструменты управления финансами – как операционные, например инструменты мониторинга и оценки денежных потоков, оценка финансовой политики компании, так и стратегические — поиск и разработка финансовых стратегий, оценка инвестиционных проектов, направленных на максимизацию ценностей компании и благосостояния ее акционеров.
Современный финансовый менеджер должен уметь выбрать такую финансовую политику компании, которая способствовала бы достичь поставленные стратегические и тактические цели компании, применить наиболее оптимальные с точки зрения стоимости владения инструменты финансового управления, уметь рассчитывать все необходимые финансовые показатели.
В рамках изучения указанной дисциплины бакалавр должен изучить следующие основные разделы дисциплины:
- важнейшие аспекты основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента;
- финансовый и управленческий учет;
- инвестиционный анализ, основы принятия инвестиционных решений;
- финансирование корпораций, финансовые инструменты;
- управление денежными потоками: анализ, планирование и методы оптимизации;
- структуру и стоимость капитала;
- инструменты и методы оценки стоимости активов;
- дивидендную политику
- способы реструктуризации компании: слияние, поглощение, дробление.
Очевидно, что для полного изучения всего необходимого материала, студент должен иметь возможность самостоятельно учиться и эффективно использовать полученную информацию для решения прикладных задач.
Что может предложить современная система образования для решения указанных задач?
В настоящее время в России развивается институт дистанционного образования. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2, с. 16] определено, что при реализации образовательных программ образовательными организациями могут применяться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Дистанционное обучение зародилось в Европе еще в XVIII века, тогда при появлении регулярного почтового сообщения, появилось, так называемое «корреспондентское обучение», с помощью которого обучающиеся получали письма, в которых содержалась необходимая информация и задания для проверки знаний [3, с. 31]. С развитием коммуникационных технологий, данный способ получения образования становился все более востребованным.
Так, что же такое дистанционное образование и чем оно отличается от электронного обучения?
Главное отличие электронного обучения от дистанционного образования – это возможность общения с преподавателем. Если вы учитесь самостоятельно, без общения с преподавателем, определяя продолжительность учебных занятий, распределяете нагрузку, то тогда это электронное обучение. В случае, когда образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, когда преподаватель выкладывает на внутренний электронный ресурс задания, лекции, дополнительную информацию, но при этом все равно сохраняется форма получения знаний через общение с преподавателем – это дистанционное образование.
В настоящее время использование элементов дистанционного образования – это очень удобная форма работы с обучающимися, т.к. студенту сегодня нужны не только академические, но и прикладные знания, следовательно, нужно предоставить ему возможность решать дополнительные практические задания.
Рассмотрим технологии дистанционного обучения, которые могут быть использованы в изучении дисциплины «Финансовый менеджмент».
Наиболее из распространенных дистанционных элементов обучения является обучение с использованием кейсов (кейс-стади). Кейс представляет собой описание одной или нескольких конкретных бизнес – ситуаций. Студенту необходимо проанализировать поставленные вопросы и, на основе изученных ранее материалов, представить возможные пути их решения. Стоит отметить, что работа может быть выполнена студентом как индивидуально, так и в группах. При групповом решении кейса, участники совместно обсуждают идеи, выявляют ключевые проблемы, выбирают оптимальное решение и презентуют его.
Использование кейс-технологии в рамках дистанционного обучения позволяет студентам развить аналитические способности, изучая поставленную проблему самостоятельно предложить варианты ее решения и доказать своим коллегам (в случае групповой работы) или тьютору (преподавателю) правильность их решения.
Применительно к дисциплине «Финансовый менеджмент» кейсы могут быть использованы для детальной проработки двух аспектов: оценка выбранной финансовой стратегии предприятия и определение корректности используемых инструментов операционного финансового управления. Так как кейсы не предполагают решения расчетных задач, то отработать механизмы, например оценки конкретных проектов не представляется возможным, а показать практическое использование стратегических решений вполне реализуемо.
Следует отметить, что кейсы должны быть разработаны на примере реальных бизнес-ситуаций, чтобы повысить интерес студента (в частности, мы предлагаем оценку таких ситуаций, как несоблюдение финансовых ковенант в компании «Мечел», проблемы привлечения заемного финансирования в авиакомпании «Ютейр» и так далее). Данные проблемы не только уже достаточно широко известны, но и уже реализовались, поэтому студенты имеют возможность оценить качество принимаемых финансовых решений.
Для детального рассмотрения узких вопросов – например, оценки применимости EVA для операционного финансового управления – предлагается использовать групповые семинары, где подключается несколько участников и они обсуждают поставленную задачу. При этом необходимо разработать вопросы, на которые должны отвечать студенты, и обязательным является участие модератора – который может быть как явным, так и «тайным» — подавая «провокационные» реплики и оспаривая мнения студентов.
Следующим важным инструментом дистанционного обучения является решение задач. Современные технологии дистанционного обучения позволяют реализовать систему решения задач как с автоматической, так и с «ручной» проверкой представленных решений. Автоматическая проверка предполагает, что студент должен ввести в специальную форму ответы (как правило, числовые), и получить оценку в соответствии с правильностью ответов. Ручная проверка позволяет оценить не только правильность самого ответа, но и ход решения, что, на наш взгляд, является более полезным для студента, так как позволит определить корректность применяемых механизмов расчета. Следует отметить, что инструменты финансового менеджмента допускают различную трактовку ряда понятий, например, при расчете ставки дисконтирования для инвестиционного проекта или для оценки САРМ могут быть использованы различные данные, поэтому студенты при расчете могут получить различные ответы.
Важным инструментом дистанционного обучения является так же решение прикладных задач – например, построение системы бюджетов для компании с выделением статей расходов и доходов. Для этого студенту предоставляется информация о компании и ее деятельности, финансовая отчетность в динамике, и предлагается разработать такие формы бюджетов, которые позволили бы максимально решить актуальные для компании задачи финансового менеджмента.
Далее мы считаем необходимым участие студентов в вебинарах. На наш взгляд, крайне полезны открытые вебинары, проводимые Ассоциацией Российских Банков [1]. Они посвящены актуальным проблемам работы финансовых рынков, и позволяют студентам не только пассивно получить информацию, но и задать интересующие их вопросы. Кроме того, возможно проведение узкоспециализированных вебинаров, посвящённых решению отдельных задач финансового управления.
Кроме того, использование элементов дистанционного образования в организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, дополнительно помогают в развитии у студентов навыков работы с информацией (поиск, обработка) и повышению навыка самостоятельной работы студента.
Таким образом, внедрение инструментов дистанционного обучения при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент» важная часть современного образовательного процесса.
Список литературы:
- Официальный сайт Ассоциации Российских Банков: https://arb.ru
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.:Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
- Хусяинов Т.М.. История развития и распространения дистанционного образования. // Педагогика и просвещение. — 2014. — № 4. — C. 30-41. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.14288[schema type=»book» name=»ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»» description=»Финансовый менеджмент – обязательная дисциплина для многих направлений обучения студентов – от менеджмента до экономики. Однако сегодня объем аудиторных часов для студентов, в частности для бакалавров, сокращается, и имеющееся во многих учебных планах количество аудиторных часов для дисциплины «Финансовый менеджмент» явно не достаточно для полного и качественного ее изучения, а значит, необходимы дополнительные, внеаудиторные, обучающие методы. На наш взгляд, внедрение элементов дистанционного обучения для финансового менеджмента позволит значительно повысить качество подготовки.» author=»Грошева Надежда Борисовна, Нуйкина Мария Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]