Современная общемировая и национальная экономическая действительность дает основания утверждать, что государственно-частное партнерство становится эффективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса по многим направлениям. Наибольшая востребованность механизма ГЧП, пожалуй, наблюдается в сфере реализации инновационного развития российской экономики. Природа инноваций такова, что ей свойственно большие риски и неопределенность в получении дохода в то время, как экономический механизм ГЧП способен создать мотивационную составляющую управления инновациями. Как мы видим, со стороны государства существует устойчивый спрос на результаты научно-технических достижений, что является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций при реализации различных проектов в сфере НИОКР.
Государственно-частное предпринимательское партнерство (ГЧПП), соединяя преимущества частной инициативы с преимуществами государства в осуществлении проектов, требующих масштабных затрат ресурсов, а также концентрации значительных ресурсов на ключевых направлениях развития, имеет давние традиции в истории России. В частности, освоение огромных ресурсов Урала и Сибири осуществлялось на основе государственно-частного партнерства, когда царская власть предоставляла крупным предпринимателям государственные подряды на освоение целых регионов.
В последние годы, в связи с все более очевидной неудачей неолиберальных подходов, предполагающих минимизацию роли государства в экономике страны, все больше внимания уделяется возвращению идей государственного частного партнерства.
Государственно-частное предпринимательское партнерство тесно связано с национальными проектами, которые только начинают набирать силу.
В качестве принципов государственно-частного предпринимательского партнерства можно назвать следующие:
Принцип 1 – общественная польза: государственно-частное предпринимательское партнерство должно быть ориентировано на общественную пользу в качестве главной целевой установки. Государственно-частное предпринимательское партнерство призвано служить интересам общества в целом, в том числе, партнерство в сфере городского автотранспорта должно соответствовать жизненно важным интересам населения города, которые в своей существенной части носят взаимопротиворечивый характер. Например, интенсификация потоков городского автотранспорта необходима для перемещения пассажиров и грузов, но в то же время негативно сказывается на экологической ситуации в городе. Соответственно, при целевой ориентации на общественную пользу необходимо не только искать оптимальную меру между удовлетворением противоречащих одна другой потребностей, но и искать эффективные способы нейтрализации противоречий. В отношении приведенного выше примера, такая нейтрализация может осуществляться путем изменений конструкций автомобилей в направлении экологичности, т.е. в переходе на более экологичные источники питания, допустим, на топливо «аквазин» (изобретено проф. Э.И. Исаевым) или, даже, на электрическую тягу, путем рационализации маршрутов городского транспорта, путем проведения масштабных мероприятий по озеленению города и т.д.
Ориентация государственно-частного предпринимательского партнерства на общественную пользу в качестве главной целевой установки, не означает, что в таком партнерстве должны подавляться целевые установки на прибыль, накопление частного денежного капитала и т.п. Все такие целевые установки не только общественно оправданы, но и являются мощной мотивацией социально-экономического прогресса. Здесь необходимо отметить, что получении прибыли и накопление денег должно осуществляться в русле достижения общественной пользы, аналогично тому, как в свое время Генри Форд накапливал частный капитал путем деятельности, которая обогащала всю родную для него страну – США, способствуя массовой автомобилизации населения, стимулируя значительное расширение строительства, металлургии, химии, машиностроения, создавая высокооплачиваемые рабочие места и т.д. В отличие от этого, такой крупный предприниматель-финансист, как Джордж Сорос, накапливал свой капитал на основе разного рода спекуляций, не приносящих обществу никакой пользы и наносящих огромный вред экономики целых стран, в частности, Малайзии.
Принцип 2 – нравственность: государственно-частное партнерство должно основываться на высокой нравственности; к партнерству не следует допускать лиц с сомнительной репутацией. Нравственная основа государственно-частного партнерства является обязательным условием устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества государственных и частных структур.
Взаимодействие в экономике различных субъектов хозяйствования и государственных структур при корыстно-эгоистических установках взаимодействующих лиц, стремящихся достичь собственной односторонней выгоды в ущерб интересам других участников этого взаимодействия (так называемое, псевдопартнерство), никогда не сможет стать ни стабильным, ни эффективным. Только взаимное согласование противоречивых интересов участников партнерства и направление их в русло общественных интересов, может обеспечить его стабильные эффективные результаты, а все это возможно обеспечить лишь на фундаменте нравственности.
Партнерство на фундаменте высокой нравственности, во-первых, ориентировано в качестве главной цели на общественную пользу при достижении частных целей в ее рамках, а, во-вторых, приводит одновременно и к общей (коллективной), и к частной выгоде, что достижимо через создание синергетического эффекта значительной величины.
Принцип 3 – заинтересованность: государственно-частное предпринимательское партнерство предполагает высокий уровень заинтересованности обоих сторон, участвующих в партнерстве, и всегда должно носить взаимный характер. Высокий уровень заинтересованности сторон, участвующих в государственно-частном предпринимательском партнерстве, является обязательным условием деятельности этого партнерства. Ведь частные лица и структуры, если они не будут в этом сильно заинтересованы, вообще не примут участия в таком партнерстве, а государственные структуры, если их представители не испытывают сильной личной заинтересованности в партнерстве, сведут его к формальным бюрократическим процедурам. При всем этом, реальные интересы государственных и частных сторон, участвующих в партнерстве, требуют их взаимного согласования.
Принцип 4 – взаимная ответственность: участники государственно-частного партнерства несут взаимную ответственность друг перед другом – юридическую и экономическую. Все участники государственно-частного партнерства, как со стороны частных, так и со стороны государственных структур, участвуя в этом партнерстве, тем самым берут на себя ряд конкретных обязательств, обусловленных этим участием. Если данные обязательства нарушаются той или иной стороной, в том числе и государственным (городским) органом власти, то все нарушители обязательств, включая и государственные структуры, а не только частные, должны нести как юридическую, так и экономическую ответственность, которая должна быть заранее оговорена в договоре государственно-частного партнерства.
Принцип 5 – законность: государственно-частное партнерство следует осуществлять в соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами при приведении законодательства в соответствие с реальными здоровыми экономическими интересами сторон. Государственно-частное предпринимательское партнерство следует осуществлять в полном соответствии с действующим законодательством, тем более что представители государства в этом партнерстве не только не должны нарушать законодательные нормы, но и им следует всемерно способствовать их соблюдению. Однако, многие законодательные нормы, особенно применительно к хозяйственной сфере, еще далеки от совершенства, не соответствуют реальным здоровым экономическим интересам в обществе. Соответственно, государственные и частные структуры, участвующие в партнерстве, призваны инициировать предложения по совершенствованию действующего законодательства, ориентировать общественное мнение в направлении совершенствования правовых норм, не соответствующих задачам социально-экономического развития общества.
Принцип 6 – прозрачность: государственно-частное предпринимательское партнерство должно быть полностью открытым и носить прозрачный характер. Исключением может стать государственно-частное предпринимательское партнерство, связанное с обороной и др., и, следовательно, может носить закрытый характер, что связано с необходимостью соблюдения государственной тайны. Государственно-частное предпринимательское партнерство на уровне города всегда без каких-либо исключений должно носить открытый характер, быть полностью прозрачным по ряду причин: эффективное взаимодействие усилий государственных и частных структур предполагает полную открытость информации, необходимой для принятия оптимальных решений. Открытость является одним из необходимых условий для создания высокого общественного имиджа партнерства; а прозрачность исключительно важна для контроля за его осуществлением, противодействия коррупции, прикрываемой видимостью государственно-частного партнерства.
Принцип 7 – конкурсность: отбор предпринимателей для осуществления программ, проектов, выполнения заказов и т.п. должен проводиться на основе конкурсности. С целью отбора наиболее эффективных и перспективных партнеров на стороне частных структур и отдельных частных лиц, а также с целью противодействия коррупции, когда наделенные властными полномочиями госслужащие, движимые корыстными интересами, передают госзаказы, подряды и т.п. не наиболее эффективным их исполнителям, а тем, кто обеспечит большую выгоду лично чиновнику. Принципиально важно, чтобы конкурсный отбор не носил формального характера, не использовался в качестве прикрытия для отбора частных юридических и физических лиц по произволу чиновника, движимого корыстью. Заметим, что если чиновников вознаграждать не только заработной платой и привилегиями, но и прямой долей от реально полученного эффекта от государственно-частного партнерства без ограничения абсолютной суммы, то у чиновников появится интерес отбора честных и надежных партнеров на основе определения их эффективности.
Принцип 8 – сочетание плана и рынка: развитие государственно-частного предпринимательского партнерства на основе взаимодействия планово-распределительных и рыночно-капиталистических методов при обеспечении стратегического подхода к задачам, решаемым в ходе этого партнерства. Как планово-распределительные, так и рыночно-капиталистические методы имеют свои сильные и слабые стороны. Поэтому наилучший результат достигается при разумном сочетании, взаимодействии плановых и рыночных методов. Собственно, и само государственно-частное предпринимательское партнерство является в своей сущности взаимодействием планово-распределительного и рыночно-капиталистического подходов к решению сложных социально-экономических задач.
В период непрерывного реформирования советской экономики, начатого с решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 года и продолжаемого вплоть до распада СССР в августе 1991 года, в экономику Советского Союза, являющуюся в своей сущности мобилизационной экономикой планово-распределительного типа, постоянно встраивались, в том или ином виде, рыночные механизмы и формы хозяйствования, связанные с повышением самостоятельности предприятий и организаций и их ориентацией на прибыль. Однако, все эти попытки рыночного реформирования советской экономики не только не дали положительных результатов, но и привели к значительному снижению эффективности экономики страны. При постоянном росте масштабов производства, качественные показатели экономического развития ухудшались, а темпы роста снижались. Такая ситуация породила в определенных кругах миф о несовместимости плана и рынка, стала использоваться в качестве одного из аргументов за применение неконсервативной, т.е. либерально-рыночной концепции экономики в форме монетаризма.
Между тем, ряд стран, например, Германия и Япония, а в настоящее время и Китай, показали полную совместимость рыночных и плановых методов хозяйствования, если их сочетать достаточно разумным образом.
В связи с этим возникает вопрос, почему в СССР не удалось достичь оптимального сочетания плановых и рыночных форм и механизмов хозяйствования.
На этот вопрос уже дан ответ в ряде публикаций. Дело в том, что рыночные формы и механизмы пытались встраивать в планово-распределительные формы и механизмы, что заведомо было обречено на неудачу, порождая, так называемый, затратный механизм хозяйствования, ориентированный на искусственное накручивание валовых стоимостных показателей в ущерб интересам реального дела. Ведь нацеленность на увеличение объема реализации продукции, массы и нормы прибыли при условии гарантированности сбыта продукции системой централизованного материально-технического снабжения приводила к искусственному разделению стоимостных итоговых показателей путем сознательного увеличения затрат на производство (чем больше затраты, тем больше цена, выручка от реализации и прибыль).
Между тем, существует другой путь взаимодействия плана и рынка, базирующийся на трехсекторной экономике:
— планово-распределительном секторе, работающем исключительно в соответствии с государственными директивными плановыми заданиями, без каких-либо попыток внедрения в него рыночных методов и механизмов хозяйствования, с ориентацией не на прибыль, а на непосредственное удовлетворение потребностей общества и государства (как это и было в СССР до 1965г., но только с той разницей, что подобный механизм хозяйствования охватывает не всю национальную экономику, а только один из ее секторов, хотя и весьма важный – это, прежде всего, отрасли ВПК и инфраструктуры);
— регулируемом рыночном секторе (с применением всего спектра мер госрегулирования, но при этом рыночные начала хозяйствования являются базовыми, первичными, а регулирующие отношения добавочными, вторичными (в советской экономике была совершена заведомо неудачная попытка создать систему сочетания плана и рынка таким образом, что первичным оказался план, а рынок вторичным);
— нерегулируемом рыночном секторе, но функционирующем в рамках общего правового поля экономики.
Принцип 9 – контролируемость: обеспечение действенного контроля за всеми стадиями сотрудничества и его конечными результатами. Контроль является необходимым условием всякой экономической деятельности, направленной на общественное благо, тем более, что к этой деятельности непосредственно подключены государственные структуры. Контроль необходим и со стороны вышестоящих органов государственной власти, и со стороны общественности. В то же время контроль нельзя превращать в средство мелочной бюрократической опеки, проводя разного рода мероприятия контроля в ущерб реальному делу. Ряд названных ранее принципов – общественная польза, нравственность, конкурсность являются важными предпосылками для осуществления принципа контролируемости, что касается принципа 3-го – взаимной заинтересованности, то в случаях общественно-здорового государственно-частного партнерства, основанного на началах нравственности, он способствует осуществлению контролируемости, а в случаях коррумпированности властных структур, подлежащих контролю, данный принцип существенно ослабляет действенность контроля (порождает ситуацию, выраженную народной поговоркой – «рука руку моет»).
Принцип 10 – взаимосочетаемость: взаимосочетаемость предпринимательской инициативы и инновационности с возможностями государства (в том числе и на уровне города) концентрации ресурсов всех видов на ключевых направлениях развития. Частное предпринимательство в его рыночной и непосредственной форме имеет неоспоримые преимущества в области инициативности и инновационности перед неизбежно сильно формализованными действиями функционеров государственных структур на всех уровнях власти. Между тем, инициативность и инновационность являются ключевыми факторами научно-технического и социально-экономического развития.
Однако, в сравнении с частными структурами, государственные структуры имеют на порядок больше возможности в масштабах, вовлекаемых в активное применение ресурсов всех видов и их концентрации на ключевых направлениях развития. Кроме того, только государственное воздействие на развитие экономики позволяет ввести его в русло стратегически выверенного курса. Таким образом, взаимосочетаемость преимуществ частнопредпринимательской инициативы с концентрацией государством ресурсов (в том числе на уровне крупного города) на ключевых направлениях стратегии социально-экономического развития является важным фактором государственно-частного предпринимательства.
Принцип 11 – синергетичность: нацеленность государственно-частного предпринимательского партнерства на максимизацию синергетического эффекта. Синергетический эффект является высшей формой экономической эффектности, позволяя получать дополнительный, при чем весьма значительный результат за счет рационального комбинирования факторов производства всех видов – труда, земли и природных ресурсов, техники, денежных средств, результатов НИОКР и т.д. Соответственно, государственно-частное партнерство, соединяя в себе преимущества частной инициативы и инновационности с преимуществами государственного воздействия на воспроизводственный процесс, с одной стороны, обладает огромными возможностями для создания синергетического эффекта, а, с другой – должно быть ориентировано на его максимизацию.
Принцип 12 – устойчивая эффективность: всемерное обеспечение устойчивого высокоэффективного социально-экономического развития. Данный принцип отражает достижение конечного результата, получаемого в результате следования всем ранее изложенным принципам, притом, что все эти принципы:
— взаимопроникают один в другой;
— активно взаимодействуют между собой по принципу прямой и обратной связи;
— взаимно усиливают друг друга;
— в своем системном взаимодействии дают существенно увеличенный общественно полезный результат при условии следования этим принципам в практической деятельности.
Литература:
- Брагин Н.И. Государство и рынок. – М.: Союз, 2000; Экономика России /Колл. авторов. – М.: Союз, 2000. – 318с.
- Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1998. Новый курс для России. // Обозреватель- Observer. 1998. №№ 4, 6, 7.
- Данилов А.И. Комбинационный экономический эффект: понятие, формирование, генерирование. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001 – 179с.
- Сальникова Т.С., Хончев М.А., Волкова Н.М., (2013), Интеграция высшей школы, науки и производства на основе принципов государственно-частного партнерства. Бизнес в законе, 3: 118-122.
- Сизов В.С. Стратегическое управление воспроизводственным процессом. – М.: Экономист, 2004. – 238с.
- Толмачева Р.П. Экономическая история. – М.: КТК «Дашков и К0», 2004. – С. 501 – 575.[schema type=»book» name=»БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ» author=»Матненко Н. Н., Сальникова Т. С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]