Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (The Association of Southeast Asian Nations — ASEAN) — представляет собой важную и значимую геополитическую и экономическую международную субрегиональную организацию. Однако, чтобы полностью разобраться в современном положении АСЕАН и как она к нему пришла необходимо рассмотреть её прошлые успехи и поражения, то есть изучить её историю [4].
В основе образования АСЕАН лежали политические факторы. ЮВА в конце 1960-х гг. представляла собой арену столкновений интересов США, Советского Союза и Китая. Опасаясь вовлечения в противоборство сверхдержав, но главным образом, распространения коммунизма и китайской военной экспансии, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Малайзия и Индонезия в 1967 г. образовали Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии. Однако она носила подчиненный характер и не могла претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях. Поэтому в конце 1960-х годов, страны ЮВА начали активный поиск путей поддержания мира и безопасности в регионе, что привело к созданию АСЕАН 8 августа 1967 года. Первоначально в неё вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины [4].
В первое десятилетие существования АСЕАН происходило ее становление преимущественно как политической группировки. В этот период были приняты Бангкокская декларация согласия (1967), которая закрепила основные цели АСЕАН, и декларация о мире, свободе и нейтралитете (1971). Эти действия позволили сформировать предпосылки для реального экономического сотрудничества [3,4].
Первая встреча АСЕАН на высшем уровне состоялась в феврале 1976 г. на индонезийском острове Бали и стала отправной точкой экономического сотрудничества между странами АСЕАН. Однако, столкнувшись в 1980-е годы со значительными трудностями АСЕАН начала проявлять повышенное внимание к способу рыночного регулирования сотрудничества [3,4].
Так в 1992 году на саммите в Сингапуре было принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) (далее — АФТА) в течение 15 лет. Также в целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества, вследствие чего, было подписано Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) (далее — АИКО) государствами — членами АСЕАН в апреле 1996 года. Ко всему прочему в октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН (АИА) (далее — АИА). АИА охватывает территории всех государств — членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций [3,4].
Сегодня АСЕАН с ее 625-миллионным населением и совокупным ВВП в 2,3 трлн. долл. – одна из крупнейших региональных организаций [16,19].
Отправной точкой нового, современного этапа развития АСЕАН стало подписание 20 ноября 2007 года устава АСЕАН, который официально провозгласил правосубъектность АСЕАН как международную (межправительственную) организацию, а также заметно укрепил её структуру руководящих органов [4,19].
АСЕАН сегодня удаётся не только сохранить свою актуальность, но и продолжать уверенно эволюционировать [4,16].
Таблица 1
Динамика ВВП АСЕАН и его доля в мировом ВВП
Показатели |
Годы |
|||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Мировой ВВП, млрд.долл. | 74540,0 | 78950,0 | 83120,0 | 87180,0 |
ВВП АСЕАН, млрд.долл. | 1884,1 | 2184,8 | 2321,1 | 2398,6 |
Темп роста ВВП АСЕАН,% | — | 116,0 | 106,2 | 103,3 |
Темп прироста ВВП АСЕАН,% | — | 16,0 | 6,2 | 3,3 |
Доля АСЕАН в мировом ВВП,% | 2,5 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
Так, исходя из данных таблицы и полученных расчётов, можно увидеть, что ВВП АСЕАН с 2010 по 2013 годы увеличивался, хотя при этом его темп роста сокращался, что может сказать о замедлении темпов развития. Однако при этом доля АСЕАН в мировом ВВП в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,3%, и Ассоциации удалось сохранить это значение на протяжении последующих трёх лет [16,17].
Несмотря на то, что большинство стран-участниц АСЕАН сегодня значительно различаются по многим, в том числе и экономическим, показателям, руководителям всех этих стран удаётся найти определённые компромиссы для принятия решения, чтобы обеспечить максимальную выгоду своей стране и конечно же всей Ассоциации [4,6].
Таблица 2
Макроэкономические показатели стран АСЕАН, 2013 г.
Страна | ВВП | Экспорт | Импорт | Общий объём торговли | Приток прямых иностранных инвестиций | |||||
млрд.
долл. |
доля, % | млрд.
долл. |
доля, % | млрд.
долл. |
доля, % | млрд.
долл. |
доля, % | млрд.
долл. |
доля, % | |
Бруней-Даруссалам | 16,12 | 0,67 | 11,45 | 0,90 | 3,61 | 0,29 | 15,06 | 0,60 | 0,91 | 0,74 |
Вьетнам | 171,22 | 7,14 | 132,66 | 10,44 | 132,11 | 10,65 | 264,77 | 10,54 | 8,90 | 7,27 |
Камбоджа | 15,66 | 0,65 | 9,15 | 0,72 | 9,18 | 0,74 | 18,32 | 0,73 | 1,27 | 1,04 |
Индонезия | 862,57 | 35,96 | 182,55 | 14,36 | 186,63 | 15,04 | 369,18 | 14,70 | 18,44 | 15,07 |
Лаосская НДР | 10,00 | 0,42 | 2,59 | 0,20 | 3,29 | 0,27 | 5,88 | 0,23 | 0,43 | 0,35 |
Малайзия | 312,07 | 13,01 | 228,28 | 17,96 | 205,99 | 16,61 | 434,26 | 17,29 | 12,30 | 10,05 |
Мьянма | 56,41 | 2,35 | 11,44 | 0,90 | 12,01 | 0,97 | 23,45 | 0,93 | 2,62 | 2,14 |
Сингапур | 297,95 | 12,42 | 410,25 | 32,28 | 373,02 | 30,07 | 783,27 | 31,19 | 60,64 | 49,56 |
Таиланд | 387,53 | 16,16 | 228,73 | 18,00 | 249,52 | 20,11 | 478,25 | 19,04 | 13,00 | 10,62 |
Филиппины | 269,02 | 11,22 | 65,13 | 5,12 | 65,13 | 5,25 | 119,11 | 4,74 | 3,86 | 3,15 |
АСЕАН | 2398,55 | 100,0 | 1271,07 | 100 | 1240,48 | 100 | 2511,55 | 100 | 122,38 | 100 |
Из представленной таблицы можно заметить, что большую часть ВВП АСЕАН формируют всего 5 стран-лидеров: Индонезия (35,96%), Таиланд (16,16%), Малайзия (13,01%), Сингапур (12,42%) и Филиппины (11,22%), на них приходится 88,77% всего ВВП АСЕАН. Среди которых бесспорным лидером является Индонезия, которая в свою очередь является на сегодняшний день, самой крупной страной АСЕАН, её площадь составляет 1860360 км2, что составляет почти 42% всей территории Ассоциации, а также численность населения этой страны составляет почти 40% численности АСЕАН, и равна 248818,1 тысяч человек. Индонезия среди стран АСЕАН в 2013 году являлась страной с наибольшим объёмом ВВП, это было обусловлено тем, что экономика страны очень быстро развивалась. [6,16].
Противоположной Индонезии по размеру, а именно самой маленькой страной в АСЕАН является Сингапур, его площадь равна всего 715 км2 , что составляет всего 0,02 всей площади Ассоциации. Но несмотря на это, Сингапур является экономически важным участником АСЕАН, так как уже упоминалось выше он является одним из основных членов формирующих основную часть ВВП АСЕАН. Данный факт обусловлен тем, что Сингапур своевременно и адекватно отвечает на вызовы индустриальной и постиндустриальной эпохи, постоянно и гибко совершенствуя и традиционные, и новосозданные институты, следуя принятой стратегии, при этом постоянно ее корректируя. К тому же сегодня Сингапур перешёл к практике «догоняющего развития» на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки, что повышает его роль на мировой арене [6,16,25].
Увеличение темпов экономического роста, улучшение инвестиционного климата, а также повышение благосостояния всех стран АСЕАН, благоприятно сказываются на всей Ассоциации, вследствие чего к сегодняшнему дню АСЕАН добилась немалых высот [4].
На сегодняшний день АСЕАН представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил. Главная цель АСЕАН во внешнеполитической сфере – остаться центральным интеграционным ядром в АТР. Ассоциация авторитетно заявляет о себе в качестве инициатора либо ключевого участника целого ряда многосторонних объединений. Одним из таких объединений выступает «АСЕАН+3» [3,4].
«АСЕАН+3»- структура диалогового партнёрства, объединяющая десять государств АСЕАН и «тройку» стран Северо-Восточной Азии: Китай, Японию, Республику Корею. В рамках «АСЕАН+3» активно развивается сотрудничество в сфере политики и безопасности, главным вектором которого служит борьба с терроризмом и транснациональной преступностью. В области экономики основной акцент сделан на реализацию идеи создания Восточноазиатской зоны свободной торговли, как одного из основных элементов формирования в перспективе нового крупного торгово-экономического альянса в этом регионе. [4,6]. Однако страны АСЕАН, боясь поглощения своих национальных экономик крупными «диалоговыми» партнерами входящих в «АСЕАН+3», а также для того, чтобы предотвратить их дальнейшее усиление в регионе, решили «разбавить» диалог путём привлечения дополнительных игроков: Австралии, Новой Зеландии и Индии, при участии которых в 2005 году возник формат «АСЕАН+6» или по-другому называемый Восточноазиатский саммит (ВАС) (далее — ВАС). В качестве приоритетного направления деятельности ВАС были заявлены развитие беспрепятственной торговли в форме зон свободной торговли и либерализация рынков стран-партнеров [6].
Тем не менее, конкуренция между региональными лидерами-участниками ВАС: Японией, Австралией, Китаем и Индией не позволяла предпринимать сколько-нибудь серьёзные шаги по созданию в Юго-Восточной Азии единой финансовой системы, и страны АСЕАН вместе с их диалоговыми партнерами по-прежнему продолжали ориентировать свои национальные валюты на курс американского доллара. Однако, после начала мирового кризиса в 2008 году курс доллара США значительно просел и страны-участницы ВАС задумались о возможности избавиться от валюты-посредника, ставшего шатким доллара США, так в качестве альтернативы американскому доллару собственные валюты стали предлагать ключевые игроки — Япония, Австралия и Китай, уверенные в своей финансовой стабильности [4,6].
На мировой арене ВАС становится всё более значимым и всё больше привлекает внимание различных стран, объединений и группировок, таких как Евросоюз, Франция, Пакистан, Монголия, а также Канада [4].
С момента учреждения АСЕАН, эта региональная группировка проявляет себя как один из самых динамично развивающихся субрегионов мира. Однако, несмотря на все достижения и успешные пути развития, перед Ассоциацией возникают всё новые проблемы, от решения которых зависит её дальнейшие развитие. Так, на сегодняшний день, можно выделить несколько главных проблем, стоящих перед руководством АСЕАН [4].
Во-первых, сегодня с особенной остротой встает проблема определения места и роли АСЕАН в формирующемся многополярном мире с учетом двух ключевых факторов — возрастания политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе КНР (и в меньшей степени Индии), а также нарастания соперничества США и КНР за влияние в ЮВА. Таким образом, поиск «асеановцами» своей новой идентичности происходит на фоне нарастания борьбы за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе между Вашингтоном, который не собирается ослаблять здесь свои позиции, и Пекином, чьё экономическое присутствие в регионе становится всё более ощутимым [7].
Во-вторых, существуют опасения возникновения проблемы, связанной с вытеснением стран АСЕАН с международных рынков в ряде секторов (как по товарам, так и по услугам) Пекином и Дели, которые являются их прямыми конкурентами в этих секторах [7].
В-третьих, выделяют возможность потери Ассоциацией лидирующей роли в политико-интеграционных процессах в АТР и попаданию «десятки» под экономическое доминирование КНР, в связи с постепенной утратой конкурентоспособности, относительно низким по сравнению с Китаем и Индией уровнем притока прямых иностранных инвестиций (из которых около половины приходится на Сингапур), а также с невысокими объемами внутрирегиональной торговли [7].
Также существует ряд других проблем таких как: проблема территориальных споров в Южно-Китайском море; ряд проблем между странами АСЕАН, вызванных разногласиями относительно соблюдения прав человека и попыток пересмотра принципа невмешательства Ассоциации во внутренние дела стран; разногласия по вопросам экономической интеграции. Эти и другие проблемы, руководство АСЕАН должно стараться решить в ближайшее время, чтобы не допустить возникновения крупных конфликтов внутри Ассоциации, которые могут повлечь за собой множество негативных последствий, как для каждой страны, входящих в неё, так и для Ассоциации в целом [5,6,9].
Однако, несмотря на ряд имеющихся проблем, многие эксперты сходятся во мнении, что АСЕАН в ближайшем будущем будет продолжать успешно развиваться, и будет иметь довольно неплохие перспективы своего развития [5].
Среди прочих можно выделить следующие: в связи со стабильным ростом суммарного ВВП стран АСЕАН в течение последних пяти лет, наблюдаются устойчивые тенденции экономического развития стран АСЕАН [5].
Также с учетом того что в АСЕАН внутреннее разделение постепенно устраняется, можно констатировать тенденцию перехода от «малой» (узкой, локальной) интеграции к «большой» — в масштабе всего региона ЮВА [5].
К тому же наблюдается тенденция современного развития АСЕАН в русле «нового регионализма», который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности, во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных факторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает транснациональные и межрегиональные процессы [9].
Некоторые эксперты также выделяют тенденцию ускоренного экономического развития АСЕАН, за счёт «подъёма» Китая и развития с ним диалогового партнёрства. Также большинство исследователей сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе судьба АСЕАН будет во многом зависеть от того, какую позицию займут США и КНР: будет ли им выгоднее сохранить единство АСЕАН с её огромным внутренним рынком, квалифицированной рабочей силой и богатыми природными ресурсами или же они предпочтут раздробить АСЕАН на прокитайские и проамериканские блоки. Однако зарубежные специалисты считают, что пессимистический сценарий менее вероятен [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 О ежегодном взносе Российской Федерации в Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация — ACEAH: Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2010 N 2084-р:URL: (дата обращения: 01.11.2014).
2 О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии: Закон РФ от 26 июля 2004 г. №76-ФЗ. :URL: (дата обращения:01.11.2014).
3 Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. А.С. Булатовой и Н.Н. Ливенцева. Изд. с обновлениями М. : Магистр, 2010.- 654 с.
4 Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, международные организации и экономические группировки: справочник/ под ред. А.Н.Панова, Е.П.Бажанова и Ю.А.Райкова. М.: Восток-Запад, 2010. — 320 с.
5 АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы: учебник/ под ред. Васильева Л.Е. М.: ИД «ФОРУМ»,2010. — 368 с.
6 Дроздова Л. В., Пале С. Е. Страны АСЕАН: курс на объединение экономических интересов// Азия и Африка сегодня. 2014. — №3. С. 33.
7 Мартынова Е. С. Соперничество США и Китая в Азии: чем это грозит АСЕАН?//Азия и Африка сегодня. 2014. — №2. С.4.
8 Локшин Г. М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2013. — №20. С.17.
9 Колдунова Е. В. АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов// ЮВА: актуальные проблемы развития. 2008. — №11. С.28.
10 Мартынов Е.В. Перспективы развития АТР // Стратегия России. 2007. №8. С.13.
11 Назарчук Д. Н. Перспективы многостороннего сотрудничества России в АСЕАН// Экономический журнал. 2012. №27. С.29.
12 Абалкина А.А. Перспективы регионального сотрудничества в валютной сфере в «АСЕАН+3» в условиях кризиса// Бизнес и банки. 2009. №36.С.11.
13 АSEAN Community in Figures 2011 (ACIF 2011) )// Jakarta: ASEAN Secretariat, April 2012. URL: (дата обращения: 23.10.2014).
14 ASEAN Community in Figures 2012 (ACIF 2012)// Jakarta: ASEAN Secretariat, March 2013. URL: (дата обращения: 23.10.2014).
15 ASEAN Community in Figures 2013 (ACIF 2013) )// Jakarta: ASEAN Secretariat, February 2014. URL: (дата обращения: 23.10.2014).
16 The Association of Southeast Asian Nations: [сайт]. URL: (дата обращения: 23.10.2014).
17 The Central Intelligence Agency : [сайт]. URL: (дата обращения: 02.11.2014).
18 Фонда сотрудничества АСЕАН — Россия: [сайт]. URL: www.asean-russia.ru (дата обращения: 01.11.2014).
19 Министерство иностранных дел России: [сайт]. URL: (дата обращения: 30.10.2014).[schema type=»book» name=»АСЕАН: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» author=»Маркушева Владислава Максимовна, Фролова Наталья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]