Анализом интегрированной отчетности зачастую занимаются внешние пользователи, не имеющие доступа к внутренней информации о компании. Поэтому чаще всего дается общая оценка состояния дел, а также проводятся сравнения с отчетностью других компаний. Цели анализа интегрированной отчетности зависят от «заказчика» анализа и могут быть весьма различными.
Поэтому в зависимости от целей и задач анализа меняется набор используемых аналитиком показателей, последовательность их расчета, выбираются и комбинируются необходимые методы анализа, т.е. формируется конкретная методика анализа.
Прежде всего, необходимо получить (или, если анализ проводится на регулярной основе – обновить) сведения об отрасли, к которой принадлежит анализируемое предприятие (объект исследования). Проводится краткий обзор положения дел в отрасли, к которой принадлежит объект исследования, отмечаются значимые тенденции её развития (как правило, за последние пять лет, с особым вниманием к последнему периоду), выделяются внешние факторы (5–7, редко — больше), оказывающие наибольшее влияние на анализируемый объект, а также характер их влияния, оцениваются тенденция развития этих факторов.
Затем проводится изучение положения исследуемого объекта на тех рынках, на которых он работает. Приводится краткая характеристика места и роли продукции (товаров, работ, услуг) выбранного объекта исследования на отраслевом рынке. Определяются список и положение ближайших конкурентов (5–10 организаций), составляется список конкурирующих товаров, работ, услуг (аналогичные, заменители и др.) и определяется их место на рынке. Особое внимание уделяется прогнозам развития конкурирующих организаций и товаров.
После этого приступают к динамическому (горизонтальному) анализу статей интегрированной отчетности, определяются темпы роста и прироста показателей, оцениваются изменения в абсолютном и относительном выражении, на этой основе делаются прогнозы о об их дальнейших возможных изменениях. Динамика показателей анализируемого предприятия сравнивается с соответствующей динамикой среднеотраслевых показателей, а также с соответствующими показателями основных конкурентов, а также с динамикой таких общеэкономических показателей, как уровень инфляции, динамика изменений валютных курсов и т.п.
Следующим шагом является структурный анализ, т.е. исследование соотношений различных показателей между собой. И если при анализе динамики важны именно изменения и их характер и направление, то структура, напротив, стремится к стабильности. Поэтому особое внимание уделяется любым существенным изменениям структуры. Бывает полезно сравнить структуру показателей интегрированной отчетности анализируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, и с показателями ближайших конкурентов, но следует помнить, что структура показателей каждого предприятия является довольно уникальной, а потому не все сравниваемые показатели являются сопоставимыми.
Если имели место существенные с точки зрения аналитика структурные или динамические сдвиги, бывает полезно провести структурно-динамический анализ, объединяющий два предшествующих. К его помощи прибегают также в условиях нехватки времени для анализа, или когда глубокое исследование невозможно или нецелесообразно.
После получения первого представления о положении дел проводят коэффициентный анализ. Набор коэффициентов определяется целями анализа. Как правило, рассматривают один или несколько показателей из следующих групп: ликвидности и платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости. Реже прибегают к исследованию более специфических коэффициентов, как например, коэффицент износа, коэффициент обновления основных средств и т.п.
Если коэффициентный анализ не дал однозначных ответов на поставленные аналитиком вопросы, проводят более глубокий анализ – факторный. При этом в факторном анализе за основу факторной модели также могут быть взяты коэффициенты.
Получив достаточное представление об анализируемом объекте, целесообразно вернутся к сравнительному анализу. На этом этапе осуществляют рейтинговый анализ. В качестве объектов для сравнения выбирают те, которые указаны в качестве конкурирующих. В качестве показателей для составления рейтингов приоритеты отдают тем, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность в сегменте рынка, занимаемом объектом исследования. Для большей достоверности рейтингового анализа бывает полезно составить несколько различных рейтингов, а также сравнить с рейтингами, составляемыми другими исследователями.
Завершает исследование стратегический анализ, в котором указываются сильные и слабые стороны анализируемой отчетности, а также имеющиеся угрозы и возможности для развития объекта анализа.
Литература:
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. Бабаев Ю.А., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е., Петров А.М. Учебник для студентов обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под редакцией Ю. А. Бабаева. Москва, 2010.
- Бухгалтерский финансовый учет. Бабаев Ю.А. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. Г. Макарова; под ред. Ю. А. Бабаева. Москва, 2011. (изд. 3-е, перераб. и доп.)[schema type=»book» name=»АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ — НОВОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ОТЧЕТНОСТИ» description=»Интегрированная отчетность это сравнительно новая модель отчетности в мире бизнеса, она включает в себя финансовую и нефинансовую информацию, учитывает риски и возможности компании, тем самым отражая способность организации поддерживать свою стоимость в долгосрочном периоде. Включение всех нефинансовых, но тем не менее значимых для функционирования бизнеса компонентов в отчетность позволит улучшить ее качество и отразить влияние внешней среды, включая особенности географические, социальные, нормативные. » author=»Антонова Ольга Витальевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]