Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ

В настоящее время управление государственными таможенными услугами осуществляется в рамках традиционной модели управления таможенными органами. Данная модель предусматривает множество подходов и методов управления: управление по целям, управление по результатам, управление по отклонениям, ситуационное управление. В этих подходах управление представляет собой некоторое воздействие на систему как часть среды, призванное скорректировать функционирование этой системы, определяемое начальными условиями, исходным состоянием и обменными процессами в системе и с внешней средой ради достижения определенной цели. [2]

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.

На сегодняшний день управление государственными таможенными услугами (далее ГТУ) происходит в рамках модели представленной на рис. 1.

Данная модель предусматривает два уровня управления: стратегический и оперативный. На первом, стратегическом, уровне управления реализуется организационный механизм регламентирования государственных таможенных услуг, который определяет универсальную процедуру разработки и утверждения проекта административных регламентов государственных таможенных услуг.

Анализ нормативных документов, сопровождающих разработку и внедрение административных регламентов, позволяет предложить следующий организационный механизм формирования государственной таможенной услуги, представленный на рис. 2.

Рис. 1. Общая модель системы управления государственными
таможенными услугами

Проведенный анализ показал, что в настоящее время организационный механизм регламентирования государственных таможенных услуг реализуется в два этапа, включая:

1) этап разработки проектов административных регламентов;

2) этап утверждения административных регламентов.

Организационный аспект управления услугами осуществляется по традиционной схеме в рамках сложившейся системы управления таможенными органами России (ФТС России – РТУ – таможня – таможенный пост). Верхний уровень в системе управления государственными таможенными услугами занимает Главное организационно-инспекторское управление (ГОргИУ), которое определяет перечень услуг, а также подразделения которые будут заниматься непосредственно предоставлением той или иной государственной таможенной услуги.

Рис. 2. Организационный механизм регламентирования

государственных таможенных услуг

Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т.д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов.

Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловливает существование достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т.п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. [2]

Однако согласно новой философии содействия бизнесу, взаимодействие таможенных институтов с участниками внешнеэкономической деятельности становится важнейшим фактором эффективного выполнения стоящих перед таможенной службой задач по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению национальной безопасности страны. Однако данное взаимодействие на сегодняшний день осуществляется не в полной мере, поскольку отсутствует система обратных связей. Данная система, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной. Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятельствами. [1]

Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересованность субъекта управления любого уровня в максимально полной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия.

Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей – это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений.

В целом, проведенный анализ современного состояния управления государственными таможенными услугами показывает, что на сегодняшний день услуги представляют собой одно из наиболее развивающихся направлений. Между тем система управления услугами как целостным объектом отсутствует. Все это происходит по причине недостаточного развития понятийного аппарата управления государственными таможенными услугами, отсутствия теоретически и методически обоснованной структуры и порядка функционирования системы управления государственными таможенными услугами, а также отсутствия эффективной методики мониторинга результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами.

Список литературы:

  1. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. с.137-139.
  2. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общ. ред. В.А. Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. с. 31-35.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ» author=»Макрусев Виктор Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found